Конспект по литературному чтению на тему: "И.А. Бунин "Листопад".

  • docx
  • 23.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект Бунин листопад.docx

 

 

 

 

Конспект урока по литературному

чтению  3 класс УМК «Планета знаний»

 

 

И. А. Бунин «Листопад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  И.А.Бунин. Листопад



Цели

 

-продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина; 

-познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть тему и идею стихотворения; 

- расширить читательский кругозор и обогащать словарный запас детей;
- учить детей правильному, выразительному, плавному чтению;
- прививать интерес к чтению;
- воспитывать любовь к родной природе, видеть её красоту.

 

 

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом И.А.Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы «Листопад», которую он посвятил А.М.Горькому.
Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так как в произведении Бунина «Листопад».

3. Словарная работа

- Прежде чем я прочитаю стихотворение, познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся:

 

На доске: 

терем 

лиловый 

багряный 

лазурь 

золотой 

просветы 

вдова 

мотылёк 

пёстрый 

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.

Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.

4.Знакомство с новым материалом

- Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть бунинскую осень.

Чтение стихотворения.

 – Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

– С каким чувством поэт описывает лес? (С восторгом)

 

5. Самостоятельное чтение детьми стихотворения.

 

– Почему осень для писателя праздничная, нарядная?

– Как изменился наряд осеннего леса по сравнению с летним?

– Как мы называем период осени, когда листья на деревьях становятся разноцветными? (Золотая осень)

– Почему?

– Какие звуки и запахи наполняют осенний лес? Прочитайте.

 

6.  Анализ содержания стихотворения.

 

– Какое настроение рождает у поэта вид осеннего леса? Докажите строками стихов.

– Какие строки повторяются? Прочитайте.

– Как вы думаете, одинаково ли их надо читать? 

– Почему?

– А как именно?

– А как надо читать само стихотворение? (Медленно, плавно)

– Какие слова, выражения передают сказочность осеннего леса? 

( "терем расписной”; "осень вступает в пёстрый терем свой”;  "заворожённый тишиной”)

– Найдите слова, в которых поэт передаёт нежность, теплоту чувств, изображая осень.

(оконца;  белый лепесток; воздушная паутина)

– А только ли на праздничную нарядную осень указывает автор? 

(чувствуется грусть: "тихою вдовой”, подготовка к зиме, щедрость, "последний мотылёк”; "мёртвое молчание”) 

– Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете это стихотворение? Подтвердите текстом.

– Какие слова и выражения помогают нарисовать лес? берёзы? ёлочки? клёны?

– Какие краски понадобились бы вам, чтобы нарисовать осень, изображённую Буниным?

7. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

  - Послушайте пьесу П.И. Чайковского "Времена года".

- Что вы услышали в музыке?  - Что почувствовали?
-    Что представили себе, когда слушали?

      Эта пьеса называется "Октябрь".

8. Упражнение в выразительном, правильном чтении

- чтение за учителем;

- чтение друг другу в паре, чередуясь. Последнюю часть читаем вместе;

- чтение в паре вслух;

- чтение вполголоса, выразительно, красиво;

- индивидуальное чтение.

9. Рефлексия.

 - Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание было самым интересным?

- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

-Оцените свою работу.

10. Итог урока.

-  С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

(Восхищение, грусть)

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя:  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин     

11. Домашнее задание.

Научиться выразительно, читать стихотворение, по желанию выучить наизусть.