Конспект по познавательному развитию "Стародревние времена"
Оценка 5

Конспект по познавательному развитию "Стародревние времена"

Оценка 5
docx
02.05.2024
Конспект по познавательному развитию "Стародревние времена"
Путешествие в стародрвние времена.docx

 Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе  

«Путешествие в стародревние времена »

Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.

- Воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.

- Развивать интерес к культуре русского народа: быт, одежда, устное народное творчество. Обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора. Вспомнить пословицы и поговорки о избе.

-Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас, формировать навыки устной речи через коммуникативные игры. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям).

Оборудование: телевизор, презентация с героями из русских сказок (Марьюшка и Иванушка); горшочек, перышко, карточки с заданиями, макет русской избы (или организованный уголок русской избы в группе с предметами быта). Печь, лапти, колонка с музыкальной записью ( минус) хоровода "А я по лугу.."; соленое тесто, скалки по количеству человек на занятии; платсмассовый противень, деревянные шпашки, формочки для теста в виде "петушка"; крсивое блюдо, настоящие леденцы "Петушок", длинная веревка, колонка.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ).

Ребята, давайте вспомним как можно приветствовать друг друга. (Дети предлагают свои варианты). Скажите, а как обращались к русским девушкам и юношам? (Ответы детей).

Воспитатель:  К девушкам на Руси обращались  «красно девица» , а к юношам « добрый молодец».

Проходите добры молодцы и красны девицы, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики).

На экране телевизора не цветной слайд презентации с изображением мальчика и девочки в народных костюмах.

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня в гости пришла мальчик и девочка. Обратите внимание на то, как они  одеты. Как вы думаете откуда они? (Ответы детей). Они похожи на современных людей? (Ответы детей: Нет, они похожи на сказочных героев, которые жили на Руси  в древние времена) Давайте послушаем, что они нам расскажут (на экране телевизора дети слышат голос за кадром )

Герои: - Здравствуйте ребята. Я-  Марьюшка, а это Иванушка(слайд презентации на телевизоре). "Нас заколдовала злая колдунья. Она нас заточила в этой коробке и сказала: "Если найдутся добры молодцы, да красны девицы, которые выполнят все мои задания, то я вас отпущу".  Чтобы узнать где спрятаны задания, вам нужно отгадать загадку:  Был я на пожаре, был я на кружале, в земле я родился, в огне — закалился;  сто голов кормит, сто голов - поит. (Дети отгадывают загадку) (горшок)

Воспитатель: Посмотрите внимательно ребята, есть в нашей группе горшок?. (дети внимательно осматривают групповое помещение и находят глинный горшок. Дети подходят к горшочку и открывают его крышку  и видят внутри бумагу с заданиями).

Воспитатель: Давайте прочитаем ребята, что нужно сделать, чтобы освободить девочку и мальчика.

Воспитатель читает первое задание:"Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть". (Ответы детей. Правильно ребята, это имя.

Воспитатель читает дальше задание: "Назовите имена всех героев из старорусских сказок! Если вы назовете все имена, то вы получите следующее задание. И вы поможете выбраться Марьюшке и Иванушке из волшебной коробочки.  В этом вам поможет перышко"

Игра "Назови имена героев русских народных сказок.  Дети передают друг другу перышко и называют имена из старорусских сказок.

 

Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы с вами выполнили первое задание и давайте посмотрим, где следующее задание.  Воспитатель поднимает горшочек и читает следующее задание- загадку

"Крыша есть в нём и окошки.
Часто на порожке кошка.
Дверь, крыльцо, забор кругом...
Угадали? Это... (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно ребята. Всякое житьё начинается с дома. В каких домах жили русские люди в прошлые времена?  Ответы детей(в деревянных)

- Почему строились деревянные дома? Ответы детей: Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.

-Как по-другому называли жилье в старину? (Ответы детей: терем, изба, хоромы, землянка).

- И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Дети проходят к макету избы с предметами быта).

Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.)

-Что внутри этой избы? (Русская печь, деревянный сто, табуретки, посуда)

Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме? (Ответы детей).

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

-Без хозяина дом – сирота.

-Домом жить – обо всём тужить.

-В родном доме и каша гуще.

- Плотник без топора - что изба без угла.

- В дождь избы не кроют, а в вёдро и не каплет.

- Изба крепка запором, а двор - забором.

- Не взявшись за топор, избы не срубишь.

 

Воспитатель: Какие  вы молодцы! Какие замечательные пословицы и поговорки вспомнили. Ребята, посмотрите, какие предметы быта есть в избе?

(Ответы детей: ухват, коромысло, лапти, самовар, чугунок). Обратите внимание, что печь занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».

- Почему так говорили? (Ответы детей. Она и накормит, и напоит, и обогреет, на ней спали.) К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы ягоды, рыбу. На печи грелись так и говорили: "Лежи на печи да ешь калачи!"  Но лежать можно было только после тяжелого рабочего дня. Да когда все к зиме готово.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили второе задание, но наши герои друзья все еще в заточении. Если мы с вами оказались в русской избе, самый большой предмет здесь это печь, может быть там спрятано следующее задание? (Дети осматривают печь и находят внутри печи следующее задание).

Воспитатель читает следующее задание: "Взрослые в старину, чтобы прокормить семью, трудились от зари до темна. Отсюда и пошли пословицы «Труд кормит, а лень портит» или «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Пословицы – это народная мудрость. А наши предки были очень трудолюбивы. В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные. Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара, пили чай, рассказывали друг другу сказки. А после того как все осенние работы были завершены русский народ любил петь, танцевать да хороводы водить". Как только справитесь с заданием, найдете следующее в предмете, который является символом Руси. А какой хоровод знаете вы, ребята?" (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, выходите, большой круг заводите. (дети исполняют хоровод с движениями "А я по лугу..")

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.
Комар ножку мне, комар ножку мне,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики повредил, суставчики повредил.

Воспитатель: Ребята, сказки, песенки, потешки, пословицы, загадки – всё это народный фольклор. Слово «Фольклор» иностранное, английское, обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Поэтому мы бережем нашу культуру. Какие вы молодцы, что справились и с этим заданием!

 а где же нам найти следующее задание? ( Ответы детей: предмете, который является символом Руси).

Дети находят лапти и следующее здание.

Воспитатель читает  задание:

Дивных птах из «янтаря»

Обожала ребятня – вкусняшку-выручалочку,

Взлетевшего на палочку.

Карамель была и есть объектом вожделения

Всех мальчиков и девочек вне всякого сомнения.

Сделайте мне угощенье, тогда так и быть Марьюшку да Иванушку отпущу.

Воспитатель: Ребята, о чем речь в этом стихотворении?  (Ответы детей).

Ребята, нам нужно сделать для колдуньи угощенье, тогда она освободит Марьюшку да Иванушку. Смотрите, что нас здесь приготовили. (Ответы детей).

На столах лежит тесто (соленое), скалки, формочки "Петушки", деревянные шпажки, противень)

Воспитатель: Давайте присядем и сделаем угощение не только для колдуньи, но и для Марьюшки с Иванушкой и для себя. Согласны? (Ответы детей)

Дети приступают к изготовлению угощения "Петушки на палочке). Берут кусочек теста, раскатывают его не тонко (толщиной примерно в 1 см), снизу вдавливают деревянную шпажку и кладут изделие на противень. Когда все дети сделают таким образом своих петушков и положат на противень воспитатель ставит их на окно, чтобы они застыли.   

Воспитатель: А пока застывают "петушки", я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру "Веревочка".

Игра малой подвижности "Веревочка"Любым способом определяют водящего. Все играющие становятся в круг и берутся двумя руками за веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Играющие могут отдергивать ладони от веревочки или двигать их вдоль нее. Осаленный сменяет водящего. Опытный водящий старается не осаливать, а так напугать игроков, чтобы они отпустили веревочку и она упала на землю. При этом он побеждает всех игроков.

 

Воспитатель: Пока мы с вами играли, петушки наши застыли.

Воспитатель берет с окна заранее подготовленные леденцы "Петушки". Показывает их детям и говорит:

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные леденцы у нас получились. Теперь злая колдунья отпустит Марьюшку и Иванушку.

Воспитатель достает красивое блюдо и  выкладывает леденцы.

Незаметно воспитатель переключает слайд на телевизоре, где Марьюшка и Иванушка стоят веселые .

Герои: Спасибо Вам ребята, за то что вы смогли выполнить все задания, а мы можем вернуться домой (Дети слышат голос за кадром). Я рада, что вы помните пословицы и поговорки русского народа, поименно всех героев из сказок, знаете хоровод и народную игру. А нам пора, прощайте!

Экран телевизора выключается.

 

Воспитатель: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. А землю называли кормилицей. Этим они очень дорожили и охраняли. Ребята, и мы с вами должны беречь и не забывать культуру и традиции русского народа.

Воспитатель: Ребята, скажите что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей).

Я предлагаю вам брать леденец и называть то, что вам сегодня понравилось. (Дети говорят о своих впечатлениях и берут леденцы).

 

 


 

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в стародревние времена »

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в стародревние времена »

На экране телевизора не цветной слайд презентации с изображением мальчика и девочки в народных костюмах

На экране телевизора не цветной слайд презентации с изображением мальчика и девочки в народных костюмах

Почему строились деревянные дома?

Почему строились деревянные дома?

Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара, пили чай, рассказывали друг другу сказки

Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара, пили чай, рассказывали друг другу сказки

Дети приступают к изготовлению угощения "Петушки на палочке)

Дети приступают к изготовлению угощения "Петушки на палочке)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2024