Конспект по литературному чтению на тему "Д. Мамин-Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок"
Оценка 4.9

Конспект по литературному чтению на тему "Д. Мамин-Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
06.02.2020
Конспект по литературному чтению на тему "Д. Мамин-Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок"
Конспект по литературному чтению на тему "Д. Мамин-Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок" Программа: Перспектива Класс -2
chtenie_2b_5_02_20.docx

                                                 Конспект урока по чтению

Дата: 05.02.2020г.

Класс: 2 Б

Методист: Шиленко Д.Н.

Студент: Флигинских Т.В.

Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок

Цели:

-образовательные: сравнить героев сказок Д,Мамина-Сибиряка и Дж.Харриса; учить выделять главную мысль в тексте.
-развивающие: развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; обогащать словарный запас детей.
-воспитательные: воспитывать позитивное отношение к чтению; воспитывать способность выходить из трудностей.
Тип урока: изучение нового

Планируемые результаты

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; прогнозировать содержание произведения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

личностные:

воспринимать сказку как особый жанр литературы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть, презентация к уроку, раздаточный материал (диалоги, карточки с заданиями), маски героев сказок. 

                                                                          

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Валерьевна и сегодня урок чтения проведу у вас я. Проверьте вашу готовность. У каждого на столе должен быть учебник, дневник и пенал.

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с интересной сказкой. Как она называется? ( Братец Лис и Братец Кролик»).

-Кто автор этой сказки?
-Верно, кто является героями этой сказки?(Братец Лис, Братец Кролик).
-О каких событиях вы уже узнали?(Братец лис пытался поймать Кролика, но это никак ему не удается. Он придумал хитрость, чтобы съесть Кролика.)

 

1.Чтение и анализ сказки.
-Правильно. На сегодня вам было задано дочитать сказку. Давайте еще раз прочтем отрывок все вместе (спрашиваю учащихся вразброс).КАКОЙ ОТРЫВОК – для себя отметить!

 

2.Беседа по выявлению главной мысли.
1)-Скажите, как прошел обед в доме Братца Кролика?(Лис не пришел в гости к Кролику)
2)-Почему Лис пришел, но не решился войти в дом Братца Кролика?(потому что Лис хотел съесть Кролика, но не ожидал застать его в компании многочисленного семейства)
3)-Как объяснил свое отсутствие Лис? Кто ему помог? (Братец Ёж сообщил Братцу Кролику, что Лис захворал)А как вы понимаете слово «захворал» ?(Заболел Лис).
4)-Как думаете, что означает песенка? Прочитайте ее еще раз.(Песенка дала понять Лису, что Кролик разгадал его хитрость)
5)-Какую новую уловку придумал Лис?(Он пригласил Кролика к себе в гости)
6)-Что увидел Кролик, придя в гости к Лису? (Что Лис сидел в кресле, закутанный в байковое одеяло)
7)-Поверил ли Кролик Лису?(нет, не поверил)Так ли нужен был ему укроп?(нет, укроп-это предлог, чтобы улизнуть из дома Лиса). Прочитайте строчки, которые показывают , как быстро убегал Кролик из дома Лиса?(«Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждет Лиса.»).А как вы понимаете выражение «стрельнул в кусты»?(убежал в кусты, так быстро, будто выстрел)
8)-Как повел себя лис?(«Долго ждать не пришлось, потому что лис сразу скинул байковое одеяло – и за ним вдогонку.»)
9)-Прочитайте  последние слова Братца Кролика. Подберите правильную интонацию. Почему нужно было прочитать именно с такой интонацией? (потому что Кролик смеется над Лисом)
10)-Что вы можете сказать о Братце Лисе и о Братце Кролике?(Братец Лис пытался поймать Кролика, но все попытки не увенчались успехом, потому что Братец Кролик видел все его уловки и всегда находил выход из них).
11)-Какой вывод мы можем сделать?(Добро побеждает зло)

Учащиеся отвечают.

 

Сообщение темы и целей урока.

 

1.Повторение и обобщение изученного.

-Назовите главного героя сказки?(Братец Кролик)
-Вспомните, какую сказку о зайце вы уже читали?(«Сказка про храброго Зайца-длинные уши,косые глаза,короткий хвост»)
Итак,у нас есть две сказки с одинаковыми главными героями. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Сравнивать героев сказки «Про храброго зайца» и сказки «Братец лис и Братец Кролик») слайд1
-Слева у нас «Сказка про храброго зайца»,а справа – «Братец Лис и Братец Кролик».
Сравнивать сказки мы будем по плану(план вывожу на экран «Внешность,поступки,качества,отношение автора»; прошу учащегося прочесть план)
-Главный герой первой сказки?(заяц)
-Как он выглядит? Каков его внешний вид?(Храбрый заяц-длинные уши,косые глаза, короткий хвост)
-А кто является главным героем во второй сказке?(Кролик)
-Скажите, а чем отличается кролик от зайца в природе?(зайцы не роют нор,не воспитывают потомство,зайчата рождаются зрячими;кролики роют норы,воспитывают свое потомство,крольчата рождаются слепыми,без пуха или шерсти).Но в сказках это не имеет значение, поэтому можно считать, что персонажи этих двух сказок одинаковы.
-Найдите описание его внешности в тексте(«гладкий,толстый и жирный Кролик»)
-Теперь перейдем к поступкам. Что объединяет Зайца и Братца Кролика?(они оба попали в сложную ситуацию, в которой могли бы лишиться жизни).
-Теперь давайте поговорим о качествах Зайца. Какой он?(трусливый,но считает себя храбрым, хвастливый)Приведите пример из текста(«Родился зайчик в лесу и все боялся.»)
-А что вы можете сказать о Кролике? (находчивый,ловкий,изворотливый)
-Наши герои по характеру совсем разные. Подумайте, а какое качество их еще объединяет? Какие кролик и заяц? (быстрые). Докажите примером из текста.(«задал такого стрекача»; «стрельнул в кусты»)А как вы понимаете выражение «задать стрекача»?(убегать,спасаться бегством). Верно,быстрые лапы спасли Зайца.
Теперь переходим к следующему пункту плана:  СЛАЙД 2«Отношение автора».
-Как относится автор к Зайцу в сказке Д.Мамина-Сибиряка? Для этого посмотрите на экран СЛАЙД 3,здесь есть несколько вариантов, выберите верный?(с юмором,с осуждением,со злобой,с восхищением,с одобрением,с удивлением).

-Как вы думаете?(с юмором).А почему?(Потому что другие зайцы стали считать его отважным,приняв его трусость за смелость).
-Хорошо, а как относится автор к Братцу Кролику?(с восхищением).Почему?(Автор восхищается ловкостью и находчивостью Кролика,которые спасли его от Лиса)
-Скажите, а что помогло Зайцу спастись от Волка?(счастливый случай)Докажите(«Дальше случилась совсем необыкновенная вещь..+ «А Волк в это время бежал…»)
-А что помогло Кролику?(его ловкость,изворотливость)
- А каких героев этих сказок мы еще можем сравнить?(Лиса и Волка)
-Почему?(они являются отрицательными персонажами).Докажите, что они отрицательные?(они хотели причинить вред главным героям)
-А какой волк?(злой,глупый)
-Подтвердите примером из текста(«…а Волк тем временем бежал в другую сторону…»)
-Каков Братец Лис?(злой,хитрый,изворотливый).Приведите пример из текста.(«…гонялся,гонялся Братец лис за Братцем Кроликом…»)

-Прочитайте строчки, которые показывают Лиса хитрым(«Я видел вчера Братца Медведя…»). А почему вы так думаете?(Лис придумал эту историю,чтобы поймать Кролика).
-Скажите, похожи ли Волк и Братец Лис?(нет,Волк глупый,а Лис хитрый).
-Но что их объединяет?(им не удалось поймать добычу).
- Молодцы, ребята!

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Учащийся читает план.

 

 

 

 

 

Учащиеся высказываю свои предположения.

 

 

Физминутка

Вышел зайчик погулять. 
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) 
Вот он скачет вниз по склону, 
Забегает в лес зелёный. 
И несётся меж стволов, 
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал. 
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) 
Замер зайчик средь травы 
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) 

Выполняют физминутку.

2.Работа с иллюстрациями

 

 

 

 

 

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран. На нём будут показаны иллюстрации к сказкам. Ваша задача-назвать сказку и эпизод, к которому относится данная картинка.
-А какой герой вам нравится больше и почему?
Я предлагаю вам описать персонажей этих сказок по плану, который лежит у вас на партах. (двух-трех учащихся спросить)

Учащиеся рассматривают иллюстрации.

Выполняют задание.

 

Домашнее задание.

-Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: найдите и прочитайте сказку, героем которой является заяц. Нарисуйте рисунок к прочитанной сказке.

Записывают домашнее задание.

Итог урока и рефлексия

-Скажите, какое задание вам понравилось больше всего?
-Какое было сложным?
-Что лучше всего получалось на уроке?

-Ребята, урок наш завершен.До новых встреч.

Оценивают свою работу на уроке

 

Методист _______________________/Шиленко Д.Н./

 

Учитель _______________________/Явецкая С.Н./

 

 

РЕЗЕРВ

А эти сказки, к какому виду относим их? Что общего и в чем различие? Для этого составим и заполним таблицу. (Вырезать на листочках) ИЛИ Слайд

Спрашивать учеников.

 

Название сказки

Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые глаза и Короткий хвост

Братец Лис и Братец Кролик

Автор

Д.Мамин-Сибиряк

Джоэль Харрис

Главные герои

Заяц, Волк

Кролик, Лис

Второстепенные герои

Старушки-зайчихи, старые зайцы, зайчата

Крольчиха, крольчата, ёж

Характеристика главных героев

Заяц- трусливый, хвастун

Волк- злой, голодный

Лис- хитрый

Кролик- находчивый, умный, осторожный

 Основные события

Хвастовство зайца

Встреча с волком

Лис решил съесть Кролика и позвал в гости. Кролик понял и убежал.

7. Главная (основная) мысль

Нельзя хвастаться

Нельзя верить всему, что тебя окружает

 




 

 

 


 

Конспект урока по чтению Дата: 05

Конспект урока по чтению Дата: 05

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Как думаете, что означает песенка?

Как думаете, что означает песенка?

Сравнивать сказки мы будем по плану (план вывожу на экран «Внешность,поступки,качества,отношение автора»; прошу учащегося прочесть план) -Главный герой первой сказки ?(заяц) -Как он выглядит?

Сравнивать сказки мы будем по плану (план вывожу на экран «Внешность,поступки,качества,отношение автора»; прошу учащегося прочесть план) -Главный герой первой сказки ?(заяц) -Как он выглядит?

Как вы думаете ?(с юмором). А почему?(

Как вы думаете ?(с юмором). А почему?(

Физминутка Вышел зайчик погулять

Физминутка Вышел зайчик погулять

РЕЗЕРВ А эти сказки, к какому виду относим их?

РЕЗЕРВ А эти сказки, к какому виду относим их?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020