Конспект по окружающему миру "В гости к весне" 2 класс
Оценка 5

Конспект по окружающему миру "В гости к весне" 2 класс

Оценка 5
docx
30.08.2023
Конспект по окружающему миру "В гости к весне" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему В гости к весне ( 2 класс).docx

Урок окружающего мира 2 класс

с использованием мультимедийных технологий

Тема: В гости к весне.

автор учебника А. А. Плешаков, 2 класс,

УМК «Школа России»

Оборудование:

Учебник 2 класс Плешаков,

Презентация к уроку « В гости к Весне»

Фрагмент мультфильма «Весенняя песня»

Технические средства:

·         компьютер;

·         мультимедийный проектор;

Предварительная работа:

Подготовка сообщений о весне, экскурсия в парк.

 

Цель урока:

Расширение представлений о характерных признаках весны овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

 

Задачи урока:

 

1.     Познакомить детей с изменениями в жизни растений и птиц весной.

2.     Установить связь этих изменений с неживой природой.

3.     Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

4.     Продолжать формирование элементов экологической культуры.

5.     Развивать монологическую речь учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

 -Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями!

Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.

II. Самоопределение к деятельности.

-Я рада, что все пришли на урок с прекрасным настроением, потому что сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.                                      А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает …..(читает ученик) и попробуйте назвать тему нашего урока.

Я. Аким

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

-О каком времени года пишет поэт?

-Поэт пишет о весне.

-Назовите тему нашего урока  (В гости к весне).

-Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке?

Предположение учащихся….

-Сегодня на уроке  постараемся открыть тайны природы, узнаем о некоторых взаимосвязях. Мы будем исследователями. Исследуем взаимосвязь живой и неживой природы в весенних явлениях.

III. Работа по теме урока.

Просмотр отрывка Весенняя песенка. (Мультимедийник)

-С чем же к нам  приходит весна?

-С пением птиц, музыкой природы, журчанием ручья, звенящей водой, бурным пробуждением, расцветом, шёпотом цветов, весельем и т.д.

- Весна пришла с изменениями в природе. На какие две группы делится природа?  (живая и неживая)

- Чем отличается живая природа от неживой? (двигается, растёт, дышит, питается, умирает)

- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?

-Сначала происходят изменения в неживой природе.

IV. Совместное открытие нового.

- Сначала мы исследуем изменения в неживой природе.

- Ребята, а какие вы знаете весенние месяцы? Слайд 2(презентация)

- Первый весенний месяц – март. В старину в народе март называли протальник. Слайд 3

-Как вы думаете, почему?

-Следующий весенний месяц – апрель. Апрель называют снегогоном. Слайд4

В старину в народе май называли травень. Слайд5

1 группа

1. Вы познакомились по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86-87), посмотрели фильм.

- Расскажите о весенних изменениях в неживой природе, которые вам удалось пронаблюдать. Дети читают стихи, рассказывают свои мини сообщения. Отвечает 1 группа.

v Рассказ ребёнка  по учебнику.

 

- Все исследователи свои результаты записывают. И  мы тоже их будем записывать. Будем составлять схему.

- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?  

- Как изменилась температура воздуха?

- Изменилась ли продолжительность дня?

 

(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Небо

Теперь представим себе небо.

- Какое по цвету весеннее небо?

- Какое небо по характеру облачности?

- Какие осадки выпадают весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).

Снег и лед

- Что происходит со снегом весной?

- Что происходит со  льдом на реках весной?

- Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, льдины начинают двигаться. Как называется это явление?

Слайд 6

В  апреле на реках начинается ледоход. Ледоход - движение льда во время таяния. Льдины ломаются с треском, грохотом. Они плывут, словно огромные рыбины, иногда наскакивая друг на друга. Льдины плывут вниз по течению. Между льдинами появляются оконца синей чистой речной воды. Под лучами полуденного солнца они быстро тают. Талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.  Ещё следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может проломиться.

 

- Снег и лёд продолжают таять под лучами тёплого весеннего солнышка. Появляется много воды. Речки выходят из берегов. Как называется это явление?

Слайд 7

В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, проис­ходит её разлив, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные рядом с речкой. Половодье приносит неприятности людям и лесным зверушкам.  Высоко поднимается вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от разлива на редких островках холмов. 

-Какие реки родного края вы знаете?

-А у нас бывает ледоход на реке? (Нет)

-А половодье?

 

Почва

-Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

 

Физкультминутка.

Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на, наконец, пришла ……

Чи – чи - чи, прилетели к нам …..

Ло- ло- ло, всем от солнышка тепло…..

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

2 группа

- Солнце светит ярче, греет теплее, почва оттаяла, и начали происходить изменения в живой природе.

Рассказ по стр. 88 учебника. Слайд 8 первоцветы

печёночница благородная,

ветреница лютичная,

гусиный лук,

мать-и мачеха

 

Сообщения детей.

Ветреница лютичная растёт в лиственных лесах между кустарниками. Своё название цветок получил за то, что на тонком стебле он качается даже от лёгкого ветерка. Цветёт в конце апреле. На верхушке стебля нежный цветок ярко- жёлтого цвета. В ясный день цветок обращён к солнцу. В сырую погоду и на ночь цветок закрывается. Растение это ядовито. Слайд 9.

 

Мать - и – мачеха. А вы знаете, почему цветок назван мать – и – мачеха? Если рассмотреть лист этого растения, то видно, что одна сторона листочка на ощупь теплая, ласковая, пушистая, как мать. А другая, нижняя сторона, если прикоснуться к ней – холодная, жесткая и скользкая. Это – мачеха.

Мать - и – мачеха зацветает, когда растает снег. Она спешит: листьев ещё нет, а на пушистой ножке – солнечное соцветие. Оно похоже на одуванчик, и также потом превратится в пушистый шарик. Мать - и – мачеха – особый подарок весны:  и ценное лекарственное растение и хороший медонос. Слайд 10.

 

 

Охрана первоцветов. Слайд 11

- Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?

-  Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? Слайд 12

3 группа

Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Рассказ из учебника Васильева

Учитель:

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

-Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц). Слайд 13.

- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. 

- А какую пользу приносят птицы? (Птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

Учитель: К нам в класс пришло письмо. К нам со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.

4. Чтение письма

Дорогие ребята!

Я очень ждал прихода весны, чтобы прилететь в эти края. Помогите мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своими птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.

С большим уважением, Скворец.

Учитель: Давайте предположим: какой дом хочет Скворец? Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик? Куда должно выходить окошко? Почему? Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы? Показ скворечника.

-А наши ребята тоже делали скворечники. Посмотрите, какие они замечательные.

-Расскажите, какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны.

Сообщение.

Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, змеи, лягушки, ящерицы, рыбы. Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. Оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. 

7. Итог

Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Сможем мы теперь ответить на вопрос, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.

Какое из весенних явлений  стоит самым первым и почему? (солнце выше)

8. Рефлексия.

- А какое у нас настроение весной? Выставить смайлик.

- Оцените свою работу и свои знания. Если всё понравилось и всё понятно, то закрасьте капельку зелёным, если по теме что- то непонятно - в жёлтый цвет и рядом напишите вопрос, который вы хотели бы задать мне на следующем уроке, если вы не поняли тему урока – в красный цвет. Слайд 14.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека». Слайд  15.

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

8. Д/з к следующему уроку:

1.Рабочая тетрадь стр.56-57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце выше,

  чем зимой

 

                                                Живая природа

 

 

Неживая природа

                                                                                                          

                                                                                                           Появление

                                                                             Пробуждение       насекомых

                                                                               растений

                                                   Почва

                                                 оттаивает

Потепление                                                                                                   Прилёт

                  Дни стали                                                                        птиц

                  длиннее

                                                                        Просыпаются

                                                      Снег тает.             животные

                                                      Лёд тает.

              

 

Небо высокое,

голубое. Облака

лёгкие, белые.

                                               Ледоход

                                             Половодье

                                 Осадки

                              снег, дождь

 

 

 

                                         

                   

 

                               

 

 

 

 

 


 

Урок окружающего мира 2 класс с использованием мультимедийных технологий

Урок окружающего мира 2 класс с использованием мультимедийных технологий

Ход урока. I. Организационный момент

Ход урока. I. Организационный момент

В старину в народе май называли травень

В старину в народе май называли травень

Высоко поднимается вода, заливая кусты и корни высоких деревьев

Высоко поднимается вода, заливая кусты и корни высоких деревьев

Охрана первоцветов. Слайд 11 -

Охрана первоцветов. Слайд 11 -

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? -

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? -

Солнце выше, чем зимой

Солнце выше, чем зимой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2023