Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вид детской деятельности. "Познавательное развитие" Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие". Задачи: Образовательные: - формировать представление детей о зимующих птицах; - формировать умения и навыки наблюдения за птицами. - Учить отгадывать загадки. Развивающие: - Развивать интерес к миру пернатых, любознательность; - Развивать внимание, творческую активность; - Развивать речевую активность; - Развивать двигательную активность в играх. Воспитательные: - Формировать у детей желание заботиться о птицах - вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам; Проводится викторина.
Иконка файла материала Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе.docx

МБДОУ « Детский сад  № 65»

 

 

 

 

Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе

«Пернатые друзья»

 

 

 

  

 

                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                    Воспитатель

                                                                                                        Новикова Е.М

 

 

 

Дзержинск

2022 год.

 

 

Вид детской деятельности. "Познавательное развитие"

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Задачи:

Образовательные:

-  формировать представление  детей  о зимующих птицах;

- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

- Учить отгадывать загадки.

Развивающие:

- Развивать интерес к миру пернатыхлюбознательность;

- Развивать внимание, творческую активность;

- Развивать речевую активность; 

 

- Развивать двигательную активность в играх.

 

    Воспитательные:

- Формировать у детей желание заботиться о птицах

- вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

 

Предварительная работа:

1.    Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о повадках птиц.

2.    Рисование птиц.

3.    Наблюдение за птицами на участке.

4.    Беседа о птицах.

Методы и приёмы:

-практические: пальчиковая игра.

-наглядные: рассматривание, показ.

-словесные: беседа, вопросы, указание, объяснение.

- ИКТ

Материалы и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки,   скворца); нагрудные знаки « Знатоки птиц!»( на каждого ребёнка). Фишки.

посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки, ИКТ, колонка с записью игры « Птички и ветерок» ).

 

 

 

 

                                                                                   Ход:

Проводится викторина « Пернатые друзья»

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО ребята!

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас  с вами  очень интересное занятие, мы проведём  его в виде викторины.

 Для того что бы начать наше занятие, нам нужно разделиться на две команды.

 Дети (делятся на 2 команды)

Воспитатель:

И так. Начинаем нашу викторину. Но для начала, послушайте правила.

Правила:

Внимательно слушать ведущего, не  выкрикивать,  отвечать на вопросы и выполнять задания.

После каждого задания команда, которая ответила  правильно,  получает фишку.

Выигрывает та команда, которая наберёт больше всего фишек.

Воспитатель:

У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

На каждый мой вопрос, нужно поднять соответствующую карточку.

- Ребята! Все вам понятно                                                                                           ( ответы детей)

- Тогда мы начинаем нашу викторину.

 

 

Задание № 1

- Ребята! Вот первое задание. Отгадать загадку и найти изображение на картинке.

Загадка:

                 Ночь, как смола, черным - черна

                 Серой птице не до сна.

                 Меж кустов, как тень, скользит

                 Караулит, кто не спит.

                 Ловит каждый шорох чутко

                 А как крикнет, станет жутко.

                 Вздрогнет спящая трава

                 Это ухает ….. ( Сова)                 (Ответы детей).                                (Поднять карточку)

 

Воспитатель:

-Правильно Молодцы!  Это сова                                                                                           Слайд 1

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

-Расскажите,  какой  внешний  вид у совы?                                                     (ответы детей)

- Какой окрас?                                                                                                     (ответы детей)

- Ребята, а скажите Сова зимующая или перелетная птица?                          (ответы детей)

- Молодцы.                                                                       (команды получают фишки за правильный ответ)

Воспитатель:

- Сова – крупная птица.  Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат (словно уши), клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью.  Сова ночью издает звуки словно охает  у-ху  – поэтому   говорят: сова «ухает» .

 Сова у нас зимующая птица.

У совы  очень хороший слух, они великолепно определяют направление движения животных  и расстояние до нее. А еще ребята,  совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.

Молодцы с первым заданием справились.

Задание №2

- Ребята! слушаем  второе задание.

Отгадать загадку и найти изображение на картинке.

Загадка:

                   Спинкою зеленовата,

                   Животиком желтовата

                  Черненькая шапочка,

                   и полоска шарфика.    ( Синица )               Ответы детей              ( Поднять  карточку)

- Молодцы правильно, это синица                                                                                                             Слайд 2

- Ребята, посмотрите внимательно на  картинку.  

- Расскажите, какой окрас у синицы?                                              (ответы детей)

-Правильно, молодцы.                                                 

 Воспитатель:

У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
- А чем синица питается?                                                                                  (ответы детей)

-Молодцы, синица питается различными семенами.

- Ребята, а скажите синица зимующая птица?   (ответы детей)

-Правильно, молодцы.                                                           (команды получают фишки за правильный ответ)

Задание № 3:

- Следующее задание:                                                                                                                                        

Загадка:  

Собирает он проворно,

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом,

наш любимый…..     (  голубь  сизый )                (Ответ детей)                      (Поднять  карточку)

- Правильно. Это Голубь

Дети отвечают на вопросы:                                                                                                           (слайд 3).

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку

- Расскажите,  какой окрас у голубя?                                       (ответ детей).

- Молодцы, правильно.

- Ребята, скажите,  голубь больше или меньше воробья?  (ответ детей)

- Молодцы, правильно.                                                                                                                     (слайд 4)

- Ребята, а  чем питаются голуби?                                        (ответы детей)  

- А могут ли голуби передавать письма?                            (ответы детей)

- А как называют таких голубей?                                         (ответы детей)

- Правильно, эти голуби называются  почтовые                                                                         (Слайд 5)

Воспитатель:

 Голуби - это птицы, которых можно научить передавать письма.

Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.  

Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.

- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.                   (слайд 6)                                        

- Ребята, а скажите голуби,  зимующие или перелетные птицы?                    (ответы детей)

.                                                                                          (команды получают фишки за правильный ответ)

Молодцы ребята. Ответили на все вопросы.

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

Физкультминутка « Птички»

 

Птички

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.                          (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.                       (Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

- Воспитатель: Отдохнули немножко?                                           ( ответы детей)

Приступаем к следующему заданию.

Задание 4:

- Слушаем следующую загадку:

Загадка:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери.

И вдруг, вспорхнули яблоки,

Ведь это….      ( снегири)                                                                         (ответы детей)                      (Слайд 7)

-  Воспитатель: Правильно. Это снегирь.                                                 

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Скажите, какой окрас у снегиря

- Как вы думаете,  слово снегирь связано со словом снег?                                 (Ответы детей)

- Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.

- Ребята, посмотрите на картинку                                                                                                         (слайд 8)

- Скажите , чем отличаются по внешнему виду самочка снегиря от самца?           (ответы детей)

- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.

- Как  Вы думаете, где  самец, а где самочка ?                              (ответы детей)  

- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.

-  Воспитатель: Следующий вопрос

 - Чем питаются снегири?                                                           (ответы детей)

- Правильно,  питаются семенами, ягодами.          (команды получают фишки за правильный ответ)

- Воспитатель:  Молодцы ребята.

    - Внимательно слушаем следующее задание.

И так!

 Задание № 5:

-Загадаю вам ещё одну интересную  загадку.

- Послушайте?

Загадка:

Все время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит     ( Дятел)                                                                            (Ответы детей)  

-  Воспитатель: Правильно, это дятел                                                                                                  (слад 9)

-Посмотрите внимательно на  картинку.

- Чем отличаются дятлы   друг о друга?                                                      (ответы детей)

- Правильно, у одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик), а у другого дятла ее нет,  это самка (девочка).

- Ребята, ответьте на вопрос:

- Почему дятлы  в лесу стучат по дереву?                                                     ( ответы детей)

- Молодцы , правильно.

-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.

- Следующий вопрос

- Чем питается дятел?                                                                                   (ответы детей)

- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.  

- Скажите дятел зимующая птица или перелетная?                                (Ответы детей)

- Правильно, зимующая.                                                  (команды получают фишки за  рассказ  о птице)

Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились.

Приступаем к следующему заданию.

Задание 6.

- Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение.

 А вы мне потом скажите про кого это стихотворение.  

 Наши ласточки – сестрички

 Но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте

Строят эти птички.

Кто под крышей выбирает

Спальню для детишек,

Кто под берегом копает

Норки для малышек.

Ласточки – друзья

Как люблю вас я!

-  Воспитатель: Ребята, о ком  это стихотворение ?                (ответы детей)             ( Поднять карточку)

- Да, правильно, это стихотворение  про ласточку                                                             (слайд 10)

- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки?                                   (Ответы детей)

Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной  на лбу.

У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.

- Чем питаются ласточки? (ответы детей)

- Правильно, молодцы                                                                                            

- Ласточки ловят мошек и насекомых.

- А где  ласточки стоят свои гнезда?                                                                              (Ответы детей)

- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.

- Ребята, скажите,  ласточка,  зимующая или перелетная птица?   (ответы детей)

- Молодцы ребята. .                                                             (команды получают фишки за  рассказ  о птице)

Воспитатель: Ребята, как много мы с вами выполнили заданий.

- Ребята, давайте немного отдохнём, и  поиграем с вами в игру  « Птички и ветерок»

Музыкальная пауза.

- Воспитатель выбирает ребенка ( ветерок). Воспитатель объясняет правила игры.

 Игра повторяется 2-3 раза.                                                               ( аудиозапись игры)

Проводится игра.

Вот мы с вами немного отдохнули. 

И приступим к следующему заданию.

- Следующее задание.

Задание 7.

 -Ребята, я вам сейчас прочитаю ещё одно  стихотворение.

А вы мне скажите, о ком говорится в этом  стихотворении.

-Слушайте внимательно!

Что за радость! Наконец

Прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще – черный,

По траве снует проворно,

Домик свой отвоевал,

Воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно

Он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот

Он садиться и поет

Так, что за душу берет!

-  Воспитатель: Про какую птицу говорится в этом стихотворении?                              (ответы детей)

- Да, правильно про скворца.                                                                                               (слайд 11)

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца?                                            (ответы детей)

- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Ребята, скажите,  где живут скворцы?                                                                        (ответы детей)

- Воспитатель:  правильно в скворечнике.

- А кто для них строит домики?                                                                                    (ответы детей)

- Ребята, скажите,  чем питаются скворцы?                                                                 (ответы детей)  

- Молодцы!  

- Воспитатель:  правильно , питаются скворцы  дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиками , многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.

- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы?     (ответы детей).

- Правильно Молодцы! .                                               (команды получают фишки за  рассказ  о птице)

- Продолжим дальше нашу викторину.

Задание 8.  

- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.

 Первый вопрос:

-  Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?  (ответы детей)  (Перелетные)          (слайд 12)

- Назовите перелетных птиц?               (ответы детей)        (Ласточки, скворцы, журавли, гуси…)

-  Как называются птицы, которые остаются зимовать?                    (ответы детей)    (Зимующие).

- Назовите их.                                          (ответы детей)     (Ворона, синица, воробей, голубь)  (слайд 13)

- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать.                (ответы детей)

- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма - они кормятся насекомыми.

Воспитатель:

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету.  За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы  научат их летать и добывать пищу.  Летят птицы в дальние  края,  где тепло и есть пища. Во время перелёта птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья,  поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном  направлении.  Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие перебираются поближе к жилью человека. 

 Перья и пух помогают им пережить холод.  А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно.

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму?                                         (ответы детей)

- Зимой нужно покармливать птиц.

За каждый правильный ответ команда получает фишки.                                

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины.

Подсчитать все ваши фишки и узнать,  какая команда у нас набрала больше фишек.

- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек.  

Победила дружба.  

 (вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)

Стук в дверь.

- Ребята, к нам кто - то стучится.

Воспитатель:

Посмотрите,  нам с вами принесли посылку.

Давайте откроем ее.

-Здесь письмо  

«Здравствуйте дорогие дети!

Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега.

Я заранее позаботился о наших друзьях -  птицах.

Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке.

 Но птиц много, а я один.

 Помогите мне доделать   несколько кормушек для птиц!

Ваш друг – Дед Природовед.»    

Воспитатель:

- Ребята,  поможем  Деду Природоведу повесить кормушку?                                              (ответ детей)

- Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам делать?         (ответы детей)

- Да, правильно попросим пап нам помочь  сделать кормушки для птиц.