ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 1 КЛАССА
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы»
Подготовила:
учитель – логопед
Булганина Н.Н.
Мосолово 2020 – 2021 учебный год
Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
· развитие связной речи учащихся 1 класса с помощью мнемотехнических приемов.
ЗАДАЧИ
Коррекционно - образовательные:
· дать детям представление о людях разных профессий;
· пополнить и активизировать словарь детей по данной теме;
· формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи), учить составлению и употреблению в речи сложноподчиненных предложений, учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
· отрабатывать навык составления описательного рассказа о людях разных профессий, используя мнемотаблицу (план – схему).
Коррекционно – развивающие:
· развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления;
· развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь;
· развивать умение работать с мнемотаблицами;
· развивать память, восприятие, внимание.
Коррекционно - воспитательные:
· воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности;
· воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.
ОБОРУДОВАНИЕ
· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;
· мнемотаблица к стихотворению «Повар»;
· картинки к игре «Четвертый лишний»;
· мнемотаблица для составления описательного рассказа о людях разной профессии;
· мяч.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- знакомство с понятием «профессия», уточнение знаний учащихся об этом понятии;
- разбор стихотворения «Повар» по мнемотаблице и заучивание наизусть;
- отгадывание загадок о принадлежностях людей разных профессий.
ХОД ЗАНЯТИЯ |
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ |
|||||||||||||||||
1. Вводная часть
Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы наше занятие началось, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадки, назови профессии». Логопед. Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? Дети. Продавец! Логопед. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? Дети. Доктор (врач)! Логопед. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? Дети. Пожарный! Логопед. Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? Дети. Шофер! Логопед. Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически? Дети. Парикмахер! Логопед. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? Дети. Повар! Логопед. Кто построит нам квартиры, школы, садик, магазины? Дети. Строитель! Логопед. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? Дети. Милиционер! Логопед. Кто научит считать и читать, многое знать и красиво писать? Дети. Учитель! Логопед. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
2. Основная часть
1)Сообщение темы занятия
Логопед. Ребята, как вы поняли, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них. Логопед. Но для начала, вспомним, какое стихотворение мы с вами учили на прошлом занятии с помощью таблицы. Дети. Мы учили стихотворение про повара («Повар»). Логопед. Посмотрите на таблицу внимательно и вспомните все слова из этого стихотворения, а тот, кто вспомнит, мне его расскажет.
«Повар»
Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице. 2) Выполнение лексико – грамматических упражнений 1. Игра «Кому, что нужно для работы?»
Логопед. Замечательно, ребята. Скажите, а какие инструменты нужны повару для работы? Дети. Половник, кастрюли, сковородки, тарелки. Логопед. А сейчас давайте подумаем, какие инструменты и рабочие принадлежности нужны людям разных профессий. У каждого из вас на столе лежит карточка с изображением инструмента. Возьмите свои карточки и скажите, кому необходим в работе этот инструмент. Дети отвечают полным предложением, кому этот предмет нужен: - Градусник нужен доктору, чтобы мерить температуру у пациентов. - Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей и т.д.
2. Игра «Кто внимательнее?» («Четвертый лишний»).
Логопед. А теперь, ребята, посмотрим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на картинку, кто здесь нарисован? Дети. На картинке нарисован пожарный. Логопед. Подумайте, какой предмет не нужен этому человеку? Дети. Лишний предмет градусник. Логопед. А почему? Дети. Градусник нужен доктору и т.д. Дети отвечают полными предложениями.
3.Физминутка
4.Игра с мячом «Кто, где работает?»
Логопед. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Кто, где работает?» Я буду бросать вам мячик, и спрашивать, кто и где работает, а вы в ответ, будете возвращать мне мячик с правильным ответом. Логопед бросает мячик со словами: «Где работает… учитель, повар, строитель, доктор, продавец парикмахер, пожарный, шофер, милиционер, воспитатель, швея?» Дети (отвечают на вопросы и бросают мячик логопеду): - Швея работает в ателье. - Учитель работает в школе. - Строитель работает на стройке. - Повар работает на кухне (в столовой, в ресторане, в кафе). - Пожарный работает в пожарной части. - Продавец работает в магазине. - Милиционер работает в милиции. - Доктор работает в больнице. - Воспитатель работает в садике. - Парикмахер работает в парикмахерской (в салоне красоты).
3) Работа с мнемотаблицей
Логопед. Ребята, как я вам уже говорила, сегодня мы будем составлять рассказы о людях разных профессий. Мы с вами уже много узнали о них, теперь нужно составить красивый рассказ. Посмотрите на таблицу. Давайте рассмотрим все квадраты в таблице. О чем мы будем говорить в первом квадрате? Дети. В первом квадрате мы будем говорить о человеке какой-нибудь профессии и т.д. 1. Название профессии. 2. Место работы. 3. Форменная одежда. 4. Что нужно для работы. 5. Что человек делает на работе.
Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер носит фартук, чтобы не испачкаться в краске для волос. Для работы парикмахеру нужны ножницы, расческа, фен, бигуди, краска для волос. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые прически. Логопед. А теперь ребята, выберете для себя человека какой-нибудь профессии и расскажите о нем, используя нашу помощницу – таблицу. 4) Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемотаблицу. 5) Рефлексия. Анализ детьми рассказов друг друга. 6) Итог занятия. Логопед. О ком мы сегодня с вами говорили?
|
Практический метод: игра «Отгадай загадки, назови профессии»
Словесный метод: логопед задает вопросы в игре.
Словесный метод: информирование детей о цели занятия. Наглядный метод: логопед выставляет на магнитную доску мнемотаблицу к стихотворению «Повар»
1 человек рассказывает стихотворение полностью, 2 человека рассказывают по 3 квадрата.
Практический метод: игра «Кому, что нужно для работы» Наглядный метод: логопед раздает детям картинки с изображением инструмента. Словесный метод: логопед дает детям инструкцию к игре.
Практический метод: игра «Четвертый лишний». Наглядный метод: логопед выставляет на магнитную доску картинки с изображением человека определенной профессии и ряда предметов, необходимых для этого вида деятельности, среди которых есть ненужный. Метод релаксации: проведение физкультминутки
Практический метод: игра «Кто, где работает?» Словесный метод: логопед дает детям инструкцию к игре. Словесный метод: логопед задает вопросы детям в игре.
Словесный метод: логопед информирует детей о предстоящем задании. Наглядный метод: логопед выставляет на магнитную доску мнемотаблицу. Словесный метод: Логопед объясняет, что нарисовано в каждом квадрате таблицы и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Словесный метод: логопед дает детям пример рассказа.
Словесный метод: логопед задает детям вопросы о проведенном занятии. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью лексикограмматической стороны речи, и связной речи. Выпуск 3. Часть 1. – М.: Национальный книжный центр. –131 с. (Развитие и коррекция.)
2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Письменная связная речь: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.