Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Перелётные птицы»
Цель: Изучение разнообразия природных весенних явлений.
Задачи:
· образовательные: уточнение и расширение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе, связанных с приходом весны; познакомить детей с поведением птиц весной (постройка гнёзд, высиживание птенцов, забота о птенцах);
· развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей (умение вести диалог и монолог);
· воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, желания узнавать новое.
Содержание занятия:
Мотивационно - ориентировочный этап.
- Ребята, совсем недавно мы с вами снимали репортаж о зиме. Но вот уже и весна пришла ей на смену. Вы знаете, вчера мне позвонил наш знакомый редактор Мценской телерадиокомпании и попросил нас, как уже опытных репортеров отыскать следы весны в вашем городе и подготовить об этом свой новый репортаж.
Проблемная ситуация.
- Я сегодня шла на работу, любовалась красотой весенних улиц и подумала, а какие следы у весны? На мокром асфальте увидела отпечаток колеса – это след от машины, на многих зданиях увидела красивые вывески – это следы художника, который их рисовал. Вспомнила, как зимой мы с вами искали следы зимы: они были повсюду: узоры на стекле, иней на деревьях, пушистые снежинки, ледяные горки, снежные сугробы, вьюги и много других следов. Но где же 6ы отыскать следы весны и какие они? Как вы думаете мы справимся с заданием?
Цель детской деятельности: отыскать следы весны для репортажа
- Какой же репортаж без интервью? (Взять микрофон, передавать его ребёнку, желающему ответить.)
Вопросы детям:
- Кто знает, какие следы оставляет весна
(Ответы детей. Если не догадываются- подвести их самой к ответам. Например, что начинает происходить весной: тает снег, капель, ручьи.)
- Все верно ребята, посмотрите, как много и какие яркие следы у весны.
(На экране приметы весны..
- Весна – это чудесное, время года, когда оживает вся природа после зимнего сна. А какая она весна, кто скажет? (Передаю микрофон- солнечная, яркая, веселая, зеленая, звонкая, добрая, прекрасная.)
- Спасибо, дети, вот сколько следов весны мы отыскали. Ваше интервью – это первая часть для нашего репортажа. Это здорово!
– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Догадайся, что это за звуки». Для этого все вместе станем в круг. Вокруг нас постоянно живут какие-то звуки. Если прислушаться – обязательно что-то услышишь. У каждого времени года тоже есть свои звуки. Сейчас мы с вами постараемся среди многих услышать звуки весны (звук скрипучего снега, движущегося автомобиля, дождя, ливня, бегущего ручья, капели, вьюги и т.п.). Во время слушания обсуждать, что звучит.
- Дети, как вы думаете, включить нам в свой репортаж весенние звуки? Да, я тоже думаю, что это будет интересно.
– Ребята, среди всех примет, которые вы назвали, есть та, о которой мне хочется поговорить с вами поподробней, а о какой примете пойдёт речь вы обязательно догадаетесь, когда посмотрите отрывок из мультфильма (просмотр отрывка из мультфильма «Про кота Васю и охотничью котовасию», Беларусьфильм, 1981 г.)
- Конечно вы догадались, что речь пойдёт о перелётных птицах. Кто из вас знает, почему птиц называют перелетными?
- Ребята, а кто может назвать некоторых перелётных птиц? Узнать и напомнить перелётных птиц вам помогут разрезные картинки. Присаживайтесь за столы и попробуйте сложить картинку с изображением птиц (рядом лежат перевернутые целые картинки).
-Дети, переверните вторую, целую картинку, посмотрите правильно вы собрали своих птичек. (Маша, кто у тебя на картинке? А если прилетает много этих птиц?)
- Ну что, хорошо запомнили всех перелетных птиц? Тогда давайте проверим, выйдем из-за столов и немного поиграем.
Упражнение «Хлопай-топай»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных птиц, если я верно назову птицу, хлопайте в ладоши, а если я назову что-то еще - топайте ногами. Грач, соловей, кукушка, игрушка, аист, скворец, леденец, жаворонок, мышонок, котенок.
- Молодцы ребята, да вы просто знатоки птиц. О перелетных птицах в нашем репортаже мы обязательно скажем.
- Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной? (Построить гнезда.)
- Да, правильно при возвращении птиц домой у них очень много дел, им нужно подправить старые гнезда, свить новые, подготовиться к появлению птенцов.
А что используют птицы для постройки своих гнезд? (Предполагаемые ответы детей: веточки, палочки, солома, мох, кора, земля, тряпочки, кусочки ваты. В случае необходимости педагог дополняет детские ответы.)
А где же можно увидеть птичьи гнезда? (Предполагаемые ответы детей: на деревьях, на столбах.)
- Совершенно верно, но я знаю, что птицы строят свои гнезда не только на деревьях и хотела бы рассказать вам об этом.
Слайды (жилища птиц) (познавательная, обучающая часть).
- Вы знаете, что гнездо жаворонка находится на самой земле, в траве. Несмотря на это поднимается он очень высоко в небо, что его даже не видно с земли, а только слышна его звонкая песня.
- Ласточки прилетят в норки в обрыве берега реки и под крыши домов. Существует поверье, что ласточки селятся под крышами только добрых людей.
- Грачи, возвращаются на свои старые гнезда, селятся большими семьями, места их гнездования называются грачевники. На одном дереве можно увидеть сразу множество грачей.
- Водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди строят свои гнезда на воде или неподалёку от нее.
- А вот у кукушки нет своего гнезда, она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. И хозяевам гнезда приходится выкармливать чужого птенца.
- Ребята, домик скворца называется скворечник. И конечно они не сами строят эти домики, а помогают им в этом люди. Но это не потому, что они сами не умеют это строить гнезда, а для того, чтобы поселить скворцов по соседству со своими огородами и дачными участками, потому что эти птицы помогают истреблять вредных насекомых.
- Аисты возвращаются в свои гнезда, которые они строят на столбах, водонапорных башнях, на деревьях, у которых нет кроны. Аист достаточно крупная птица, поэтому его гнездо очень прочное.
- Звонкоголосые соловьи возвращаются в свои старые гнезда в лес, парки, рощи и сады и радуют нас прекрасными, заливистыми трелями.
- Ребята, мы с вами узнали много интересного, мне кажется, что этой информацией тоже можно поделиться. Вы поддержите меня в этом?
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Стая».
- Вы уже узнали, что у птиц весной очень много работы, особенно когда появляются птенцы. Когда они подрастают, взрослые птицы учат их летать. Неопытные птенцы, порхая в воздухе, могут перепутать стаю. Я предлагаю вам побыть маленькими птенцами, которые учатся летать. Моя картинка вам подскажет птенцами какой птицы вы будете. Вы узнали птицу? (показываю картинку). А как называются птенцы этой птички.
- Пока играет музыка вы- грачата, учитесь летать, машете крылышками и весело порхаете. Когда музыка остановится, вы должны быстро собраться в стайку около своего вожака. А ваши вожаки ждут вас сидя высоко на жёрдочке.
Включаю музыку, порхают, выключила – подлетают к вожаку (поиграть 2-3 раза).
- Скоро деревья покроются зеленой листвой и все леса, поля и реки наполнятся прекрасным звонким пением птиц.
- Ну что ж ребята, мне кажется, что мы много следов весны отыскали. Готов целый весенний репортаж. Отправляем его в редакцию нашей газеты?
В конце занятия на электронную почту приходит видео ответ от главного редактора газеты с благодарностью ко всем ребятам за оказанную помощь в поиске весенних следов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.