Родительское собрание
«Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2.Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3.Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи.
Участники: воспитатели, родители.
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом.
В наше время простые игровые сюжеты вытесняются телевизионными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается, с одной стороны, повседневным бытом, а с другой – сюжетами, пришедшими с экрана телевизора, компьютера, реальная, социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений себя в будущем, является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.
Сегодня мы поговорим с вами о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают, а какие вредны? Почему мы затронули эту тему? Потому, что современные мальчишки и девчонки, для которых игра - жизненная необходимость и условие для полноценного развития перестают играть. А те игры, в которые они играют, не интересны, а порой и агрессивны. Поэтому наша задача научить детей играть правильно, разнообразно.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается, как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия и представлении, ориентация в отношениях между людьми.
- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д) Психологическая разминка «Улыбка»
- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
-В какую игру играли недавно с ребенком?
-Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
-Какие игры чаще играет ваш ребенок?
-При выборе новой игрушки, что учитываете, чем руководствуетесь?
-Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
-Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
-Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
-Какие игрушки любимые у ребенка?
-Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
-Давайте разберёмся, что же представляет собой игра? На ваш взгляд, что это? И для чего она нужна? (высказывания родителей)
-Я с вами согласна. Игра-путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Для детей игра – труд, требующий усилий, настоящих человеческих чувств, качеств, тренирует свои силу и ловкость, закрепляет у детей полезные умения и привычки. Поэтому , ребёнок в вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами. Игра – школа морали. Можно сколько угодно говорить ребёнку, что такое «плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации учат многим добродетелям: доброте, терпимости, отзывчивости, выручке т. д. Попробуйте выразить сущность игры одним словом.
Игра – это… (интерес, развитие, познание, творчество, радость, социализация, гармония).
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет воспитание и обучение детей.
Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно-ролевой игре.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра-отражение жизни. Здесь все понарошку , как будто.
В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли. Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.
1. В игре придумывается сюжет – развивается фантазия.
2. В игре ведутся диалоги между играющими – развивается речь.
3. Используются заместители предметов - развивается воображение.
4. Придумываются костюмы - дети проявляют творчество.
5. В игре познается окружающий мир.
6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей). От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам.
Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр.
Игры предлагаются детям в соответствии с возрастом и усложняются в каждой группе.
-Уважаемые родители , многие из вас покупают детям настольные игры, конструкторы, мозаики. Все это развивает у детей усидчивость, внимание. Также много покупаете различных игрушек. Но далеко не все родители обыгрывают их. Вот и получается, что дети катают машины взад- вперед, животные рычат друг на друга и дерутся. Дети получают мало информации, слабо отражают действительность. Если бы вы рассказали о своей работе, поиграли бы с ребенком. Как бы интересно могли бы играть дети!
Давайте разделимся на две группы.
Игра «Магазин»
Одна группа будет играть, другая наблюдать за игрой. (Родители разбирают атрибуты к игре и играют самостоятельно)
После игры вопросы играющим:
-Какие трудности испытывали во время игры? (малознакомы, испытывали стеснения, не знали, как обыгрывать игрушки, не могли договориться, мало играют с детьми дома).
А теперь играет вторая группа родителей, но уже под руководством воспитателя.
-Что вы можете высказать об увиденной игре, отличается ли она от предыдущей, ведь сюжет один и тот же? Какие методы и приемы использованы были в игре?
Научила ли игра вас чему-нибудь? Что она развивала? (придумывали сюжет, фантазировали, договаривались, распределяли роли, использовали считалку, т .е развивали речь, в игре сотрудничали, выстраивали взаимоотношения)
Заключительная часть:
Я пыталась донести до родителей, что проводя время вместе с ребенком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные. Поэтому нужно стараться приобщать родителей и детей как можно больше посвящать время совместным играм. Таким как: «игрушки у врача», «поезд», «магазин», «собираемся на прогулку».
Обычно, когда у ребенка возникали те или иные трудности развития и родители чувствовали, что теряют контакт с собственным ребенком, они обращались за помощью к нам, к воспитателям. Однако в большинстве случаев малыш жаждет понимания, интереса к своей личности. Понятия его таким, каков он есть. И в этом ему сможет помочь родитель, играющий с ним.
В совместной игре, один или два раза в неделю мама (или папа) в течение часа полностью принадлежат ребенку, играя с ним, разделяя чувства ребенка. Поскольку родитель не инициирует и не направляет игровую деятельность, а лишь отражает чувства ребенка, давая ему возможность проявить свой творческий потенциал и одновременно испытать чувство ответственности, малыш обретает уверенность в себе, успокаивается, устанавливает новые радостные отношения с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.