конспект русского языка на тему:Части речи

  • docx
  • 29.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План-конспект урока русского языка _Части речи_ во 2 классе.docx

Конспект урока по русскому языку 2 класс.

Дата проведения: 20 февраля 2020год

Составитель:Салатаева Мадина Хусайиновна

Тема: Части речи

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе

Развивающая: обогащать словарный запас детей; развивать умение находить слова данных частей речи в тексте

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи по их признакам

Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ

Оборудование: учебник русского языка автор,  проектор, ноутбук, раздаточный материал: карточки с заданиями, цветные конвертики для рефлексии

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, готовность класса к уроку.

- Доброе утро, ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. 2. 2.Актуализация знаний

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.  

 (на доске или слайде  записано четверостишие)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу…

Я с ромашками дружу.

Прочитайте четверостишие. Какой звук(слог) чаще звучит? Что передает звук? (как разговаривает жук, его речь).

- Из чего состоит наша речь? (из звуков, слогов, слов, предложений)

- Для чего нужны слова? ( для выражения мыслей)

- В русском языке слов очень много. Слова окружают нас. Оказывается, у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы. Другие их признаки, третьи – действия. (привести примеры)

(на доске, на слайде опорная схема)

Слова-названия

предметов             признаков предметов         действий предметов

Кто? Что?              Какой? Какая? Какое? Какие?         Что делает? Что сделал?

                                                                                                      Что будет делать?            

3. Самоопределение к деятельности.

(На доске, слайде изображён клоун)

- Ребята, к нам пришёл гость. Посмотрите, кто изображён на картине (изображён клоун). Кто такой клоун? (ответы детей, Клоун в Энциклопедическом словаре:
Клоун - (англ. clown) - 
цирковой артист, комический персонаж.).

- Что делает клоун? (жонглирует). Чем он жонглирует? (словами). Давайте прочитаем эти слова и подумаем по какому признаку эти слова можно распределить на группы ( лес, снег, солнышко, играет, лёгкая, яркое, тёмный, падает, светит )

 Слово - это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Давайте поможем клоуну распределить эти слова на группы. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.+ ещё 2 слайда

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (о словах с разными признаками или разных частей речи)

Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет называются – имена существительные.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают  признак предмета называются  именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать» о том, что любят делать имена существительные назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Запишем  слова в тетрадь  + 2 слайда. На вопрос кто?      что? лес, снег, солнышко;  на вопрос какой? тёмный и т.д., на вопрос что делает? светит…

- Наш друг клоун принёс нам не просто слова, а новые знания. Сегодня мы узнали только о трех частях речи.

4. Работа по теме урока

Первичная проверка понимания нового материала.

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику  страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.(запомни)

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)+ на доске карточки с названиями частей речи. Обрати внимание на стр.41 есть схема – помощница, которая подскажет, что обозначает и на какие вопросы отвечает изученная часть речи.

- Выполнение упр. 68 с.40. Рассмотри рисунок.    Определите его тему. Назовите по рисунку сущ., прил., глаголы. На какой вопрос отвечает каждое слово (устно).

6. Закрепление изученного материала.

- Ребята, а наш друг клоун приготовил нам интересное задание. Давайте поиграем, я вам бросаю мяч и называю слово, а вы бросаете обратно и говорите, какая часть речи. Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить,  что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

Когда я бросаю мяч, все остальные слушают своего товарища, если он ответил правильно – мы хлопаем, если ошибся – вы топаете.

 Чему мы учились?

(Учились распознавать части речи)

Работа в тетради. (коллективная письменная работа)

- А подружка клоуна, подготовила нам другое задание. Мы его выполним в тетради. Давайте прочитаем слова, какой темой они связаны. Давайте составим предложение и определим части речи.

Задание: (один ученик выполняет зад-е на доске)

Веселый клоун танцует. Клоун показывает интересные фокусы. (сверху карандашом подпиши ч.р., )

- в русском языке приняты сокращения: имя существительное – сущ., имя прилагательное – прил., глагол – гл.

- Молодцы, справились с заданием.

-А теперь посмотрите, что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово? (на вопрос что?)

-Что обозначает? (предмет)

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (сущ-е)

-Подберите к этому существительному прилагательное.(цветной, деревянный)

-На какой вопрос отвечает прилагательное?-Теперь подберите к нему глагол? (пишет, раскрашивает, рисует, подчёркивает)

-А сейчас подобную работу  вы будете выполнять в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-Продолжаем работу, у вас в конвертах -задание. Каждый выполняет самостоятельно. Задание «Найди лишнее». (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи). + ещё 1 слайд

 

Существи-тельное

прилагатель-

ное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем

 

 Проверьте, правильные ответы на слайде и оцените себя – 2 ошибки «3», 1 ошибка «4», 0 ошибок  «5». Спасибо за работу.

Итог урока.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке и чему научились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

 Рефлексия.

- Наш друг клоун хочет узнать, как вы поняли новую тему. У вас на партах лежат конвертики, сложите свои выполненные задания обратно в конверт и  подумайте, в какой ящик вы отправите конверт. Жёлтый – я понял новый материал, зелёный – надо подучить, синий – я не понял.

+ 1 слайд «спасибо»


 

Скачано с www.znanio.ru