Конспект поурочного плана по музыкальной литературе «Увертюра «Эгмонт», 2 год обучения"
Оценка 4.8

Конспект поурочного плана по музыкальной литературе «Увертюра «Эгмонт», 2 год обучения"

Оценка 4.8
docx
14.12.2021
Конспект поурочного плана по музыкальной литературе «Увертюра «Эгмонт», 2 год обучения"
Увертюра Эгмонт.docx

Урок №3

Тема урока: «Увертюра «Эгмонт»

Цель урока: осознание роли музыкальных выразительных средств в создании музыкального образа.

Задачи урока:

- образовательные: освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа; умение сравнивать и анализировать музыкальные произведения; накопление слухового опыта, определенного круга интонаций.

- развивающие: развитие ассоциативно-образного мышления; развитие творческих способностей;

- воспитательные: воспитание интереса к классической музыке; воспитание художественного вкуса; воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;

Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки).

Вид урока: новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.

Методы: словесный, обобщение, наглядно-слуховой, анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради,  портрет композитора, аудио- и видеозаписи, презентация, компьютер, доска.

Ход урока.

1.     организационный момент (приветствие). Эпиграф урока.

2.     Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

Безумная любовь моя - Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.

Ты – Прометей, сгорающий в огне,

Перед богами, как и он, греховен.

Гореть в огне не пламенем жаровен,

А факелом, с тобою наравне.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Ван Бетховена, и сегодня мы услышим одно из самых ярких его произведений – симфоническую увертюру «Эгмонт».

Прежде чем говорить о произведении, давайте вспомним, что вы знаете о композиторе.

В какой стране жил Бетховен? В каком веке? В какую эпоху? Каким был характер композитора? Назовите современников Бетховена, почему их называли «венскими классиками»? Какие образы преобладают в его произведениях, почему? К каким жанрам обращался композитор? Что такое «увертюра?

3.     Основной этап урока.

Несмотря на то, что Бетховен не смог закончить Боннский университет, он был образованным человеком – много читал, интересовался философией. Одно из его любимых литературных произведений - трагедия Гёте «Эгмонт»

Слайд 4. «Портрет В.Гёте»

Содержание трагедии. В 16 веке (1566 – 16090) в Нидерландах народ отстаивал свою независимость от испанских поработителей. Посмотрите на карте, насколько территория Нидерландов была меньше территории Испании, а, следовательно, силы были неравны.

Слайд 5.  «Карта Европы»

Революционная часть буржуазии и народные массы боролись за полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола, а консервативное бюргерство во главе с Вильгельмом Оранским – лишь против крайностей испанского режима. Граф Эгмонт, принц Гаврский, нидерландский полководец, любимец народа возглавил революционное движение против испанцев, но был обманным путём арестован наместником испанского короля герцогом Альбой. Эгмонта пытались сломить, предать свой народ, но это не удалось. Эгмонта казнили.

Бетховен сочинил музыку к нескольким сценам этой трагедии, но наиболее полно содержание передаётся в увертюре.

Как вы думаете, чем это произведение понравилось Бетховену? Какой будет драматургия увертюры? Какая музыкальная форма лучше всего сможет передать противодействие двух образов? – сонатная форма.

Слайд 6.  Строение увертюры «Эгмонт»

Вступление

Власть испанцев и страдание нидерландцев

Экспозиция

Нидерландцы во главе с Эгмонтом  готовят восстание

Разработка

Столкновение нидерландцев и испанцев

Реприза

Развязка: испанцы подавили восстание, Эгмонт казнён

Кода

Победа нидерландцев

 

Какими музыкальными выразительными средствами можно изобразить образы нидерландцев и испанцев в музыке? Давайте посмотрим на таблицу и подумаем. Слайд 7.

 

 

 

 

 

 

Мелодия

Инструментальная

Вокальная: кантилена, речитатив

Ритм

Ровный , пунктирный , синкопированный

Темп

Allegro, presto, moderato, largo,

Динамика

f, mf, ff,  p, mp, pp

Штрихи

Стаккато, легато,  нон легато, маркато

Фактура

Одноголосная, полифоническая, гомофонно-гармоническая

Гармония

Консонансы, диссонансы

 

Слайд 8.  «Средства музыкальной выразительности»

Прослушать вступление.

Подобно первой части «Патетической сонаты», увертюра начинается медленным вступлением с конфликтным сопоставлением двух тем. Первая из них — мрачные тяжелые аккордовые удары в низком регистре с ритмом сарабанды — старинного испанского танца. Это образ жестокого насилия:

В ответ слышатся горестные возгласы второй темы со «стонущими» нисходящими  секундами. Тему  «запевает» гобой, к котором присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а потом и струнные:

 

испанцы

нидерландцы

Образ

властный, решительный,

уверенный

печальный, жалобный, бессильный,

Мелодия

речитатив

кантилена

Ритм

чёткий

ровный

Темп

медленный

медленный

Регистр

низкий

высокий, средний

Динамика

f

р

Штрихи

markato

legato

Фактура

aккордовая

полифоническая

Гармония

диссонансы

консонансы

 

Тема испанцев звучит в жанре сарабанды, музыка которой изначально звучала во время траурных процессий.

Как в дальнейшем должен развиваться сюжет?

Образ испанцев не меняется, а образ нидерландцев становится всё увереннее и решительнее. В основной части увертюры показана борьба нидерландцев против испанских завоевателей.

Прослушать экспозицию.

Главная партия – образ восставших нидерландцев и сумрачная, но мужественная характеристика самого Эгмонта.

 

 

 Побочная партия – образ испанцев, уверенных в своей непобедимости. Здесь ясно узнается воинственный вариант «темы насилия» из вступления, со провождаемый скорбным ответом:

 

Слайд 9. «Средства музыкальной выразительности в экспозиции»

 

испанцы

нидерландцы

Образ

властный,  жёсткий

решительный,  волевой

Мелодия

речитатив

кантилена

Ритм

чёткий

ровный

Темп

быстрый

быстрый

Регистр

низкий

высокий, средний

Динамика

f

f

Штрихи

мarkato

legato

Фактура

аккордовая

гомофонно-гармоническая

Гармония

диссонансы

консонансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка – столкновение испанцев и нидерландцев, поэтому разрабатывается главная и побочная партии. При этом в разработке мелодичные варианты начала темы главной партии прерываются жесткими аккордовыми ударами. Возможно, здесь есть связь с образом Клерхен — мужественной и самоотверженной возлюбленной Эгмонта:

Реприза – так как испанцы подавили восстание, тема побочной партии не может звучать в той же тональности, что и главная партия. Особенно драматичен конец репризы — новое противопоставление тем насилия и скорби. Оно вдруг обрывается, и после трагической паузы тихо звучат несколько печально протянутых аккордов — словно оплакивание гибели героя:

 

 

 

 

 

 

 

 


В заключительной теме – торжествует образ испанцев и подавлен образ нидерландцев, как бы издалека, сперва приглушенно, но постепенно мощно разрастаясь, начинается большая фа-мажорная кода:


4.     Итог урока.

Так заканчивается трагедия Гёте, но Бетховена такой финал не устраивал, так как, несмотря на гибель Эгмонта, нидерландский народ через несколько лет всё-таки добился своей независимости.

Какими выразительными средствами можно передать торжествующее настроение? Почему композитор выбрал жанр увертюры и сонатную форму, почему выбрал именно такие средства музыкальной выразительности?

Слайд 10.

Драматургия произведения, музыкальная форма, выбор средств музыкальной выразительности соответствует содержанию музыкального произведения и тем образам, которые композитор хотел воплотить в этом произведении.

5.     Домашнее задание.

Читать учебник на стр.87-91. Выполнить письменно задания в рабочей тетради №146, №147.

Р.т.Д.з..jpg


 

Урок №3 Тема урока: «Увертюра «Эгмонт»

Урок №3 Тема урока: «Увертюра «Эгмонт»

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

Вильгельмом Оранским – лишь против крайностей испанского режима

Вильгельмом Оранским – лишь против крайностей испанского режима

Мелодия Инструментальная

Мелодия Инструментальная

Образ в ластный, решительный, уверенный п ечальный, жалобный, бессильный,

Образ в ластный, решительный, уверенный п ечальный, жалобный, бессильный,

Побочная партия – образ испанцев, уверенных в своей непобедимости

Побочная партия – образ испанцев, уверенных в своей непобедимости

Разработка – столкновение испанцев и нидерландцев, поэтому разрабатывается главная и побочная партии

Разработка – столкновение испанцев и нидерландцев, поэтому разрабатывается главная и побочная партии

В заключительной теме – торжествует образ испанцев и подавлен образ нидерландцев, как бы издалека, сперва приглушенно, но постепенно мощно разрастаясь, начинается большая фа-мажорная кода:

В заключительной теме – торжествует образ испанцев и подавлен образ нидерландцев, как бы издалека, сперва приглушенно, но постепенно мощно разрастаясь, начинается большая фа-мажорная кода:

Итог урока. Так заканчивается трагедия

Итог урока. Так заканчивается трагедия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021