Конспект Первые известия о Руси
Оценка 4.7

Конспект Первые известия о Руси

Оценка 4.7
docx
19.01.2024
Конспект Первые известия о Руси
Конспект Первые известия о Руси.docx

 

 

План - конспект

открытого урока истории

6 класс

Первые известия о Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства

Планируемые результаты:

Предметные:

Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; описывать занятия, облик руссов. Анализ информации, содержащейся в летописях.

Личностные:

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.

Метапредметные:

Анализируя текстовую и графическую информацию различных источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.            

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: мультимедийный экран, ПК, презентация, раздаточный материал.

 

План урока

1.     Орг. момент

2.     Этап мотивации

3.     Актуализация знаний

4.     Постановка задач и целей урока

5.     Изучение нового

6.     Закрепление изученного материала

7.     Домашнее задания

8.     Рефлексия

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

II.  Этап мотивации.

В истории есть вопросы, на которые до сих пор ученые не могут дать однозначные ответы. Одним из таких вопросов является вопрос об образовании Древнерусского государства. Но источники дают противоречивые сведения, которые можно трактовать по-разному. Ссылаясь на "Повесть временных лет" одни историки заявляют, что Древнерусское государство было создано варягами, а другие историки находят упоминание у славян о своих князьях до варягов.

- Какой вопрос нам надо решить на уроке?

III. Актуализация опорных знаний.

Историческая разминка

Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, составленного учителем.

1. Соседская община

2. Религия восточных славян

3. К какой ветви славян относятся русские, украинцы,

белорусы?

4. Общий совет всех домохозяев

5. Главное занятие восточных славян?

6. Каменная или деревянная статуя, изображающая бога

7. Как называлась система земледелия, при которой треть полей засевали весной, треть – осенью, а треть оставляли под пар.

IV. Постановка целей и задач урока.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

- Как называется наша страна?

- Откуда происходит это название? Что оно означает?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Связь с ранее изученным материалом

Какие исторические источники помогают учѐным в исследовании древнейшей истории?

Можно ли им безоговорочно доверять?

Почему многие проблемы до сих пор вызывают споры в рядах историков? Вспомните, кто такие норманны. Чем они занимались?

На какие страны Европы совершали набеги? 

Какой письменный источник рассказывает о начале истории Руси?

Тема нашего сегодняшнего урока «Первые известия о Руси»

V. Изучение нового материала.

Предпосылки создания Древнерусского государства.

- Изучая всеобщую историю периода Средневековья, мы говорили о возникновении различных государств. Назовите эти государства. (Государства франков, немцев, западных славян, арабов)

- Что такое государство? Каковы его признаки?

Государство - это организация жизни народа с помощью публичной власти, защищающей общественные интересы. Оно регулирует отношения между людьми и осуществляет защиту границ о взаимоотношения с другими государствами и народами.

Признаками государства являются:

·                     определенная территория;

·                     наличие аппарата управления (чиновников);

·                     единые законы;

·                     единые налоги;

·                     наличие армии

- Какие условия необходимы для создания государства?

- Сложились ли эти условия у восточных славян? (Работа с п.1 §3)

Примерные ответы учеников:

1) С развитием хозяйства происходит переход от родовой общины к соседской. Одна семья уже может обеспечить себя необходимым. Но трудности обработки земли (подсечно-огневая система) заставляет семьи объединять свои усилия.

2) Появляется общественное неравенство.

3) Возникают конфликты внутри общины.

4) Развитие земледелия, ремесла и промыслов проводит к появлению особой группы людей, занимавшихся торговлей - купцов и специальных пунктов торговли - городов.

- Найдите на карте эти города - племенные центры. (Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч).

5) Выделяются важные водные торговые пути.

-П окажите на карте важнейшие торговые пути, идущие через земли восточных славян (путь "из варяг в греки", волжский путь).

- Какие товары продавали славяне в другие страны? Какие покупали? (составляют схему)

6) Для защиты торговых караванов и городов нанимают специальные отряды - дружины во главе с князьями. Постепенно роль князей усиливается: они выполняют не только роль защитников от нападений кочевников, но и начинают выполнять функции правителей и судей. Власть князей становится наследственной. На территории племенных союзов возникают местные княжения.

2. "Повесть временных лет" о призвании варягов. Образование государственных центров.

В "Повести временных лет" говорится о возникновении государственности у восточных славян в двух центрах: Киеве - на юге и Новгороде - на севере.

Работа с документами (по вариантам).

1 вариант.

“Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлял самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)... Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие. Так и доныне называют дунайцы городище тот - Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; и браться его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.

- Что говорит летописец о Кие?

- Как вы думаете, насколько достоверным является этот источник?

2 вариант.

“В лето 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи... “Земля наша велика и обильна, а наряда [т. е. порядка] в ней нет. Приходите княжить и управлять нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик...”.

- К кому обратились за помощью северные племена Руси?

- Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?

- Как автор объясняет происхождение понятия "русь"

3 вариант.

“И было у него [Рюрика] два мужа [т. е. служивших у него], не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Те же ответили: “Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде”.

- Кто такие Аскольд и Дир?

- Почему они решили остаться в Киеве? Почему поляне приняли Аскольда и Дира?

Эти сведения "Повести временных лет" стали основой для так называемой "Норманнской теории", возникшей в середине XVIII в. Немецкие историки, служившие в это время в России, на основе летописей сделали вывод: "русское государство создали норманны".

- Вспомните, кто такие норманны? Какую роль они играли в Европе в VIII-IX вв.? (Набеги на прибрежные земли Западной Европы, создание государств - герцогство Нормандия, королевство Сицилия)

В дальнейшем "норманнская теория" использовалась для обоснования идеи об исторической отсталости славян, их неспособности самостоятельно создать государство и развиваться.

Горячим противником "норманнской теории" был М.В.Ломоносов. Но он отрицал вообще причастность варягов к созданию государства на Руси.

В современной исторической науке признается:

·                     историчность Рюрика;

·                     вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку "Рюрик сине хус трувор" в переводе с древнешведского означает "Рюрик с домом и дружиной";

·                     варяжское происхождение первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения;

·                     государство возникает у восточных славян как результат вызревания внутренних предпосылок, а не в результате вторжения варягов;

·                     грабительские набеги варягов на севере и кочевников печенегов и хазар на юге способствовали сплочению славянских племен;

·                     приглашение славянами варягов, согласно летописи, было сделано с определенной целью - княжения, т.е. славянам была уже известна эта форма власти.

3. Образование государства. Организация власти в Древнерусском государстве.

879 г. - смерть Рюрика в Новгороде.

882 г. - Захват Олегом Киева, объединение двух центров - Киева и Новгород; образование Древнерусского государства (Киевская Русь)

Работа с п.4 учеб. - составить схему "Управление Древнерусского государства"

Полюдье - объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

VI. Закрепление изученного материала

Ответ на проблемные вопросы:

- Как возникло государство у восточных славян?

- Кого можно считать создателем Древнерусского государства?

Государство у славян возникло в результате развития хозяйства, разложения родоплеменных отношений и было ускорено внешним фактором - нападениями варягов на севере и кочевников (хазар и печенегов) на юге. Основателем государства можно считать князя Олега, который подчинил большую часть восточнославянских земель, объединил Новгород и Киев, сделал Киев столицей государства.

VII. Домашнее задание:

          VIII. Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

Предлагаю составить синквейн (стихотворение из пяти строк; в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей (три глагола); в четвертой приводится фраза из 4 значимых слов; пятая строка отражает синоним).

Пример синквейна:

Русь

Могучая, славянская

Стонет под игом, побеждает, сеет

Русь – это моя Родина

Россия

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План - конспект открытого урока истории 6 класс

План - конспект открытого урока истории 6 класс

Цель урока: выявить причины и факторы возникновения русской государственности

Цель урока: выявить причины и факторы возникновения русской государственности

Ход урока I . Организационный момент

Ход урока I . Организационный момент

Какие исторические источники помогают учѐным в исследовании древнейшей истории?

Какие исторические источники помогают учѐным в исследовании древнейшей истории?

Развитие земледелия, ремесла и промыслов проводит к появлению особой группы людей, занимавшихся торговлей - купцов и специальных пунктов торговли - городов

Развитие земледелия, ремесла и промыслов проводит к появлению особой группы людей, занимавшихся торговлей - купцов и специальных пунктов торговли - городов

Как вы думаете, насколько достоверным является этот источник? 2 вариант

Как вы думаете, насколько достоверным является этот источник? 2 вариант

России, на основе летописей сделали вывод: "русское государство создали норманны"

России, на основе летописей сделали вывод: "русское государство создали норманны"

Полюдье - объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

Полюдье - объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

Конспект Первые известия о Руси

Конспект Первые известия о Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2024