Конспект по русскому языку "Число имени существительного"

  • doc
  • 03.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Число_имён_существительных_3_класс.doc

 

Тема урока:  «Число имён существительных»

 

Цели и задачи:

 

1. Организовать  учебную деятельность  детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.

2. Ввести понятие  числа имён существительных.

3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.

 

Этапы урока:

 

  1. Эмоциональное вхождение в урок.
  2. Актуализация знаний.
  3. Исследование по теме урока.
  4. Физкультурная минутка.
  5. Углубление знаний.
  6. Закрепление знаний. Рефлексия.
  7. Итог урока.

 

Ход урока.

 

1.      Эмоциональное вхождение в урок.

 

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Урок начать пора!

 

Настроение каково? (Во!)

Кто такого мнения? (Я)

Все без исключения? (Да)

Молодцы! (Ура!)

-С хорошим настроением начнём наш урок!

 

2.      Актуализация знаний.

 

-Что объединяет эти слова?

Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

-Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)

-Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)

-Задайте вопрос; определите род имён  существительных.

-Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.

  1. Исследование по теме урока.

 

Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?

Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки

(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).

-Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)

-Дополните тему урока (Число имён существительных)

-В учебнике на  с. 167 прочитаем правило.

-Потренируемся определять число имён существительных.

Слайд №4: Запишите слова в две группы:

1. Имена существительные в форме единственного числа.

2. Имена  существительные в форме множественного числа.

Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц

            Вывод:  

-Что же новое узнали об имени существительном?

-Теперь  вы знаете два признака имён существительных – род и число.

-Какой признак постоянный? (род)

-Какой признак  меняется? (число)

-Как определить род? Число?

 

4.      Физкультурная минутка.

А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.

Над водой летят стрижи,  (Руки в стороны)

Под водой плывут ерши.  (Присели)

Плывёт  лодочка-краса-

Расписные паруса. (Руки в стороны,  плавно  поднимаем вверх и опускаем вниз)

-Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.

-Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.

-Повторим физминутку ещё раз.

5.      Углубление знаний.

Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.

Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.

- У каких имён существительных нет  однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?

-Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.

Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова

- Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:

              '                '  

учителя, доктора.

-Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.

Вывод:

-Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

-У всех существительных можно образовать форму множественного числа?

 

6.      Закрепление знаний. Рефлексия.

 

-Работаем в парах.  Выполните упражнение страница 145 упражнение 256

Текст упражнения.

Прочитай текст. Разделите имя существительные на два столбика 1-ед.число, 2-множ.число

Проверка работы в парах.

7.      Итоги урока.

1. Назовите  тему урока?

2. Что нового узнали об именах существительных?

3. Какие есть два признака у имён существительных?

4. Какой из них постоянный? Какой меняется?

5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

6. Что вы можете рассказать об имени существительном?

Слайд №6

А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных .

 

Домашнее задание: страница 144 упражнение 254

 

-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?

 

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 


Посмотрите также