Профилактика употребления ПАВ
Урок здоровья
Классы 6-9
Надеева Ю.С., педагог-психолог
2023 год
Практическое занятие на тему: «Урок здоровья: НЕТ - вредным привычкам, ДА -здоровому образу жизни!».
Направление воспитательной работы: профилактика ПАВ.
Актуальность: в жизни любого человека может наступить момент, когда приходится решать, продолжать быть свободной от зависимостей личностью и быть здоровым или поддаться слабости и стать зависимым от вредных привычек. Часто подросток утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Тогда возникает опасность увеличения количества обучающихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. Профилактику необходимо начинать как можно раньше, чтобы уберечь подростков от вредных привычек
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 6-9 классов.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога-психолога:
Занятия по профилактике ПАВ входят в систему воспитательной работы школы. И является одним из направлений психолого-педагогической работы, которое реализуется в ходе жизнедеятельности детей и проведением профилактических мероприятий.
Цель: профилактика употребления ПАВ подростками: никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей, формирование навыков ЗОЖ.
Задачи:
ü формировать у подростков негативное отношение к употреблению психоактивных веществ;
ü вырабатывать навыки отказа от психоактивных веществ, отстаивать свои интересы;
ü учить осознавать мотивы, толкающие людей на употребление психоактивных веществ;
ü развивать понимание того, как влияет алкоголь и наркотики на взаимоотношения с другими людьми;
ü навыки отстаивания своих интересов, умения говорить «нет»;
ü повышение коммуникативной активности обучающихся;
ü развитие памяти, внимания, мышления, речи, зрительного восприятия через работу с карточками, объемной наглядностью.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Наличие у обучающихся представлений о вреде для организма человека употребления ПАВ;
2. Информированность о навыках здорового образа жизни.
Личностные:
1. Навыки отстаивания своих интересов, умения говорить нет;
2. Коммуникативная активность обучающихся.
Коррекционно-развивающие:
1. Умение обучающихся внимательно слушать и понимать других;
2. Умение обучающихся думать, размышлять, рассуждать, высказывать свое мнение, излагать свои мысли.
Форма проведения: практическое занятие.
Педагогические технологии/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (игра, практическая деятельность).
Приемы: эмоциональная разминка-приветствие, игровые ситуации, рефлексия, беседа.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
Раздаточный дидактический материал: карточки для заданий.
Технические средства: видеоролик, экран, ноутбук и проектор.
Методические: https://общее-дело.рф/43846/
Предварительная работа: подготовка раздаточного материала, электронной презентации.
Время: 40 минут.
Ход мероприятия
I.Организационный этап.
1. Приветствие.
Добрый день. Я рада вас видеть. Встанье те, кто сегодня улыбался, кто смеялся, кто грустил, а теперь встаньте те, кто сегодня был на уроках. Поднимите руки, улыбнитесь и скажите: «Привет!» Садитесь.
2.Введение в тему мероприятия (сообщение темы мероприятия).
Поднимите руки те кто знает, что употребление ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) вредно для организма человека.
А теперь поднимите те, кто хоть один раз в жизни пробовал алкоголь, табак или наркотики.
Думаю, если б не присутствие педагогов в аудитории, то рук было бы больше.
Можно сделать вывод, что знание о вреде употребления ПАВ не влияет на поведение человека. Т.е. человек знает что это вредно, и все равно употребляет.
Именно поэтому сегодняшнее занятие будет направлено не на повышение уровня информированности о вреде употребления ПАВ, а на изменение отношения к употреблению ПАВ. Это и будет темой нашей беседы.
II.Основной этап.
1. Упражнение «Зависимости».
Цель: Осознание последствий употребления психоактивных веществ. Обучение навыкам поиска альтернативных способов удовлетворения возникающих потребностей.
Всех участников группы случайным образом делят на три подгруппы, каждой из которых по вариантам предлагается определить причины и последствия зависимости (никотиновая, алкогольная, наркотическая).
Далее, каждая группа по очереди, представляет результаты своей работы на доске, выписывая в один столбик причины возникновения зависимости, а в другой ее последствия.
Пример:
ПРИЧИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ
Скука скандалы дома
Поиск новых приключений денежные трудности
За компанию плохое самочувствие
Чтобы расслабиться столкновение с законом
Для вдохновения моральное и физическое истощение
Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска. Потребление психоактивных веществ связаны с наличием у человека определенных потребностей (причин). Одним из средств удовлетворения этих потребностей может быть алкоголь, как средство снятия психического напряжения. Но существуют и другие способы снятия психического напряжения, какие вы знаете? (Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.)
2. Упражнение «Скульптура зависимости»
Участники путем делятся на группы по 3 человека. Каждая из них должна придумать и показать скульптуру любого вида зависимости (алкогольной, наркотической и т.д.). Когда одна группа показывает, остальные должны попытаться угадать, что она обозначает. После этого показывающие говорят, что они имели в виду, создавая композицию, и почему именно этот вариант выбрали.
Обсуждение: какие
общие черты присущи всем скульптурам. (угнетенность, страх, разочарование и т.д.)
3.
Упражнение: «Как сказать - НЕТ»
При выполнении этого упражнения участники знакомятся с некоторыми методами убедительного отказа и закрепляют их на практике. Посредством задания отрабатываются следующие методы убедительного отказа:
1. «Да…но»,
2. Игнорирование
3. Сравнение
Инструкция: Вы познакомились с тремя методами убедительного отказа. Сейчас вам будет предложена одна часто встречающаяся фраза, которую тебе необходимо последовательно опровергнуть тремя последовательными методами.
Пример выполнения задания: «Некоторые люди считают, что алкоголь помогает справиться с возникшими проблемами».
1. Да, люди употребляют алкоголь в сложных ситуациях, но это не помогает найти выход из проблемы, человек трезвеет – проблема остается.
2. Ну и что, что люди так считают, а я знаю, что на трезвую голову проблемы решаются эффективней, надежней и быстрее.
3. Возможно, кому – то и помогает алкоголь решить проблемы, а вот мой друг и так хорошо справляется с трудной жизненной ситуацией.
Примеры заданий:
1. лучший способ успокоить нервы – это сигарета
2. после первого употребления наркотиков зависимость не наступает
3. если ты меня уважаешь, то выпей
Способы отказа:
1. Просто сказать «нет» без объяснения;
2. Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Это помешает достичь успехов», «Не хочу умереть в молодости» и т.д.;
3. Предложить сделать что-то взамен предлагаемого;
4. Отказаться и уйти;
5. «Заезженная пластинка» (на все уговоры повторять «нет», «не буду»);
6. Проигнорировать предложение;
7. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;
8. Постараться избегать опасных ситуаций
Следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «я подумаю», «может, попробую разочек». Эти обороты очень похожи на обещания.
Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать ПАВ, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре, 5 минут.
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
– легко ли подбирать достойные отказы?
– как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?
Вопросы для обсуждения:
1. Какие трудности возникали у вас при выполнении данного задания?
2. Какой из методов отказа на ваш взгляд является более эффективным? Почему?
3. Как вы считаете, полученные в ходе данного упражнения знания могут ли пригодится вам в повседневной жизни?
4.Физминутка «Друг к дружке»
5. Просмотр видеоролика «Спасем жизнь вместе».
Понравился ролик? Какую главную мысль хотели вам донести ребята? Что нужно развивать, чтоб быть полноценной свободной от зависимостей личностью и какими способами можно это сделать можно это делать?
Сферы:
- физическое развитие: здоровье, дающее силы для любой деятельности.
- образование: знания, умения, навыки.
- отношения с окружающими: проявление заботы, доброты, внимания к родным, знакомым, одноклассникам и обществу в целом.
- внутренний мир: это духовная составляющая: источник ценностей, целей, смысла и внутренней силы. Почему здоровый образ жизни лучше?
III. Заключительный этап.
1. Подведение итога работы.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответ детей).
2. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, и я хочу узнать, понравилось ли оно вам. Покажите жестом ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. Всем спасибо!
Физминутка: «Друг к дружке».
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.