Конспект родительского собрания в подготовительной группе
На тему: «Подготовка к школе – что нужно знать?»
Цель: Объединить усилия детского сада в поддержке семьи, по вопросам подготовки детей к школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
- Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе), их причинах.
- Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
- Обсудить важность поддержки семьи в предшкольный период жизни ребенка;
Оборудование:
1. Мультимедийная установка, презентация «Подготовка к школе, советы и рекомендации родителям».
2.Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе на каждого родителя.
3.Памятки для родителей.
План проведения:
1.Вступительное слово (актуальность проблемы)
2.Просмотр презентации.
3.Подведение итогов.
Ход встречи:
Уважаемые родители! Вот и заканчивается последний год пребывания ваших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый период в их жизни. Они станут первоклассниками. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Поступление в школу – это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Очень часто родителей мучают вопросы: Как войдет ребенок в новую жизнь? Как сложится первый школьный год? Какие чувства он пробудит в душе? Какие оставит воспоминания? В большей мере это зависит от того, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства.
Многие родители считают, что, если их ребенок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учебе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Но успехов в учебе у ребенка нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребенка к учителю, нежелание посещать школу и другое. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребенок, который идет в первый класс, а также то, что должны знать родители.
Предлагаем вместе разобраться в возможных проблемах первоклассников в период адаптации к школе и их причинах. Данная презентация содержит ряд критериев готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Просмотр презентации:
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
2. Интеллектуальная готовность, включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и
мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей- наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними"), не готов к обучению в школе. Познавательный мотив
характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы, так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное
испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
1.К новому педагогу;
2.К новому коллективу;
3.К новым требованиям;
4.К повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
- Не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
- Не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»)
- На наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- Не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего, у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
- «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную
работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже
самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Поэтому хотим остановиться на рекомендациях для родителей будущих первоклассников, как необходимо поступать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
2. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
3. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.
4. После школы, не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.
5. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку.
6. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.
7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
8. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.
9. Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
10. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком,
11. Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.
12. Будьте внимательны к жалобам ребенка.
13. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
14. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
15. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе, научите его правильно реагировать на неудачи.
16. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
17. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
18. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
19. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Чтобы закрепить информацию и хорошо обдумать свои действия и поступки, предлагаем вам брошюрки – памятки. В них есть необходимая информация, а так же адреса сайтов, которыми вы можете воспользоваться в затруднительных ситуациях. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«НОРИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Конспект родительского собрания
По дисциплине: Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Тема: «Подготовка к школе – что нужно знать?»
Выполнила:
Баранова Е.А.
Норильск, 2019
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.