Организованная образовательная деятельность
Образовательная область «Познание»
(познавательно-исследовательская деятельность)
КОНСПЕКТ
Познавательного
занятия (с элементами экспериментирования)
Тема: «Незнайка в детской лаборатории» (свойства воздуха)
Цель: развитие поисково-исследовательской активности
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»:
• Закрепить знания о свойствах воздуха, дать представление о том, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении - сужается. Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки.
• Формировать навыки исследовательской деятельности: учить детей видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы на основе исследовательских действий. Развивать любознательность.
• Воспитывать интерес к поисково-исследовательской деятельности. Интеграция с образовательными областями:
«Коммуникация»
• Развитие коммуникативных навыков в процессе общения, обогащение словаря.
«Социализация»
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать чужое мнение, а также отстаивать собственное, доказывать свою правоту.
«Безопасность»
• Формировать навыки безопасного обращения с лабораторным материалом во время проведения опытов.
«Здоровье»
• Формировать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
Предварительная работа:
• Наблюдения в природе, чтение рассказов о воде, проектная деятельность.
Материал:
• Демонстрационный:
٧ телеграмма
٧ шумовой бубен
٧ пластиковый стакан
(большой и маленький)
٧ воздушные шары
٧ пластиковая бутылка с воздушным шариком (натянутым на горлышко бутылки)
٧ термос с теплой водой
• Раздаточный:
большой
пластиковый стакан с водой маленький пластиковый
стаканчик
коктейльные трубочки
мыльные пузыри
кораблики
Ход:
I часть. Вводная.
Ход: Звонок домофона в группе, просят получить телеграмму.
Воспитатель: читает телеграмму «ПОТЕРПЕЛ БЕДСТВИЕ. СПАСИТЕ. НЕЗНАЙКА».
Вопросы:
- Как вы думаете, что случилось с Незнайкой?
- На чем он летел?
- Что могло случиться с воздушным шаром?
- Вы хотите помочь Незнайке?
Воспитатель обобщает ответы детей: Незнайка летел на воздушном шаре, и случилась авария: воздушный шар лопнул. Я не сомневалась в том, что вы добрые, отзывчивые и всегда готовы прийти на помощь. Отправляемся в путь.
(Шум ветра: отодвигается занавес: детей встречает Незнайка)
Незнайка: - Здравствуйте, ребята. У меня вынужденная посадка и как мне быть я не знаю.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, что случилось с воздушным шаром.
(дети объясняют Незнайке причину аварии)
- Чтобы починить воздушный шар, нам нужен необычный помощник. Догадайтесь, кто он.
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Незнайка: Воздух? А кто его видел - этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? (слушает ответы детей, с недоверием реагирует на них)
Воспитатель: - Погоди, Незнайка. Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Незнайка: А я не верю! Докажите мне, что этот самый воздух вот сейчас есть здесь!
II часть. Детское экспериментирование.
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с вами докажем, что воздух есть. Проходите в нашу лабораторию, (дети садятся за столы, на которых стоят пособия для лабораторных исследований)
Воспитателъ показывает детям и Незнайке прозрачный стакан.
Вопросы:
- Как вы считаете, этот стакан пустой?
- Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь?
(выслушивает ответы, но не оценивает их)
Незнайка: - Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давайте туда что-нибудь положим или нальём.
Опыт I
Воспитатель: - Предлагаю проверить, есть ли что-нибудь в стакане.
Воспитатель демонстрирует опыт: переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой, при этом обращает внимание на то, что стакан надо держать ровно.
Вопросы:
- Как вы думаете, попала вода в стакан?
- Почему вода не попадает в стакан?
(выслушивает ответы, но не оценивает их) Воспитатель: опустите свои стаканы в воду (дети выполняют этот опыт самостоятельно).
Вопросы:
-Легко-ли вам опускать стакан?
-Как вы думаете, что выталкивает стакан из воды, мешает?
Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей) Да, в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: снова опустите стакан в ёмкость с водой, а затем слегка наклоните его. Вопросы:
- Что появляется в воде?
- Откуда взялся пузырёк?
Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей)
Да, воздух выходит из стакана. Его место занимает вода.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?
Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей) Да, воздух прозрачный, через него всё видно. А вот мы его не видим. Поэтому его называют «невидимкой». Давайте обозначим это свойство воздуха такой карточкой (показывает мнемокарточку; используется мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Найдите такую же карточку у вас на столе и закрепите её на наборном полотне. Воздух невидим, поэтому карточка пустая, (демонстрационную мнемокарточку закрепляет на мольберте).
Воспитатель: Незнайка, ты убедился в том, что воздух есть?
Незнайка: - Всего один какой-то пузырек! Если вы такие сообразительные, покажите, как ещё можно увидеть этот самый воздух.
Опыт 2.
Воспитатель: расскажите, как ещё можно обнаружить воздух, используя при этом лабораторный материал на наших столах.
Дети опускают соломинку в ёмкость с водой и дуют в неё.
Вопросы:
- Почему появились пузырьки?
- Откуда берётся воздух в трубочке?
- Какая карточка поможет запомнить, как определить, что воздух есть?
- Найдите и покажите эту карточку (работа с мнемокарточками)
- Могут ли люди жить без воздуха?
Предлагаю попробывать: сделайте вдох и задержите дыхание (2-3 секунды).
Достаточно.
- Какие ощущения вы испытывали?
- Имеет ли значение то, каким воздухом мы дышим?
-Что загрязняет воздух?
- А вы, каким воздухом хотите дышать?
- Что надо делать для того, чтобы воздух был чистым?
Вывод: (воспитатель обобщает ответы детей)
Да, люди не могут жить без воздуха, он им жизненно необходим. Воздух нельзя загрязнять.
Незнайка: - Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри? (приглашает детей попускать мыльные пузыри)
- Внутри пузырей столько мыла, поэтому они такие красивые, разноцветные! Воспитатель:
Вопросы:
- Ребята, а вы тоже думаете, что внутри мыльных пузырей мыло?
- А что было бы, если там действительно было мыло?
- Почему некоторые пузыри при надувании лопаются?
Воспитатель обобщает ответы детей: в мыльных пузырях - воздух, если его будет слишком много - пузырь лопнет.
Незнайка: А я знаю, в каких шариках много воздуха. Вот в таких (надувает воздушный шарик)
Опыт 3.
Воспитатель: - Давайте вспомним, имеет ли воздух вес.
Вопросы:
- Как вы думаете, воздушный шарик лёгкий или тяжёлый?
- Как это проверить? (подкинуть)
- Как вы считаете, воздух имеет вес?
Давайте проверим (дети садятся за столы).
Воспитатель и Незнайка демонстрируют детям весы, на которых висят два не надутых шарика. Затем Незнайка снимает один и вместо него вешает надутый шар. Вопросы:
- Какой шарик, по-вашему, больше весит?
- Почему вы так думаете?
- Попытайтесь сделать вывод из того, что увидели.
Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей):
Да, воздух имеет вес. Выберите, пожалуйста, карточку, которая отражает это свойство воздуха и покажите её мне (работа с мнемокарточками)
Физкультминутка:
Воспитатель: (показывает мяч) Эта игрушка тоже похожа на воздушный шарик.
Выходите из-за столов и попрыгайте как мячики:
Раз, два, прыгай мячик Раз, два и мы поскачем Раз, два, прыгай мячик Раз, два и мы поскачем Девочки и мальчики Прыгают как мячики |
(взмахиваем правой ладонью, как бы ударяя по мячу) (прыжки на месте) (взмахиваем левой ладонью, как бы ударяя по мячу) (прыжки на месте) (хлопаем в ладоши) (прыжки на месте) |
(Дети проходят за столы, Незнайка в это время надувает воздушный шарик)
Опыт 4.
Воспитатель: - Ребята, можем ли мы почувствовать воздух?
Незнайка: - Ну, вот ещё! Как это почувствовать? Что, он может прикоснуться ко мне? Воспитатель предлагает детям подставить ладошку, приоткрывает воздушный шарик и подносит к Незнайке, а затем и к каждому ребёнку, давая почувствовать выходящий из шарика воздух.
Вопросы:
- Что вы чувствуете?
Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей): - Да, воздух можно почувствовать.
Какая карточка поможет нам это запомнить? (работа с мнемокарточками)
Вопросы:
- А воздух выходит бесшумно?
- Как вы думаете, почему мы слышим звук?
Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей). Совершенно верно, на пути воздуха есть преграда, которая позволяет воздуху звучать. Это свойство воздуха используется в музыкальных инструментах.
- Подскажите в каких?
Воспитатель обобщает ответы детей: в тех, в которые музыканту приходится вдувать воздух - дудочка, труба, флейта, кларнет, гобой, валторна, саксофон.
Найдите карточку, которая отражает это свойство воздуха (работа с мнемокарточками).
Опыт 5. «Воздух может двигаться»
Незнайка обмахивает себя.
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь?
Незнайка: Мне стало жарко, а когда я машу руками, мне становится легче. Сам не знаю почему.
Вопросы:
- Как вы думаете, что помогает Незнайке?
Воспитатель обобщает ответы детей: ветерок.
Художественное слово:
Ветер по морю гуляет Он бежит себе в волнах
И кораблик подгоняет. На раздутых парусах
Возьмите кораблики, опустите их в воду.
Вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?
- Что двигает кораблики?
- Что надо делать, чтобы кораблики плыли быстрее?
Незнайка: - Надо сильнее махать руками!
Воспитатель: - Предлагаю показать Незнайке, как усилить движение воздуха. А поможет нам вот это изобретение (показывает веер, демонстрирует его в действии). Что это? (дети используют сделанные ими предварительно веера, направляют кораблик к противоположному берегу.)
Вывод: {Воспитатель обобщает ответы детей) Воздух может двигаться. Мы называем это ветром. Движение воздуха может быть сильным, а может быть слабым. Найдите карточку, которая отражает это свойство воздуха и покажите (работа с мнемокарточками).
Опыт 6.
Незнайка: - Ребята, а мой шар, что же с ним делать? Как мне лететь дальше?
Воспитатель: - Сегодня мы узнаем ещё одно свойство воздуха, которое поможет Незнайке.
- Как вы думаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (выслушивает ответы, но не оценивает их)
- Предлагаю проверить,
Воспитатель опускает в ведро с тёплой водой пластиковую бутылку, на горлышко которой надет воздушный шарик, и держит её там, в течение некоторого времени.
Вопросы:
- Что происходит?
- Почему шарик надувается?
Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей). Это происходит потому, что воздух, который есть в бутылке, нагревается, расширяется и заполняет шарик. Теплый воздух - лёгкий, он поднимается вверх.
Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Вопросы:
- Что происходит?
- Почему шарик сдувается?
Вывод: (Воспитатель обобщает ответы детей). При охлаждении воздух сжимается и шарик сдувается. Холодный воздух - тяжёлый, он опускается вниз.
Запомнить эти свойства воздуха нам поможет вот такая карточка (показывает мнемокарточку; раздаёт детям карточку, отображающую новое свойство воздуха. Дети дополняют свой мнеморяд новой карточкой).
Мы надули шарик, используя тёплую воду. А настоящие воздушные шары надувают, используя специальную горелку. Она нагревает воздух, и он поднимает воздушный шар вверх. (Просмотр видеозаписи)
Шчасть. Заключительная.
Вопросы:
- Так какой необычный помощник выручит Незнайку?
- Почему вы так думаете?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Конечно, воздух.
Воспитатель предлагает обратить внимание на мнемодорожку.
- Назовите свойства воздуха (дети перечисляют свойства воздуха: невидимый, без запаха, жизненно необходим, может двигаться, звучать, имеет вес, теплый воздух — легкий, поднимается вверх, холодный воздух - тяжёлый, он опускается вниз).
Незнайка: - Я все понял. Спасибо за добрый совет. Бегу ремонтировать горелку. Я теперь так много знаю о воздухе! Как бы не забыть!
Воспитатель: Мы дарим тебе карточки, на которых символами изображено то, что мы узнали о воздухе.
Незнайка: - Спасибо за подарок! До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.