Конспект прогулки «Наблюдение за воздухом».

  • docx
  • 19.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала прогулка Наблюдение за воздухом.docx

Наблюдение за воздухом.

Цель: Создание условий для активной познавательно-исследовательской деятельности детей.

Форма организации детей фронтальная

Вид наблюдения - кратковременное

Материалы и оборудования: скакалки, целлофановый пакет, перчатки, пакеты для мусора, уборочный инвентарь (совок, лопата, грабли, метла)

 

1. Ход наблюдения.

Загадка.

- Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем

-Что же это, ребята?

-Ребята, а вы видите воздух?

- Нет.

- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют «невидимкой».

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Экспериментальная деятельность

-Давайте разберемся, что же такое воздух?

- А сейчас маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, указательными пальчиками зажали носики. Дети выполняют.

- Вот вы начинаете открывать ротики, потому, что воздух нужен человеку и животным, и растениям всегда, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.

Одуванчик, баобаб и даже огурец на грядке дышат… листьями.

Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.

Воздух есть везде:

В твоем городе, доме,

В лесу, в горах, в пещерах,

Над морями

И… материками.

- Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые помогут узнать его свойства.

- А сейчас маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, указательными пальчиками зажали носики.

- Вот вы начинаете открывать ротики, потому, что воздух нужен человеку и животным, и растениям всегда, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.

Одуванчик, баобаб и даже огурец на грядке дышат… листьями.

Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.

Воздух есть везде:

В твоем городе, доме,

В лесу, в горах, в пещерах,

Над морями

И… материками

Значит везде можно жить.

Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые помогут узнать его свойства.

Опыт «Где спрятался воздух?».

- Без чего человек не может жить? (без воздуха)

- Давайте докажем, что в человеке есть воздух. Возьмем целлофановый пакет и выдохнем в него из себя.

- Что видим? (пакет надулся, в нем воздух)

- А где мы берем воздух? (он везде вокруг нас, только мы его не видим, воздух невидим)

- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

- Значит, воздух, какой? (невидимый).

- Давайте поймаем воздух.

Дети пробуют.

- Что нам поможет поймать воздух? (Целлофановые пакеты)

Дети пробуют.

- Закрутите пакеты.

- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того сосуда, в который он попадает.

Опыт «Движение воздуха».

- На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?

- Каким образом? Давайте используем для этого веера. Возьмите веера и помашите им в лицо.

- Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

- А как с помощью веера увидеть воздух?

- Раздуваем листочки из бумаги веером.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает».

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции. Поддерживать интерес к деятельности

Дети становятся в круг, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают - если «да» -то хлопают в ладоши, если «нет» - то качают головой.

·        Воздух бывает теплый? (Бывает).

         Воздух бывает чистый? (Бывает).

         Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

         Воздух бывает легкий? (Бывает).

         Воздух бывает грязный? (Бывает).

         Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

         Воздух бывает холодный? (Бывает).

         Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

- Перечислите свойства воздуха, которые вспомнили сегодня на прогулке? (бесцветный, прозрачный, без запаха).

- Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.). 

- Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть).

- Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь). 

 

Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.

Методика проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

2. Трудовая деятельность. Очистить от мусора веранду, собрать сухие ветки

Цель: Воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать порядок, чистоту. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Материалы и оборудование: перчатки, пакеты для мусора, уборочный инвентарь (совок, лопата, грабли, метла)

Методические приемы: похвала, поощрение, пример.

Руководство:

- Мы с вами узнали, что ветер — это движение воздуха. Каким по силе может быть ветер?

-Что полезного может делать ветер?

-А вред может нанести?

- Вот и сегодня ночью был сильный ветер, и поломал много сухих веток на деревьях, которые вы видите на нашем участке.

- Ребята, а вы знаете, чтобы участок был чистым, что нужно сделать?

Дети: Убрать весь мусор.

- Дорогие мои, а вы хотите, чтоб наш участок был чистым?

Дети: Да

- Ой, какие молодцы.  Чтоб наш участок был чистым, нам нужно вот в это ведро собрать мусор и подмести сухие листья.

- Кто желает подмести?

- Таня, Алина и Лида, какие молодцы возьмите метлу и можете начинать подметать с веранды.

- А все остальные будут собирать на участке мусор вот в это ведро.

- Таня молодец, так хорошо подметаешь. Остается чисто- чисто.

- И Алина с Лидой стараются, молодцы!

- Вот, ребята, я нашла брошенный от конфеты фантик, а мы все знаем, что мусор нельзя бросать куда попало. А кто скажет, куда нужно бросать мусор?

- Умницы, конечно же в мусорку.

- Нужно беречь окружающую природу.

- Дети, посмотрите, какой наш участок стал чистым.

- Вам понравилось убирать?

- Всем спасибо, что помогли мне убрать весь мусор, молодцы!!!!

3. Подвижные игры и физические упражнения

Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции.

Подвижная игра «Быстрее ветра»

Оборудование: Обручи 6-7 шт

Дети как можно быстрее должны по команде занять домики-обручи. В каждом домике могут жить только 2 человека. Кому домика не достанется-выходит из игры. Выбираем того, кто у нас «быстрее ветра».

Подвижная игра «Ветер и лужа»

Выбирается ребенок-ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа. (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь) Остальные дети- листочки с деревьев. После слов:

Ветер, ветер, ты могуч:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты шумишь в открытом море,

Ты гуляешь на просторе,

С земли листья поднимаешь

И по свету их гоняешь.

«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».

Игра малой подвижности «Улитка».

Цель: развивать самоконтроль, выдержку.

Ход игры. Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.

4. Индивидуальная образовательная деятельность по развитию основных движений, физических качеств

Цель: закрепление умения принимать правильное исходное положение при метании, развитие глазомера; закреплять умение прыгать на двух ногах между предметами.

 «Кто самый меткий» - метание мяча в цель, расстояние до цели 4 метра

«Будь ловким» - выполняют прыжки на двух ногах через канат или скакалку.

Воспитатель показывает правильное исходное положение при метании, следит за положением рук. Подбадривает, хвалит, при необходимости страхует.

5. Самостоятельная деятельность

Цель: развитие у детей фантазии, творчества, желания самим организовать игры по интересам; поощрение детей в стремлении организовать игры со спортивными атрибутами. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия.

Методические приемы: похвала, поощрение.

         Скакалки (4-5), обручи, кегли, мячи среднего размера.

         Наборы для игр с песком (совки, формочки, ведерки).

Воспитатель поощряет использование спортивного оборудования детьми самостоятельно. Следит за взаимоотношения детей, предотвращает возникающие конфликты.

Заключение.

По окончании прогулки дети убирают оборудование, спортивный инвентарь, игрушки,

подходят к воспитателю и строятся парами. Воспитатель проверяет все ли дети подошли, возвращаются в группу