КОНСПЕКТ Познавательного занятия (с элементами экспериментирования) Тема: «Незнайка в детской лаборатории» (свойства воздуха)

  • docx
  • 04.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: развитие поисково-исследовательской активности
Иконка файла материала Конспект познавательного занятия _Незнайка в детской лаборатории_.docx

 

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Познание»
(познавательно-исследовательская деятельность)

КОНСПЕКТ

Познавательного занятия (с элементами экспериментирования)
Тема: «Незнайка в детской лаборатории»
(свойства воздуха)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель: развитие поисково-исследовательской активности

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»:

         Закрепить знания о свойствах воздуха, дать представление о том, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении - сужается. Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки.

         Формировать навыки исследовательской деятельности: учить детей видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы на основе исследовательских действий. Развивать любознательность.

         Воспитывать интерес к поисково-исследовательской деятельности. Интеграция с образовательными областями:

«Коммуникация»

         Развитие коммуникативных навыков в процессе общения, обогащение словаря.

«Социализация»

         Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать чужое мнение, а также отстаивать собственное, доказывать свою правоту.

«Безопасность»

         Формировать навыки безопасного обращения с лабораторным материалом во время проведения опытов.

«Здоровье»

         Формировать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Предварительная работа:

         Наблюдения в природе, чтение рассказов о воде, проектная деятельность.

Материал:

         Демонстрационный:

٧  пустое пластмассовое ведёрко
٧  пластмассовое ведёрко с холодной водой
٧  изображение горелки и воздушного шара
٧  мнемокарточки
٧  веер
٧  весы
٧  мяч
٧  телеграмма

٧  шумовой бубен

٧  пластиковый стакан

                           (большой и маленький)

٧  воздушные шары

٧  пластиковая бутылка с воздушным шариком (натянутым на горлышко бутылки)

٧  термос с теплой водой

• Раздаточный:

емкости с водой
     цветная бумага наборное полотно
     мнемокарточки
    бумажные салфетки тканевые салфетки
     фартуки
 большой пластиковый стакан с водой маленький                                 пластиковый     

 стаканчик

 коктейльные трубочки

 мыльные пузыри

 кораблики

Ход:

I часть. Вводная.

Ход: Звонок домофона в группе, просят получить телеграмму.

Воспитатель: читает телеграмму «ПОТЕРПЕЛ БЕДСТВИЕ. СПАСИТЕ. НЕЗНАЙКА».

Вопросы:

- Как вы думаете, что случилось с Незнайкой?

- На чем он летел?

- Что могло случиться с воздушным шаром?

- Вы хотите помочь Незнайке?

Воспитатель обобщает ответы детей: Незнайка летел на воздушном шаре, и случилась авария: воздушный шар лопнул. Я не сомневалась в том, что вы добрые, отзывчивые и всегда готовы прийти на помощь. Отправляемся в путь.

(Шум ветра: отодвигается занавес: детей встречает Незнайка)

Незнайка: - Здравствуйте, ребята. У меня вынужденная посадка и как мне быть я не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, что случилось с воздушным шаром.

(дети объясняют Незнайке причину аварии)

- Чтобы починить воздушный шар, нам нужен необычный помощник. Догадайтесь, кто он.

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Незнайка: Воздух? А кто его видел - этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? (слушает ответы детей, с недоверием реагирует на них)

Воспитатель: - Погоди, Незнайка. Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка: А я не верю! Докажите мне, что этот самый воздух вот сейчас есть здесь!

II часть. Детское экспериментирование.

Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с вами докажем, что воздух есть. Проходите в нашу лабораторию, (дети садятся за столы, на которых стоят пособия для лабораторных исследований)

Воспитателъ показывает детям и Незнайке прозрачный стакан.

Вопросы:

- Как вы считаете, этот стакан пустой?

- Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь?

(выслушивает ответы, но не оценивает их)

Незнайка: - Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давайте туда что-нибудь положим или нальём.

Опыт I

Воспитатель: - Предлагаю проверить, есть ли что-нибудь в стакане.

Воспитатель демонстрирует опыт: переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой, при этом обращает внимание на то, что стакан надо держать ровно.

Вопросы:

- Как вы думаете, попала вода в стакан?

- Почему вода не попадает в стакан?

(выслушивает ответы, но не оценивает их) Воспитатель: опустите свои стаканы в воду (дети выполняют этот опыт самостоятельно).

Вопросы:

-Легко-ли вам опускать стакан?

-Как вы думаете, что выталкивает стакан из воды, мешает?

Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей) Да, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель: снова опустите стакан в ёмкость с водой, а затем слегка наклоните его. Вопросы:

- Что появляется в воде?

- Откуда взялся пузырёк?

Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей)

Да, воздух выходит из стакана. Его место занимает вода.

Вопросы:

- Как вы думаете, почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?

Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей) Да, воздух прозрачный, через него всё видно. А вот мы его не видим. Поэтому его называют «невидимкой». Давайте обозначим это свойство воздуха такой карточкой (показывает мнемокарточку; используется мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Найдите такую же карточку у вас на столе и закрепите её на наборном полотне. Воздух невидим, поэтому карточка пустая, (демонстрационную мнемокарточку закрепляет на мольберте).

Воспитатель: Незнайка, ты убедился в том, что воздух есть?

Незнайка: - Всего один какой-то пузырек! Если вы такие сообразительные, покажите, как ещё можно увидеть этот самый воздух.

Опыт 2.

Воспитатель: расскажите, как ещё можно обнаружить воздух, используя при этом лабораторный материал на наших столах.

Дети опускают соломинку в ёмкость с водой и дуют в неё.

Вопросы:

- Почему появились пузырьки?

- Откуда берётся воздух в трубочке?

- Какая карточка поможет запомнить, как определить, что воздух есть?

- Найдите и покажите эту карточку (работа с мнемокарточками)

- Могут ли люди жить без воздуха?

Предлагаю попробывать: сделайте вдох и задержите дыхание (2-3 секунды).

Достаточно.

- Какие ощущения вы испытывали?

- Имеет ли значение то, каким воздухом мы дышим?

-Что загрязняет воздух?

- А вы, каким воздухом хотите дышать?

- Что надо делать для того, чтобы воздух был чистым?

Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей)

Да, люди не могут жить без воздуха, он им жизненно необходим. Воздух нельзя загрязнять.

Незнайка: - Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри? (приглашает детей попускать мыльные пузыри)

- Внутри пузырей столько мыла, поэтому они такие красивые, разноцветные! Воспитатель:

Вопросы:

- Ребята, а вы тоже думаете, что внутри мыльных пузырей мыло?

- А что было бы, если там действительно было мыло?

- Почему некоторые пузыри при надувании лопаются?

Воспитатель обобщает ответы детей: в мыльных пузырях - воздух, если его будет слишком много - пузырь лопнет.

Незнайка: А я знаю, в каких шариках много воздуха. Вот в таких (надувает воздушный шарик)

Опыт 3.

Воспитатель: - Давайте вспомним, имеет ли воздух вес.

Вопросы:

- Как вы думаете, воздушный шарик лёгкий или тяжёлый?

- Как это проверить? (подкинуть)

- Как вы считаете, воздух имеет вес?

Давайте проверим (дети садятся за столы).

Воспитатель и Незнайка демонстрируют детям весы, на которых висят два не надутых шарика. Затем Незнайка снимает один и вместо него вешает надутый шар. Вопросы:

-      Какой шарик, по-вашему, больше весит?

-      Почему вы так думаете?

-      Попытайтесь сделать вывод из того, что увидели.

Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей):

Да, воздух имеет вес. Выберите, пожалуйста, карточку, которая отражает это свойство воздуха и покажите её мне (работа с мнемокарточками)

Физкультминутка:

Воспитатель: (показывает мяч) Эта игрушка тоже похожа на воздушный шарик.

Выходите из-за столов и попрыгайте как мячики:

Раз, два, прыгай мячик

Раз, два и мы поскачем Раз, два, прыгай мячик Раз, два и мы поскачем Девочки и мальчики Прыгают как мячики

(взмахиваем правой ладонью, как бы ударяя по мячу)

(прыжки на месте)

(взмахиваем левой ладонью, как бы ударяя по мячу)

(прыжки на месте)

(хлопаем в ладоши)

(прыжки на месте)

(Дети проходят за столы, Незнайка в это время надувает воздушный шарик)

 

Опыт 4.

Воспитатель: - Ребята, можем ли мы почувствовать воздух?

Незнайка: - Ну, вот ещё! Как это почувствовать? Что, он может прикоснуться ко мне? Воспитатель предлагает детям подставить ладошку, приоткрывает воздушный шарик и подносит к Незнайке, а затем и к каждому ребёнку, давая почувствовать выходящий из шарика воздух.

Вопросы:

-      Что вы чувствуете?

Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей): - Да, воздух можно почувствовать.

Какая карточка поможет нам это запомнить? (работа с мнемокарточками)

Вопросы:

-      А воздух выходит бесшумно?

-      Как вы думаете, почему мы слышим звук?

Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей). Совершенно верно, на пути воздуха есть преграда, которая позволяет воздуху звучать. Это свойство воздуха используется в музыкальных инструментах.

-      Подскажите в каких?

Воспитатель обобщает ответы детей: в тех, в которые музыканту приходится вдувать воздух - дудочка, труба, флейта, кларнет, гобой, валторна, саксофон.

Найдите карточку, которая отражает это свойство воздуха (работа с мнемокарточками).

Опыт 5. «Воздух может двигаться»

Незнайка обмахивает себя.

Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь?

Незнайка: Мне стало жарко, а когда я машу руками, мне становится легче. Сам не знаю почему.

Вопросы:

-      Как вы думаете, что помогает Незнайке?

Воспитатель обобщает ответы детей: ветерок.

Художественное слово:

Ветер по морю гуляет                         Он бежит себе в волнах

И кораблик подгоняет.                        На раздутых парусах

Возьмите кораблики, опустите их в воду.

Вопросы:

-      Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?

-      Что двигает кораблики?

-      Что надо делать, чтобы кораблики плыли быстрее?

Незнайка: - Надо сильнее махать руками!

Воспитатель: - Предлагаю показать Незнайке, как усилить движение воздуха. А поможет нам вот это изобретение (показывает веер, демонстрирует его в действии). Что это? (дети используют сделанные ими предварительно веера, направляют кораблик к противоположному берегу.)

Вывод: {Воспитатель обобщает ответы детей) Воздух может двигаться. Мы называем это ветром. Движение воздуха может быть сильным, а может быть слабым. Найдите карточку, которая отражает это свойство воздуха и покажите (работа с мнемокарточками).

Опыт 6.

Незнайка: - Ребята, а мой шар, что же с ним делать? Как мне лететь дальше?

Воспитатель: - Сегодня мы узнаем ещё одно свойство воздуха, которое поможет Незнайке.

-      Как вы думаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (выслушивает ответы, но не оценивает их)

-      Предлагаю проверить,

Воспитатель опускает в ведро с тёплой водой пластиковую бутылку, на горлышко которой надет воздушный шарик, и держит её там, в течение некоторого времени.

Вопросы:

-      Что происходит?

-      Почему шарик надувается?

Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей). Это происходит потому, что воздух, который есть в бутылке, нагревается, расширяется и заполняет шарик. Теплый воздух - лёгкий, он поднимается вверх.

Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Вопросы:

-      Что происходит?

-      Почему шарик сдувается?

Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей). При охлаждении воздух сжимается и шарик сдувается. Холодный воздух - тяжёлый, он опускается вниз.

Запомнить эти свойства воздуха нам поможет вот такая карточка (показывает мнемокарточку; раздаёт детям карточку, отображающую новое свойство воздуха. Дети дополняют свой мнеморяд новой карточкой).

Мы надули шарик, используя тёплую воду. А настоящие воздушные шары надувают, используя специальную горелку. Она нагревает воздух, и он поднимает воздушный шар вверх. (Просмотр видеозаписи)

Шчасть. Заключительная.

Вопросы:

-       Так какой необычный помощник выручит Незнайку?

-      Почему вы так думаете?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Конечно, воздух.

Воспитатель предлагает обратить внимание на мнемодорожку.

- Назовите свойства воздуха (дети перечисляют свойства воздуха: невидимый, без запаха, жизненно необходим, может двигаться, звучать, имеет вес, теплый воздух — легкий, поднимается вверх, холодный воздух - тяжёлый, он опускается вниз).

 Незнайка: - Я все понял. Спасибо за добрый совет. Бегу ремонтировать горелку. Я теперь так много знаю о воздухе! Как бы не забыть!

Воспитатель: Мы дарим тебе карточки, на которых символами изображено то, что мы узнали о воздухе.

Незнайка: - Спасибо за подарок! До свидания!


 

Скачано с www.znanio.ru