Тема: Имя существительное как часть речи. Цели: повторить признаки имени существительного как части речи; совершенствовать умение находить имена существительные в предложении, ста- вить к ним вопросы, определять род, число, изменять по числам, различать одушев- лённые и неодушевлённые имена существительные.
Организационный момент
1. Минутка чистописания
На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВО-КА
- Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос. (Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч, У, О. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.)
- Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах. (Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…)
- Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки.
- Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.
- Запишите слова, с правильно вставленными буквами и подчеркните карандашом.
Новые словарные слова: тра´нспорт, флома´стер
(Подобрать однокоренные слова, составить предложение (устно))
2. Сообщение темы и целей урока
3. Актуализация знаний учащихся о роде и числе имён существительных
Повторим признаки имени существительного как части речи.
Будем находить имена существительные в тексте, ставить к ним вопросы, определять род, число, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Упражнение 11.
Прочитайте сначала про себя, потом вслух,
изменяя в выделенных словах порядок букв.
Игра слов
В небе ЛОСНЫШКО встаёт,
звонко ШЕПУТОК поёт,
ЛЕТЕВИЗОР смотрит папа,
спит БОСАКА, свесив лапу,
дед бренчит на ЛАБАЛАЙКЕ,
конь пасётся на ЖУЛАЙКЕ,
на скамейке две РАСТУШКИ
не спеша едят ТАВРУШКИ,
на БАЗОРЕ кот сидит
и на это всё ЛЯГДИТ.
А. Пинегин
- Запишите в один столбик неодушевлённые имена существительные, в другой — одушевлённые.
Упражнение 12.
- Прочитайте. Почему слова распределены на пять групп? Определите род имён существительных.
1) Солнце, месяц, луна, земля, небо, звёзды;
2) море, океан, озеро, река, ручей, пруд;
3) здание, небоскрёб, избушка, дом, дворец, шалаш, жили´ще, пещера;
4) транспорт, троллейбус, трамвай, корабль, су´дно, лодка, плот;
5) птица, птенцы, гусь, утка, утёнок, лебедь, голубь, воробей.
- Какие окончания имеют имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода?
- Найдите имена существительные в форме множественного числа. Как определить их род?
- Спишите слова первой группы, выделите в них окончания.
Упражнение 13.
- Прочитайте предложения, добавляя окончания, пропущенные в словах.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и окончания. Обозначьте род имён существительных.
Упражнение 14.
- Прочитайте. Почему фломастер можно считать древним орудием письма?
- Найдите в тексте все имена существительные, укажите их род и число. Какие из них являются одушевлёнными?
- Выпишите из текста имя существительное, род которого определить нельзя. Составьте с ним словосочетания, используя прилагательные со значением цвета.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Контроль за качеством усвоения учебного материала осуществляется следующим образом: учитель называет имена существительные, школьники с помощью сигнальных карточек указывают их число и род.
5. Домашнее задание:
Упражнение15.
- Прочитайте. К данным словам подберите однокоренные имена существительные без суффиксов.
- Запишите их по образцу, укажите род. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
О б р а з е ц: грач (м. р.), рожь (ж. р.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.