Конспект внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению», 3 класс
Тема: «Лесными тропами» (по произведениям В. Бианки).
Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В. Бианки.
Задачи:
продолжить знакомство с творчеством В. Бианки;
способствовать внимательному, вдумчивому чтению научно-познавательной литературы;
знакомство с новым жанром “Сказки-несказки ”;
знакомство с произведением В. Бианки «Лесная газета»;
на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;
учить понимать природу, её законы и особенности;
развивать память, речь, мышление, наблюдательность.
Оборудование:
v Компьютер
v Проектор
v Презентация «Творчество В. В. Бианки»
v Фонограмма голосов птиц
v Выставка книг В.В. Бианки
v Карточки с названиями носов и птиц
Форма работы: коллективная, групповая.
Ход занятия
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Давайте назовем книги, которые вы прочитали и представили на выставке.
Дети: "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Хвосты", "Как муравьишка домой спешил".
Учитель: Что объединяет эти книги?
Дети: Это все книги В. Бианки.
Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти книги?
Дети: Книга - сборник и книга - произведение.
Учитель: Какие жанры представлены в этих книгах?
Дети: Рассказы и сказки.
Учитель: Давайте озаглавим нашу выставку?
Дети: Произведения В. Бианки о животных.
Учитель: Это тема нашего занятия. Слайд1.
-А чему мы будем учиться на уроке?
Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе - В. Бианки.
2. Биография Бианки.
Слайд2. В. Бианки родился в семье ученого-биолога. С детства он любил природу. Этому способствовала обстановка дома: дома был аквариум с рыбками, жило много птиц и зверей. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню, отец учил сына понимать природу, наблюдать за ней. Слайд3.Бианки вспоминал: "Отец рано начал брать меня в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное - с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь". Интерес к природе углубился и расширился в школьные и университетские годы. Участвовал во многих научных экспедициях, путешествиях, изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. В течение почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг. Слайд4. Первая книга вышла в 1923 году –«Путешествие красноголового воробья». Она была напечатана в журнале «Воробей».
3. Беседа по рассказам.
Прочитав произведения В. Бианки, какой познавательный материал вы получили? Что узнали о жизни природы?
Дети: Узнали, почему у птиц разные носы, для чего им такие носы, почему и для чего у животных хвосты, какие звуки издают животные, как передвигаются насекомые, птицы.
Учитель: вы прочитали произведение "Чей нос лучше?" Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем: Слайд5,6,7.
долгонос - бекас
крестонос - клест
тонконос - мухолов
серпонос - кроншнеп
шилонос - кулик
широконос - утка
сетконос - козодой
мешконос - пеликан
долбонос - дятел
крючконос - ястреб
Почему Бианки назвал пеликана мешконосом?
Дети: Так как пеликан складывает добытую пищу в зоб, который отвисает и наполняет мешок.
Учитель: А почему дятла назвал долбоносом?
Дети: Дятел долбит носом дерево.
Учитель: Ребята, так чей же нос лучше?
Дети: У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше.
Учитель: Послушайте музыкальное произведение (пение птиц в лесу) и подумайте, о каком произведении Бианки пойдет речь.
Дети: "Кто чем поет?"
Учитель: Кто же чем поет?
Дети: Лягушки надули пузыри за ушами: "ква-а-а"; аист затрещал одной половинкой клюва о другую - трещетка трещит деревянная; цапля набрала в клюв воды и дунула - гул по воде; дятел долбил носом по дереву - барабанная дробь; жук закрутил головой, заскрипела жесткая шея - писк; шмель жужжит словно струна гудит; саранча лапками о крылышки потирает - стрекочет; бекас воздух рассекает, в хвосте перышки перебираются - словно барашек блеет. Чем же пел бекас?
Дети: Хвостом.
Учитель: Музыку любят все и петь всем хочется. только о чем позабыли животные?
Дети: Голос не у каждого есть.
Учитель: Почему муха в произведении "Хвосты" так нелепа? Почему хозяин отправил искать свободный хвост? Чего она не понимала?
Дети: Она хотела хвост для красоты и думала, что у животных он тоже для красоты, но у животных хвост выполняет свои функции: у слизняка - брюхо, сжимает и передвигается, у рака - руль, весло, у дятла - опора, у козули козлята по ее хвосту ориентируются, лиса хвостом собак обманывает, корова - отмахивается от насекомых - от которого и погибла муха.
Учитель: А в произведении "Как муравьишка домой спешил" добрался муравьишка вовремя? Что же ему помогло?
Дети: Да, он добрался вовремя, ведь все, кого он просил о помощи, помогали ему.
Учитель: К какому выводу мы можем прийти, прочитав это произведение В. Бианки?
Дети: Нужно помогать друг к другу в беде.
Учитель: Что же помогает нам представить всех этих насекомых, птиц, зверей?
Дети: Это подробные описания, иллюстрации.
Учитель: К какому жанру относятся прочитанные произведения?
Дети: Это сказки.
Учитель: Любимый жанр Бианки - сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - "сказки-несказки". Ребята, а почему "сказки-несказки"?
Дети: Элементы сказки - животные разговаривают, но также много реалистичного - познавательного материала, подводит к правильным выводам.
4. Знакомство с новой книгой.
Слайд8.Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга В. Бианки "Лесная газета" на каждый год", которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей.
В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи, там тоже есть свои герои и разбойники. Мало кто знает все лесные новости.
Кто, например, слышал, что в Ленинградской области студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов - лосей, про великое переселение перелетных, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу?
Обо всех таких происшествиях можно прочитать в "Лесной газете". 12 номеров - по номеру на каждый месяц - собрали в одну книгу. В каждом номере: статьи редакции, телеграммы, письма лесных корреспондентов, рассказы об охоте. Что это за лесные корреспонденты?
Дети: Ребята, охотники, ученые, лесники.
Учитель: То есть, те, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывал разные происшествия и отправлял в редакцию.
-Какой сейчас месяц?
Дети: декабрь.
Читаем статьи о следах зверей.Слайд10,11,12,13,14.
Как вы думаете, каким должен быть В. Бианки, чтобы написать так много произведений?
Дети: Наблюдательным, понимать, любить природу, быть внимательным, много знать о жизни природы.
5. Рефлексия.
Парная работа. Составить синквейн по слову Бианки.
1. Одно существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Предложение из 4 слов
5. Одно ключевое слово
Бианки.
Отзывчивый, сердечный.
Наблюдает, изучает, рассказывает.
Писатель очень любит природу.
Сказочник.
– Какие же маленькие открытия вы сделали для себя на уроке? Что неожиданного было для вас? Как вы оцениваете свою работу, работу друзей, группы?
Я узнал ….
Мне было интересно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.