Конспект литературного чтения
в 3 классе.
С. Я. Маршак «Ландыш»
(УМК Л. В. Занкова)
Разработала: Васильева Ольга Вячеславовна
студентка 402 группы факультета ПоиСТ
Магнитогорск 2012
Конспект урока по литературному чтению
С. Маршак «Ландыш»
Цель урока:
познакомить со стихотворением С.Я.Маршака “Ландыш”;
развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение;
в сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности;
воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование: учебник, презентация.
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Подготовительная работа
4. Работа над названием
5. Первичное восприятия произведения
6. Словарная работа
7. Этап перечитывания и анализ художественного произведения
8. Этап обобщения
9. Итог урока
10. Домашнее задание
Ход урока:
№ |
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Орг. момент |
-Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь. -Прошу все внимание на меня. |
Приветствуют учителя. |
2 |
Сообщение темы и цели урока |
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных детских поэтов и с одним из его произведений. |
|
3 |
Подготовительная работа |
(Показ презентации про поэта.) В презентации выставка книг поэта. Самуил Яковлевич Маршак родился 22.11.1887 в Воронежской губернии в семье заводского техника, талантливого изобретателя. (слайд № 2) Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы. Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы. (слайд № 3) А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. (слайд № 4) Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки. (слайд № 5) Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака (слайд № 6) Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. (слайд № 7) На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи. Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского. (слайд № 8) -Какие вы знаете произведения Маршака. -Давайте посмотрим выставку его произведений: -Автобус № 26, Багаж, Великан, Веселые Чижи (слайд № 9), От 1 до 10, Вот такой рассеянный, Где обедал воробей (слайд № 10), Кошкин Дом, Мяч, Книжка про книжку (слайд № 11), Детки в клетки, Школа на колесах, Петя – попугай (слайд № 12), Откуда пришел стол, Мороженое, Рассказ о неизвестном герои, Первый день календаря, Поросята (слайд № 13). -Но это не единственные произведения поэта, это лишь некоторые из них. |
Называют произведения. |
4 |
Работа над название. |
-Давайте отгадаем загадку: Цветёт он майскою порой, -А почему вы решили что это ландыш?
-Правильно, это ландыш. (слайд № 15, 16) -Отгадка будет названием того произведения, с которым мы сегодня познакомимся. -Как вы думаете, что такое ландыш? (Картинка с изображением ландыша) |
-Ландыш.
-Потому что ландыши распускаются весной и цветка у ландыша в форме колокольчика.
Ответы детей. |
5 |
Первичное восприятие произведения |
-Я прочитаю стихотворение. Ландыш Чернеет лес, теплом
разбуженный, Бутонов круглые бубенчики Природой бережно спеленутый, Томится лес весною раннею, -Поделитесь своими мыслями, чувствами. -Какими вы представляете себе ландыш? -Нравятся ли вам ландыши? Чем? |
Слушают. |
6 |
Словарная работа |
-Давайте разберем некоторые слова: Жемчужины, бубенчики, венчики, спеленутый, томится, благоухание. Жемчужины-драгоценность. Бубенчики- шарики с кусочками металла внутри, которые звонят. Венчики- часть цветков, состоящих из отдельных или сросщихся лепестков. Сплетенутый-связанный, обхваченный. Томится- переживать, мучиться. Благоухание-издавать запахи. |
|
7 |
Этап перечитывание и анализа худ. произведения |
-Прочитайте стихотворение про себя. -Какие картины представляли при чтение стихотворения? -Какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении?
-Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он «обрамляет»?(вставляет в рамку.)
-В каких именно образах поэт передает свое восхищение цветком?
-Как Маршак передает чистоту и хрупкость цветка? Зачитайте. -А почему автор говорит про ландыш, что он прохладен? -Какой из этих образов помогает вам представить ландыш? -Какие слова автора представляются каждому из вас наиболее точными и пронзительными. -Какой образ леса создает поэт? -Как лес относится к ландышу. -Скажите пожалуйста, какими выразительными средствами языка пользуется автор? -Давайте повторим, что же такое метафора, олицетворение и сравнение.
-Найдите и зачитайте в тексте примеры метафоры.
-Докажите, что это метафора. -Зачитайте олицетворение из текста.
-Докажите, что это олицетворение?
-Какое настроение у этого стихотворения? -А вы поняли как нужно читать это стихотворение?
-Сейчас еще раз внимательно, про себя прочитайте стихотворение. Подготовьтесь к выразительному чтению. |
-Черный лес. Он еще не распустился. И ландыши. -Ландыш – как клад, как драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес еще черный, без листвы,- как темная закрытая шкатулка, внутри которой, в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зеленой шелковой подкладке. -Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша-круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны. -Природой бережно спеленутый… -Первый цветок, похож на снег
-Метафорами, сравнением, олицетворением. -Метафора - перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства. Олицетворение – перенесение признаков с неживого на живое. -И ни грустное и ни веселое. - Чернеет лес, теплом разбуженный,
- Природой бережно спеленутый, Томится лес весною раннею, -Перенесение свойств с неживого живому. И ни грустное и ни веселое. -Медленно, нежно, с любовью. Несколько человек читают выразительно стихотворение. |
8 |
Этап обобщения |
-Так каким же вы представили себе ландыш? -Теперь попробуйте нарисовать ту картину, которую вы представили, пока только простым карандашом. -Под рисунком напишите мини сочинение о том, как же вы относитесь к ландышу из этого стихотворения. |
Рассказывают. |
9 |
Итог урока |
– Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? |
Ответы детей. |
10 |
Домашнее задание |
Дома выучите стихотворение Ландыш и тот рисунок, который мы сегодня рисовали сделайте цветным. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.