Конспект
проведения выездной экскурсии в лес в подготовительной группе
Тема: Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться!
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Дать детям представление о лесе как о многоярусном "многоэтажном доме", ярусы которого создаются разными видами.
Задачи:
Образовательные: Расширять и уточнять знания детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях леса, закреплять знания о том, что животные живут на разных ярусах не просто так, а в зависимости от питания и способов защиты от врагов. Знать, что лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые.
Развивающие: Развитие познавательной активности, наблюдательности и интереса к изучению леса родного края, раскрытие творческих способностей, свободного воображения и фантазии;
Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, научить видеть красоту природы, воспитывать желание ее беречь, воспитание понимания эстетической ценности природы, накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Предварительная работа:
1.Определить место экскурсии, путь, места отдыха, наметить места коллективного и самостоятельного наблюдения.
2.Поговрить о правилах поведения в лесу.
3. Познакомить с растительностью родного края посредствам картинок, чтение детской литературы о лесе, животных; наблюдение на прогулке за насекомыми, птицами.
4. Приготовить пакеты для сбора природного материала.
Методы и приёмы: Разъяснение, беседа, наблюдение, игровой момент, практический.
Оборудование: модель ярусности леса
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Элементы деятельности |
Организация детей |
I 1. 2. |
Вводная: Организационный момент Постановка учебной задачи |
Около воспитателя |
II 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Основная: Беседа о лесе и его обитателях. Игра: «С чьей ветки – детка?» Рассматривание растительности, наблюдение. Игра: «Кто внимательней?» Рассказ воспитателя о лесе, как о многоэтажном доме. Собирание природного материала. |
Около воспитателя
|
III |
Заключительная: Подведение итогов |
Рядом с воспитателем |
IV |
Рефлексия |
|
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Цель |
Деятельность воспитателя |
Ответы детей |
Методы и приемы работы |
I 1.
|
Вводная часть Организационный момент
Организовать детей, настроить на предстоящую экскурсию |
- Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А кто помнит, куда мы сегодня поедем? - Правильно. Молодцы, ребята! Мы едем с вами в лес. - Но прежде, чем мы поедем, давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже городской воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда приедем в лес.
|
В лес!
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей. 2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения. 3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых. 4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
|
Словесный Беседа |
II |
Основная часть Дать понятие многоэтажного леса, показать и понаблюдать за лесом и его обитателями |
- Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес! - Вот мы с вами и в лесу. Ребята, вспомните, кто живет в лесу?
- А мы живем в лесу? - Это значит, что мы пришли сюда… - Совершенно верно, а как ведут себя в гостях? - Мне бы очень хотелось услышать от вас, а почему же нельзя шуметь в лесу? - Да, лес не любит суеты и шума, здесь протекает своя, размеренная жизнь, нарушать законы которой мы просто не имеем право. - Давайте просто осмотримся по сторонам и понаблюдаем за тем, что же происходит сейчас в лесу. Детям дается возможность разойтись на некоторое расстояние, рассмотреть деревья, кустарники, понаблюдать за насекомыми, птицами. Через несколько минут все собираются вместе. -Вот мы подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали? Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему? -А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить). Подходим к большому дереву с низко расположенным дуплом. -Посмотрите ребята, какое большое дупло, а кто его сделал? - Ребята, живет ли еще кто-нибудь на деревьях, кроме белок? - Правильно, птицы вьют гнезда, летают и ползают разные насекомые. - А сейчас давайте выйдем на лесную поляну, и отдохнем немного. - Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «С чьей ветки детки?» Я вам буду показывать листок, а вы мне должны назвать какому дереву он принадлежит. - Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, зелено, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там? - Небо, ветки деревьев, птиц, посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы и, наконец мхи. - Посмотрите, на земле мы увидели насекомых, различные травы. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно раскопаем землю, то увидим корни трав, а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. -А как вы думаете, кто живет под землей? - Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву. -А кто селится в кустарниках? -Правильно, в кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их совы и другие хищные птицы. -Ребята, деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи: сосны, ели, кедры - это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья. - А сейчас поиграем в игру " Кто внимательней?" Задание: услышите название травы - присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх. -Ребята, что вы узнали нового о лесе?
- Ребята, в высоком смешанном лесу - пять этажей. Пятый этаж - это верхушки высоких деревьев: сосен, елей. Четвертый - кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины. Третий - кустарники и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа - второй и первый - травы, цветы, мхи. Ниже первого этажа находится "подвал" и там тоже живут жильцы, прячутся корни деревьев. Лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые. Солнце с трудом проникает сквозь густые ветки деревьев. В чаще леса меньше света, чем на опушке, и поэтому здесь растут совсем другие растения. Здесь много лишайников, мха. -Лес - многоэтажный дом, и на каждом этаже есть жильцы, переселиться с одного этажа на другой они не могут. Птицы, которые приспособились ловить насекомых в воздухе, не могут найти их на земле. Белку на земле не могут поймать лиса, волк, сова, да и пищу белка находит на деревьях (семена, орехи и. т. д). Лес - это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом, в лесу у нас всегда хорошее настроение. - А сейчас, ребята, погуляйте по лесу, можно набрать шишек, красивых веточек, кусочков коры. Напомнить детям: "Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу. - Запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. - Ну вот наша экскурсия подошла к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. |
Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Животные, насекомые, птицы - Нет - В гости Тихо, хорошо Чтобы не пугать животных, птиц
Ответы детей В нем живут животные
- Белка! Да, птицы, муравьи.
Березовый лист – с березы, Кленовый – клену и т.д.
Небо, птиц, ветки деревьев
-Мыши, кроты
-Птицы
В лесу есть высокие и низкие деревья, кустарники Дети рассматривают лес, гуляют по нему рядом с воспитателем и слушают рассказ воспитателя |
Словесный
Беседа, вопрос
Наблюдение
Беседа, вопрос
Игровой
Наблюдение, беседа
Словесный Вопросы
Игровой
Рассказ воспитателя
Наблюдение
Практический |
III |
Заключительная часть: Подвести итоги, сделать выводы |
- Ребята, мы сегодня увидели и узнали много интересного. А главное, вы никому не причинили вреда. Вы - настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу: До свидания, до новых встреч! |
|
Словесный |
IV |
Рефлексия |
Ребята, какое настроение у вас осталось от экскурсии? Что вам больше всего понравилось? Что вы сегодня нового узнали для себя? |
Ответы детей |
Словесный Вопросы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.