МБДОУ « Детский сад № 65»
Конспект по ознакомлению с природой в старшей группе
«Пернатые друзья»
Выполнила:
Воспитатель
Новикова Е.М
Дзержинск
2022 год.
Вид детской деятельности. "Познавательное развитие"
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
- Учить отгадывать загадки.
Развивающие:
- Развивать интерес к миру пернатых, любознательность;
- Развивать внимание, творческую активность;
- Развивать речевую активность;
- Развивать двигательную активность в играх.
Воспитательные:
- Формировать у детей желание заботиться о птицах
- вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о повадках птиц.
2. Рисование птиц.
3. Наблюдение за птицами на участке.
4. Беседа о птицах.
Методы и приёмы:
-практические: пальчиковая игра.
-наглядные: рассматривание, показ.
-словесные: беседа, вопросы, указание, объяснение.
- ИКТ
Материалы и оборудование:
Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки « Знатоки птиц!»( на каждого ребёнка). Фишки.
посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки, ИКТ, колонка с записью игры « Птички и ветерок» ).
Ход:
Проводится викторина « Пернатые друзья»
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО ребята!
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие, мы проведём его в виде викторины.
Для того что бы начать наше занятие, нам нужно разделиться на две команды.
Дети (делятся на 2 команды)
Воспитатель:
И так. Начинаем нашу викторину. Но для начала, послушайте правила.
Правила:
Внимательно слушать ведущего, не выкрикивать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
После каждого задания команда, которая ответила правильно, получает фишку.
Выигрывает та команда, которая наберёт больше всего фишек.
Воспитатель:
У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
На каждый мой вопрос, нужно поднять соответствующую карточку.
- Ребята! Все вам понятно ( ответы детей)
- Тогда мы начинаем нашу викторину.
Задание № 1
- Ребята! Вот первое задание. Отгадать загадку и найти изображение на картинке.
Загадка:
Ночь, как смола, черным - черна
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает ….. ( Сова) (Ответы детей). (Поднять карточку)
Воспитатель:
-Правильно Молодцы! Это сова Слайд 1
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
-Расскажите, какой внешний вид у совы? (ответы детей)
- Какой окрас? (ответы детей)
- Ребята, а скажите Сова зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Молодцы. (команды получают фишки за правильный ответ)
Воспитатель:
- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат (словно уши), клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает» .
Сова у нас зимующая птица.
У совы очень хороший слух, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще ребята, совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.
Молодцы с первым заданием справились.
Задание №2
- Ребята! слушаем второе задание.
Отгадать загадку и найти изображение на картинке.
Загадка:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка,
и полоска шарфика. ( Синица ) Ответы детей ( Поднять карточку)
- Молодцы правильно, это синица Слайд 2
- Ребята, посмотрите внимательно на картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
Воспитатель:
У синицы яркая и красивая
окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые
щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или
голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост.
Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
- А чем синица питается? (ответы
детей)
-Молодцы, синица питается различными семенами.
- Ребята, а скажите синица зимующая птица? (ответы детей)
-Правильно, молодцы. (команды получают фишки за правильный ответ)
Задание № 3:
- Следующее задание:
Загадка:
Собирает он проворно,
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом,
наш любимый….. ( голубь сизый ) (Ответ детей) (Поднять карточку)
- Правильно. Это Голубь
Дети отвечают на вопросы: (слайд 3).
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку
- Расскажите, какой окрас у голубя? (ответ детей).
- Молодцы, правильно.
- Ребята, скажите, голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Молодцы, правильно. (слайд 4)
- Ребята, а чем питаются голуби? (ответы детей)
- А могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)
- А как называют таких голубей? (ответы детей)
- Правильно, эти голуби называются почтовые (Слайд 5)
Воспитатель:
Голуби - это птицы, которых можно научить передавать письма.
Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.
Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (слайд 6)
- Ребята, а скажите голуби, зимующие или перелетные птицы? (ответы детей)
. (команды получают фишки за правильный ответ)
Молодцы ребята. Ответили на все вопросы.
А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка « Птички»
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
- Воспитатель: Отдохнули немножко? ( ответы детей)
Приступаем к следующему заданию.
Задание 4:
- Слушаем следующую загадку:
Загадка:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. ( снегири) (ответы детей) (Слайд 7)
- Воспитатель: Правильно. Это снегирь.
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря
- Как вы думаете, слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.
- Ребята, посмотрите на картинку (слайд 8)
- Скажите , чем отличаются по внешнему виду самочка снегиря от самца? (ответы детей)
- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.
- Как Вы думаете, где самец, а где самочка ? (ответы детей)
- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.
- Воспитатель: Следующий вопрос
- Чем питаются снегири? (ответы детей)
- Правильно, питаются семенами, ягодами. (команды получают фишки за правильный ответ)
- Воспитатель: Молодцы ребята.
- Внимательно слушаем следующее задание.
И так!
Задание № 5:
-Загадаю вам ещё одну интересную загадку.
- Послушайте?
Загадка:
Все время стучит,
Деревья долбит
Но их не калечит,
А только лечит ( Дятел) (Ответы детей)
- Воспитатель: Правильно, это дятел (слад 9)
-Посмотрите внимательно на картинку.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- Правильно, у одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик), а у другого дятла ее нет, это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос:
- Почему дятлы в лесу стучат по дереву? ( ответы детей)
- Молодцы , правильно.
-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.
- Следующий вопрос
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.
- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? (Ответы детей)
- Правильно, зимующая. (команды получают фишки за рассказ о птице)
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились.
Приступаем к следующему заданию.
Задание 6.
- Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение.
А вы мне потом скажите про кого это стихотворение.
Наши ласточки – сестрички
Но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте
Строят эти птички.
Кто под крышей выбирает
Спальню для детишек,
Кто под берегом копает
Норки для малышек.
Ласточки – друзья
Как люблю вас я!
- Воспитатель: Ребята, о ком это стихотворение ? (ответы детей) ( Поднять карточку)
- Да, правильно, это стихотворение про ласточку (слайд 10)
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы детей)
- Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу.
У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.
- Чем питаются ласточки? (ответы детей)
- Правильно, молодцы
- Ласточки ловят мошек и насекомых.
- А где ласточки стоят свои гнезда? (Ответы детей)
- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.
- Ребята, скажите, ласточка, зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Молодцы ребята. . (команды получают фишки за рассказ о птице)
Воспитатель: Ребята, как много мы с вами выполнили заданий.
- Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с вами в игру « Птички и ветерок»
Музыкальная пауза.
- Воспитатель выбирает ребенка ( ветерок). Воспитатель объясняет правила игры.
Игра повторяется 2-3 раза. ( аудиозапись игры)
Проводится игра.
Вот мы с вами немного отдохнули.
И приступим к следующему заданию.
- Следующее задание.
Задание 7.
-Ребята, я вам сейчас прочитаю ещё одно стихотворение.
А вы мне скажите, о ком говорится в этом стихотворении.
-Слушайте внимательно!
Что за радость! Наконец
Прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще – черный,
По траве снует проворно,
Домик свой отвоевал,
Воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно
Он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот
Он садиться и поет
Так, что за душу берет!
- Воспитатель: Про какую птицу говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
- Да, правильно про скворца. (слайд 11)
- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? (ответы детей)
- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.
- Ребята, скажите, где живут скворцы? (ответы детей)
- Воспитатель: правильно в скворечнике.
- А кто для них строит домики? (ответы детей)
- Ребята, скажите, чем питаются скворцы? (ответы детей)
- Молодцы!
- Воспитатель: правильно , питаются скворцы дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиками , многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.
- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы? (ответы детей).
- Правильно Молодцы! . (команды получают фишки за рассказ о птице)
- Продолжим дальше нашу викторину.
Задание 8.
- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.
Первый вопрос:
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (ответы детей) (Перелетные) (слайд 12)
- Назовите перелетных птиц? (ответы детей) (Ласточки, скворцы, журавли, гуси…)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей) (Зимующие).
- Назовите их. (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь) (слайд 13)
- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. (ответы детей)
- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма - они кормятся насекомыми.
Воспитатель:
Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время перелёта птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие перебираются поближе к жилью человека.
Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно.
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (ответы детей)
- Зимой нужно покармливать птиц.
За каждый правильный ответ команда получает фишки.
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины.
Подсчитать все ваши фишки и узнать, какая команда у нас набрала больше фишек.
- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек.
Победила дружба.
(вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)
Стук в дверь.
- Ребята, к нам кто - то стучится.
Воспитатель:
Посмотрите, нам с вами принесли посылку.
Давайте откроем ее.
-Здесь письмо
«Здравствуйте дорогие дети!
Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега.
Я заранее позаботился о наших друзьях - птицах.
Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке.
Но птиц много, а я один.
Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц!
Ваш друг – Дед Природовед.»
Воспитатель:
- Ребята, поможем Деду Природоведу повесить кормушку? (ответ детей)
- Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам делать? (ответы детей)
- Да, правильно попросим пап нам помочь сделать кормушки для птиц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.