Тема урока: «Число имён существительных»
Цели и задачи:
1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.
2. Ввести понятие числа имён существительных.
3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.
Этапы урока:
Ход урока.
1. Эмоциональное вхождение в урок.
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Урок начать пора!
Настроение каково? (Во!)
Кто такого мнения? (Я)
Все без исключения? (Да)
Молодцы! (Ура!)
-С хорошим настроением начнём наш урок!
2. Актуализация знаний.
-Что объединяет эти слова?
Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка
-Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)
-Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)
-Задайте вопрос; определите род имён существительных.
-Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.
Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?
Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка
Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки
(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).
-Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)
-Дополните тему урока (Число имён существительных)
-В учебнике на с. 167 прочитаем правило.
-Потренируемся определять число имён существительных.
Слайд №4: Запишите слова в две группы:
1. Имена существительные в форме единственного числа.
2. Имена существительные в форме множественного числа.
Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц
Вывод:
-Что же новое узнали об имени существительном?
-Теперь вы знаете два признака имён существительных – род и число.
-Какой признак постоянный? (род)
-Какой признак меняется? (число)
-Как определить род? Число?
4. Физкультурная минутка.
А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны)
Под водой плывут ерши. (Присели)
Плывёт лодочка-краса-
Расписные паруса. (Руки в стороны, плавно поднимаем вверх и опускаем вниз)
-Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.
-Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.
-Повторим физминутку ещё раз.
5. Углубление знаний.
Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.
Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.
- У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?
-Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.
Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова
- Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:
' '
учителя, доктора.
-Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.
Вывод:
-Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?
-У всех существительных можно образовать форму множественного числа?
6. Закрепление знаний. Рефлексия.
-Работаем в парах. Выполните упражнение страница 145 упражнение 256
Текст упражнения.
Прочитай текст. Разделите имя существительные на два столбика 1-ед.число, 2-множ.число
Проверка работы в парах.
7. Итоги урока.
1. Назовите тему урока?
2. Что нового узнали об именах существительных?
3. Какие есть два признака у имён существительных?
4. Какой из них постоянный? Какой меняется?
5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?
6. Что вы можете рассказать об имени существительном?
Слайд №6
А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных .
Домашнее задание: страница 144 упражнение 254
-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.