Конспект по русскому в 8 классе.
Тема: Обособление сравнительных оборотов Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.
-Найдите и выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква а:
-Объясните значение слова к..йма и выбор гласной буквы.
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
-Составьте предложение (словосочетание) со словом кайма.
А теперь давайте посмотрим, как эти слова употребляет в своих произведениях известный русский поэт. Перед вами отрывки из стихотворений. Определите автора.
Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения. Обратите внимание на выделенные строки.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
-Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что их объединяет?
Мы познакомимся с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами; научимся расставлять знаки препинания при сравнительных оборотах.
-Вспомните, что такое обстоятельство и каковы его признаки?
-Назовите основные группы обстоятельств.
-Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?
Повторим структуру сравнения. В сравнении обычно выделяют 3 элемента:
- то, что сравнивается, - ПРЕДМЕТ;
- то, с чем что-то сравнивается, - ОБРАЗ;
-то, на основании чего одно сравнивается с другим, - ПРИЗНАК.
Перед нами высказывание критика В.Г. Белинского о поэзии А.С. Пушкина. В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ______, тягуч и ярок, как _______, прозрачен и чист, как ______, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как _________.
- Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания.
- А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.
Запишите высказывание В.Г. Белинского в рабочую тетрадь, выделите в предложениии обособленные обстоятельства.
-Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя.
-Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.
Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах».
-Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.
Германн трепетал,как тигр, ожидая назначенного времени. Он ее боялся, как огня…
Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...
Сделаем вывод: обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми.
1.Сопоставим пары предложений:
Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька.
Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово как солнышко.
-Чем они отличаются?
Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.
В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились(как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.
2.Посмотрим на следующие предложения и сделаем вывод о том, какие союзы могут использоваться вместо союза КАК?
Внизу сновали, будто муравьи, люди.
Он, покраснел, словно помидор.
Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу.
С высоты мне виделась Москва, что муравейник.
-Что нового мы открываем в этих предложениях?
Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы.
3. Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.
-Вспомним, что такое сравнение?
-Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д. Розенталь. Запишите в рабочую тетрадь.
Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе.
-Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама».
Работа с текстом А.С. Пушкина.
-перед вами текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С. Пушкин. Вставьте предложенные варианты.
Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.
Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.
А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом.
Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду, и потом уже никто ею не занимался.
-Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?
В рабочих тетрадях запишите ответы на тестовые вопросы.
1.В каком случае перед КАК не ставится запятая?
1) Я долго смотрел как тлели угли костра.
2)Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка.
3)Наш школьный двор как сад.
2.В каком случае перед КАК запятая ставится?
1) Наш сад как проходной двор.
2)Марья Ильинична сидела как на иголках.
3)Внизу как зеркало стальное синеют облака.
В рабочих тетрадях письменно выполните упражнение 297 по учебника.
24.03.2020 Тема: Обособленные обстоятельства.
- Начнём мы с проверочной работы по темам «Обособленные определения и приложения», которые мы изучали на предыдущих уроках. Перед вами карточка с заданием: расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленный член предложения, объяснить причину обособления.
Предложения:
· В воздухе закружилась сухая трава листва сорванная с деревьев и мелкие сучья.
· Летний дождь обильный тёплый напоил влагой землю.
· Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом дорога похожа на бесконечный тоннель.
· Осторожные звери тигры редко обнаруживают себя.
· Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались.
· Мне механику сделать это ничего не стоило.
· Я старался вообразить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его строгим сердитым стариком.
· Река вымотавшись за день присмирела и отдаленным шёпотом перекатов напоминала о своём бурном нраве.
· Льды растаяв становятся синью в реке.
· Серёжа бежал сломя голову.
· Задачу я решил шутя.
-Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 4 «лишних» предложения. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?
-Мы должны углубить наши представления об обособленных обстоятельствах; познакомиться с разными условиями обособления обстоятельств; совершенствовать пунктуационные навыки; закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи.
- при каких условиях обособляются или не обособляются обстоятельства, я думаю, что вы мне расскажете сами после того, как самостоятельно рассмотрите правило на стр. 199.
- Ребята, вернемся вновь к тем предложениям, в которых вы не выделили обособленные члены. Прочитав параграф учебника, вы определите, какие это члены предложения и назовете случай их обособления или необособления.
- Я думаю, что рассмотренные предложения не вызвали особых затруднений. У вас может возникнуть вопрос по последнему предложению. В нем есть слово, похожее на деепричастие, но оно необособленное. Почему? Вспомним, что обозначает деепричастие? (Добавочное действие к основному, выраженному глаголом.) В данном предложение слово «шутя» приобретает значение наречия. Его можно заменить словом «легко». Это слово утратило свои глагольные признаки, не выполняет функции добавочного сказуемого, переходит в наречие. При таких наречиях не может быть зависимых слов. (Сравните: Смеясь и шутя, мы побежали к реке. – дополнительное действие смеялись, шутили и бежали)
-От деепричастий и деепричастных оборотов нужно отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя. Крадучись и другие и фразеологические обороты наречного значения (спустя рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие наречия и фразеологические обороты не обособляются.
- Ребята, сейчас мы закрепим теоретические знания выполнением упр.320
- Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Деепричастия делают нашу речь более точной и выразительной. Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию. Вам необходимо переписать в тетрадь предложения, расставив знаки препинания и составив связный текст.
1. Под вечер вдоволь налюбовавшись степным привольем орлы попарно опустились на землю.
2. Утром в степи появились орлы.
3. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4. Едва коснувшись земли орёл сделал несколько порывистых прыжков расплескивая помятый ковыль затем вдруг замер на месте.
5. Немного отдохнув они вновь поднялись с земли и быстро набрав высоту достойную их могучего племени тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки.
Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю. Едва коснувшись земли, орёл сделал несколько порывистых прыжков, расплескивая помятый ковыль, затем вдруг замер на месте.
2) Задание: составьте предложение с данными деепричастными оборотами.
Сначала надо поставить оборот в начале предложения, потом – в конце, затем - в середине. Полученные предложения запишите в тетрадь и сделайте синтаксический разбор.
Обороты:
1. Побродив по лесу, … 1. …, испугавшись нас.
2. Перепрыгивая с ветки на ветку, … 2.…, любуясь закатом.
1. … , едва касаясь снега, … .
2. … , вертясь и обгоняя друг друга, … .
- Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и
расставлять знаки препинания.
3. Дополните предложения деепричастными оборотами, заменяя глаголы из скобок деепричастиями.
Запишите. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, подчеркните.
Образец. Прошёл внезапный дождь, (закрыть) ... .— Прошёл внезапный дождь,
закрыв косыми полосами опушку леса.
1. От реки шёл туман, (окутывать) ... .
2 . Деревья шумели, (качаться) ... .
3. Яркое солнце встало над лесом, (озарять) ... .
4) Задание: исправите ошибки в употреблении деепричастий .
- Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи. Как только что сказали мы: это способствует повышению образности, выразительности, точности нашей речи, но, к сожалению, мы не всегда замечаем ошибки, которые допускаем.
Давайте исправим ошибки в употреблении деепричастий и запишем полученные предложения.
1. Выехав в открытую степь, их застал буран.
2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
4.
Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
5. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.
Выучите правило на стр. 199. Письменно в рабочей тетради выполните упр. 321 по заданию, данному в учебнике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.