Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс Тема: «Лесными тропами» (по произведениям В. Бианки).
Оценка 4.7

Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс Тема: «Лесными тропами» (по произведениям В. Бианки).

Оценка 4.7
docx
30.08.2023
Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс Тема: «Лесными тропами» (по произведениям В. Бианки).
Конспект по внеурочной деятельности Учимся успешному чтению, 3 класс.docx

Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс

Тема: «Лесными тропами» (по произведениям В. Бианки).

 

Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В. Бианки.

Задачи:

*    продолжить знакомство с творчеством В. Бианки;

*    способствовать внимательному, вдумчивому чтению научно-познавательной литературы;

*    знакомство с новым жанром “Сказки-несказки ”;

*    знакомство с произведением В. Бианки «Лесная газета»;

*    на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;

*    учить понимать природу, её законы и особенности;

*    развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

 

Оборудование:

v Компьютер

v Проектор

v Презентация «Творчество В. В. Бианки»

v Фонограмма голосов птиц

v Выставка книг В.В. Бианки

v Карточки с названиями носов и птиц

Форма работы: коллективная, групповая.

 

Ход занятия

 

I.            Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 

Давайте назовем книги, которые вы прочитали и представили на выставке.

Дети: "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Хвосты", "Как муравьишка домой спешил".

Учитель: Что объединяет эти книги?

Дети: Это все книги В. Бианки.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти книги?

Дети: Книга - сборник и книга - произведение.

Учитель: Какие жанры представлены в этих книгах?

Дети: Рассказы и сказки.

Учитель: Давайте озаглавим нашу выставку?

Дети: Произведения В. Бианки о животных.

Учитель: Это тема нашего занятия. Слайд1.

-А чему мы будем учиться на уроке?

Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе - В. Бианки.

2.     Биография Бианки.

Слайд2. В. Бианки родился в семье ученого-биолога. С детства он любил природу. Этому способствовала обстановка дома: дома был аквариум с рыбками, жило много птиц и зверей. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню, отец учил сына понимать природу, наблюдать за ней. Слайд3.Бианки вспоминал: "Отец рано начал брать меня в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное - с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь". Интерес к природе углубился и расширился в школьные и университетские годы. Участвовал во многих научных экспедициях, путешествиях, изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. В течение почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг. Слайд4. Первая книга вышла в 1923 году –«Путешествие красноголового воробья». Она была напечатана в журнале «Воробей».

3.     Беседа по рассказам.

 

Прочитав произведения В. Бианки, какой познавательный материал вы получили? Что узнали о жизни природы?

Дети: Узнали, почему у птиц разные носы, для чего им такие носы, почему и для чего у животных хвосты, какие звуки издают животные, как передвигаются насекомые, птицы.

Учитель: вы прочитали произведение "Чей нос лучше?" Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем: Слайд5,6,7.

долгонос -  бекас

крестонос - клест

тонконос - мухолов

серпонос - кроншнеп

шилонос - кулик

широконос - утка

сетконос - козодой

мешконос - пеликан

долбонос - дятел

крючконос - ястреб

Почему Бианки назвал пеликана мешконосом?

Дети: Так как пеликан складывает добытую пищу в зоб, который отвисает и наполняет мешок.

Учитель: А почему дятла назвал долбоносом?

Дети: Дятел долбит носом дерево.

Учитель: Ребята, так чей же нос лучше?

Дети: У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше.

Учитель: Послушайте музыкальное произведение (пение птиц в лесу) и подумайте, о каком произведении Бианки пойдет речь.

Дети: "Кто чем поет?"

Учитель: Кто же чем поет?

Дети: Лягушки надули пузыри за ушами: "ква-а-а"; аист затрещал одной половинкой клюва о другую - трещетка трещит деревянная; цапля набрала в клюв воды и дунула - гул по воде; дятел долбил носом по дереву - барабанная дробь; жук закрутил головой, заскрипела жесткая шея - писк; шмель жужжит словно струна гудит; саранча лапками о крылышки потирает - стрекочет; бекас воздух рассекает, в хвосте перышки перебираются - словно барашек блеет. Чем же пел бекас?

Дети: Хвостом.

Учитель: Музыку любят все и петь всем хочется. только о чем позабыли животные?

Дети: Голос не у каждого есть.

Учитель: Почему муха в произведении "Хвосты" так нелепа? Почему хозяин отправил искать свободный хвост? Чего она не понимала?

Дети: Она хотела хвост для красоты и думала, что у животных он тоже для красоты, но у животных хвост выполняет свои функции: у слизняка - брюхо, сжимает и передвигается, у рака - руль, весло, у дятла - опора, у козули козлята по ее хвосту ориентируются, лиса хвостом собак обманывает, корова - отмахивается от насекомых - от которого и погибла муха.

Учитель: А в произведении "Как муравьишка домой спешил" добрался муравьишка вовремя? Что же ему помогло?

Дети: Да, он добрался вовремя, ведь все, кого он просил о помощи, помогали ему.

Учитель: К какому выводу мы можем прийти, прочитав это произведение В. Бианки?

Дети: Нужно помогать друг к другу в беде.

Учитель: Что же помогает нам представить всех этих насекомых, птиц, зверей?

Дети: Это подробные описания, иллюстрации.

Учитель: К какому жанру относятся прочитанные произведения?

Дети: Это сказки.

Учитель: Любимый жанр Бианки - сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - "сказки-несказки". Ребята, а почему "сказки-несказки"?

Дети: Элементы сказки - животные разговаривают, но также много реалистичного - познавательного материала, подводит к правильным выводам.

 

4. Знакомство с новой книгой.

 Слайд8.Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга В. Бианки "Лесная газета" на каждый год", которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей.

В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи, там тоже есть свои герои и разбойники. Мало кто знает все лесные новости.

Кто, например, слышал, что в Ленинградской области студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов - лосей, про великое переселение перелетных, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу?

Обо всех таких происшествиях можно прочитать в "Лесной газете". 12 номеров - по номеру на каждый месяц - собрали в одну книгу. В каждом номере: статьи редакции, телеграммы, письма лесных корреспондентов, рассказы об охоте. Что это за лесные корреспонденты?

Дети: Ребята, охотники, ученые, лесники.

Учитель: То есть, те, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывал разные происшествия и отправлял в редакцию.

-Какой сейчас месяц?

Дети: декабрь.

Читаем статьи о следах зверей.Слайд10,11,12,13,14.

Как вы думаете, каким должен быть В. Бианки, чтобы написать так много произведений?

Дети: Наблюдательным, понимать, любить природу, быть внимательным, много знать о жизни природы.

5. Рефлексия.

Парная работа. Составить синквейн по слову Бианки.

1. Одно существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение из 4 слов

5. Одно ключевое слово

Бианки.

Отзывчивый, сердечный.

Наблюдает, изучает, рассказывает.

Писатель очень любит природу.

Сказочник.

 

– Какие же маленькие открытия вы сделали для себя на уроке? Что неожиданного было для вас? Как вы оцениваете свою работу, работу друзей, группы?

Я узнал ….

Мне было интересно…


 

Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс

Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс

А чему мы будем учиться на уроке?

А чему мы будем учиться на уроке?

Учитель: Ребята, так чей же нос лучше?

Учитель: Ребята, так чей же нос лучше?

Слайд8. Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга

Слайд8. Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2023