Наблюдение за воздухом.
Цель: Создание условий для активной познавательно-исследовательской деятельности детей.
Форма организации детей фронтальная
Вид наблюдения - кратковременное
Материалы и оборудования: скакалки, целлофановый пакет, перчатки, пакеты для мусора, уборочный инвентарь (совок, лопата, грабли, метла)
1. Ход наблюдения.
Загадка.
- Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем
-Что же это, ребята?
-Ребята, а вы видите воздух?
- Нет.
- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют «невидимкой».
Стихотворение «Прозрачный невидимка»:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Экспериментальная деятельность
-Давайте разберемся, что же такое воздух?
- А сейчас маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, указательными пальчиками зажали носики. Дети выполняют.
- Вот вы начинаете открывать ротики, потому, что воздух нужен человеку и животным, и растениям всегда, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
Одуванчик, баобаб и даже огурец на грядке дышат… листьями.
Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.
Воздух есть везде:
В твоем городе, доме,
В лесу, в горах, в пещерах,
Над морями
И… материками.
- Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые помогут узнать его свойства.
- А сейчас маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, указательными пальчиками зажали носики.
- Вот вы начинаете открывать ротики, потому, что воздух нужен человеку и животным, и растениям всегда, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
Одуванчик, баобаб и даже огурец на грядке дышат… листьями.
Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.
Воздух есть везде:
В твоем городе, доме,
В лесу, в горах, в пещерах,
Над морями
И… материками
Значит везде можно жить.
Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые помогут узнать его свойства.
Опыт «Где спрятался воздух?».
- Без чего человек не может жить? (без воздуха)
- Давайте докажем, что в человеке есть воздух. Возьмем целлофановый пакет и выдохнем в него из себя.
- Что видим? (пакет надулся, в нем воздух)
- А где мы берем воздух? (он везде вокруг нас, только мы его не видим, воздух невидим)
- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
- Значит, воздух, какой? (невидимый).
- Давайте поймаем воздух.
Дети пробуют.
- Что нам поможет поймать воздух? (Целлофановые пакеты)
Дети пробуют.
- Закрутите пакеты.
- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того сосуда, в который он попадает.
Опыт «Движение воздуха».
- На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?
- Каким образом? Давайте используем для этого веера. Возьмите веера и помашите им в лицо.
- Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
- А как с помощью веера увидеть воздух?
- Раздуваем листочки из бумаги веером.
Дидактическая игра «Бывает - не бывает».
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции. Поддерживать интерес к деятельности
Дети становятся в круг, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают - если «да» -то хлопают в ладоши, если «нет» - то качают головой.
· Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
- Перечислите свойства воздуха, которые вспомнили сегодня на прогулке? (бесцветный, прозрачный, без запаха).
- Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.).
- Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).
- Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).
Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.
2. Трудовая деятельность. Очистить от мусора веранду, собрать сухие ветки
Цель: Воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать порядок, чистоту. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Материалы и оборудование: перчатки, пакеты для мусора, уборочный инвентарь (совок, лопата, грабли, метла)
Методические приемы: похвала, поощрение, пример.
Руководство:
- Мы с вами узнали, что ветер — это движение воздуха. Каким по силе может быть ветер?
-Что полезного может делать ветер?
-А вред может нанести?
- Вот и сегодня ночью был сильный ветер, и поломал много сухих веток на деревьях, которые вы видите на нашем участке.
- Ребята, а вы знаете, чтобы участок был чистым, что нужно сделать?
Дети: Убрать весь мусор.
- Дорогие мои, а вы хотите, чтоб наш участок был чистым?
Дети: Да
- Ой, какие молодцы. Чтоб наш участок был чистым, нам нужно вот в это ведро собрать мусор и подмести сухие листья.
- Кто желает подмести?
- Таня, Алина и Лида, какие молодцы возьмите метлу и можете начинать подметать с веранды.
- А все остальные будут собирать на участке мусор вот в это ведро.
- Таня молодец, так хорошо подметаешь. Остается чисто- чисто.
- И Алина с Лидой стараются, молодцы!
- Вот, ребята, я нашла брошенный от конфеты фантик, а мы все знаем, что мусор нельзя бросать куда попало. А кто скажет, куда нужно бросать мусор?
- Умницы, конечно же в мусорку.
- Нужно беречь окружающую природу.
- Дети, посмотрите, какой наш участок стал чистым.
- Вам понравилось убирать?
- Всем спасибо, что помогли мне убрать весь мусор, молодцы!!!!
3. Подвижные игры и физические упражнения
Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции.
Подвижная игра «Быстрее ветра»
Оборудование: Обручи 6-7 шт
Дети как можно быстрее должны по команде занять домики-обручи. В каждом домике могут жить только 2 человека. Кому домика не достанется-выходит из игры. Выбираем того, кто у нас «быстрее ветра».
Подвижная игра «Ветер и лужа»
Выбирается ребенок-ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа. (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь) Остальные дети- листочки с деревьев. После слов:
Ветер, ветер, ты могуч:
Ты гоняешь стаи туч,
Ты шумишь в открытом море,
Ты гуляешь на просторе,
С земли листья поднимаешь
И по свету их гоняешь.
«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».
Игра малой подвижности «Улитка».
Цель: развивать самоконтроль, выдержку.
Ход игры. Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.
4. Индивидуальная образовательная деятельность по развитию основных движений, физических качеств
Цель: закрепление умения принимать правильное исходное положение при метании, развитие глазомера; закреплять умение прыгать на двух ногах между предметами.
«Кто самый меткий» - метание мяча в цель, расстояние до цели 4 метра
«Будь ловким» - выполняют прыжки на двух ногах через канат или скакалку.
Воспитатель показывает правильное исходное положение при метании, следит за положением рук. Подбадривает, хвалит, при необходимости страхует.
5. Самостоятельная деятельность
Цель: развитие у детей фантазии, творчества, желания самим организовать игры по интересам; поощрение детей в стремлении организовать игры со спортивными атрибутами. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия.
Методические приемы: похвала, поощрение.
• Скакалки (4-5), обручи, кегли, мячи среднего размера.
• Наборы для игр с песком (совки, формочки, ведерки).
Воспитатель поощряет использование спортивного оборудования детьми самостоятельно. Следит за взаимоотношения детей, предотвращает возникающие конфликты.
Заключение.
По окончании прогулки дети убирают оборудование, спортивный инвентарь, игрушки,
подходят к воспитателю и строятся парами. Воспитатель проверяет все ли дети подошли, возвращаются в группу
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.