МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Гостиница для обучающихся
г. Моршанск Тамбовской области
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА»
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: Привитие обучающимся интереса в познании и применении этикета.
ЗАДАЧИ:
- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за своё поведение через изучение истории этикета;
- ознакомить с понятием этикет и его изменениями в разное время;
- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; телевизор.
Форма проведения: «Путешествие». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа
ПРОВЕДЕНИЕ: 9 сентября 2020 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
1. Мотивация. Актуализация опорных знаний. Целеполагание
- Добрый вечер, уважаемые старшеклассники!
Тема нашего сегодняшнего занятия очень интересна.
А вот о чём пойдёт разговор - мы сейчас узнаем. Вам необходимо заполнить поля кроссворда. Отвечая на мои вопросы, вы увидите ключевое слово нашей встречи.
1. Стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. (Экстравагантность).
2. Кто должен подавать руку для рукопожатия первым: старший или младший по возрасту? (Старший.)
3. Как одним словом назвать умение уважительно и тактично обращаться и общаться с другими людьми? (Вежливость)
4. Склонность проявлять любовь к порядку – это… (Аккуратность)
|
1 |
Э |
к |
с |
т |
р |
а |
в |
а |
г |
а |
н |
т |
н |
о |
с |
т |
ь |
|||
|
2 |
с |
Т |
а |
р |
ш |
и |
й |
|
||||||||||||
3 |
в |
е |
ж |
л |
И |
в |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||||
|
4 |
а |
к |
К |
у |
р |
а |
т |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
|||||||
|
5 |
м |
а |
н |
Е |
р |
ы |
|
|||||||||||||
|
6 |
Т |
а |
к |
т |
и |
ч |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
5. Это - то, как мы ведём себя, обращаемся с другими людьми, как мы говорим, это - часть культуры поведения человека. (Манеры)
6. Чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в отношениях личных и служебных – это... (Тактичность)
2. Постановка проблемы. Сообщение темы
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на день рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослыми?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
А. Усачёв
В современном мире этикет – это не что иное, как свод правил, призванных сделать нашу жизнь приятной и безопасной в общении друг с другом, а также оградить себя и окружающих от нечаянных претензий и обид. Многие из требований, как, например, не хлопать по плечу незнакомого человека, являются вполне очевидными и диктуются самой жизнью, но есть и такие, которые передаются в виде поучений и наставлений.
Тема нашего занятия - «Из истории этикета».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Перед вами - карта «История этикета» (см. Приложение). Это - путь нашей сегодняшней встречи. А первая остановка на нашем пути имеет название «Начало начал».
1. Начало начал
История происхождения этикета в его наиболее ранней форме известна главным образом благодаря нормам поведения, изложенным в египетских и римских рукописях, а также в «Одиссее» Гомера. Уже в этих древнейших документах формулировались принципы взаимоотношения полов, начальников и подчинённых, а также устанавливались правила общения с иноземцами. Известно, что нарушение этих установок влекло за собой самые строгие наказания. Большое внимание эллины придавали соблюдению традиций и обычаев.
Так, из слов Одиссея, обращённых к циклопу Полифему, мы узнаём о законах гостеприимства. Странников полагалось не только принять у себя в доме, накормить и обогреть, но и отпустить с подарками. Полифем нарушил священный обычай и был за это наказан.
Греция стала одной из первых стран, где был принят этикет. Там существовал определённый свод правил, были выделены места для обязательных сделок.
Можно сказать, что Греция стояла у истоков этикета…
Проведём викторину:
1. Центром культурной и деловой жизни древних греков была … (Агора – рыночная площадь в центре города)
2. Как называлось платье до колен и ниже, стянутое на талии поясом? (Хитон)
3. Когда древние греки надевали головной убор? (Собираясь в дорогу)
4. Любимое занятие древних греков - … (Посещение бани)
5. Как часто древние греки посещали бани? (Каждый день)
6. Что прекращали древние греки во время олимпийских игр? (Войны)
7. Можно ли было женщинам посещать олимпийские игры? (Нельзя)
8. Назовите особенность питания древних греков. (Трёхразовое питание: два завтрака и обильный обед – проводился вечером).
9. Почётное место гостя за столом у древних греков располагалось… (Справа от хозяина дома)
10. Ели древние греки руками. А для чего полагалась ложка? (Для особо жирной пищи.)
2. Средневековье
Снова обращаю ваш взор на карту нашего путешествия, и следующая остановка - «Средневековье».
Этикет в странах Западной Европы обрёл для себя особо благодатную почву в X-XI веке, с распространением среди привилегированных слоёв общества системы рыцарства. Вследствие этого появился Кодекс чести – свод правил, оговаривавший до мелочей не только нормы поведения, но и предписывающий рыцарю цвет и фасон его одежды, а также родовую геральдическую символику.
В этот период появилось множество новых ритуалов и обычаев, таких, например, как непременное участие в рыцарских турнирах и совершение подвигов во имя дамы сердца. В качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предмета, манерам. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальных инструментах. Чтобы в полной мере соответствовать своему статусу, рыцарь должен был быть храбрым, благородным и великодушным. Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество.
Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения. Обязанность рыцарей была и забота о сиротах, вдовах, вообще о слабых. Все эти правила диктовались гуманностью.
Вместе с тем, рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед богом, всепрощения, которые проповедовались христианством. Гордыня - один из страшных грехов, считалось важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление - закон этики рыцаря.
Закрепившиеся в рыцарском кодексе слова, жесты, новые модели поведения, взгляды на взаимоотношения с равными и подчинёнными постепенно проникали и в другие слои общества. Сформировался особый тип общественных отношений, некоторые из которых характерны для европейского общества и в настоящее время.
Главной социальной потребностью стали роскошь и богатство господствующего класса, ответом на которые явился этикет, организующий поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию.
Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества. Этикет задавал стандарт не только поведения, но и всей жизни дворянства. Этикет буквально до мелочей регламентировал жизнь двора. Члены семьи монарха должны были строго в определённый час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Этикет регламентировал, на какую высоту, переступая порог, дамы могли поднимать юбки и т.д.
Этикет носил характер закона и за нарушение норм этикета ждало наказание вплоть до исключения из членов данного общества (удаление от королевского двора, ссылка и т.п.). Строгость этикета в эпоху средневековья объясняется во многом тем, что он служил своеобразным способом самосохранения определённого сообщества - родового или профессионального, и выступал в качестве особой знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков.
Чтобы усвоить этикет, его правилам начинали обучать детей дворян с раннего детства. Для этого имелся специальный штат профессионалов.
Сложность правил этикета требовала его записи в виде пособий, руководств. Первый дошедший до нашего времени трактат о поведении был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Воспитание духовенства». В этой книге излагались правила поведения за столом, порядок приёма гостей и ведения беседы и т.п.
Уже в XIV веке в Италии были определены понятия «вежливость» и «такт». Было описано, как их употреблять в повседневной жизни. Именно в это время наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению.
Дальнейшее развитие этикет получил в XVII-XVIII веке при дворе французского короля Людовика XIV. Собственно, и само это слово – этикет - шагнуло в мир из его дворца, где во время одного из приёмов каждый присутствующий гость получил карточку с подробным перечнем правил поведения, которыми он обязан был впредь руководствоваться и соблюдать. Эти карточки назвали «этикетками» (по-французски – etiquete). Отсюда и появилось слово «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Предлагаю вам взять пустые карточки и заполнить их – записать правила поведения.
Обучающиеся заполняют «этикетки», представляют свою работу.
3. Допетровская Русь
Переходим к следующей остановке нашего путешествия - «Допетровская Русь».
Этот период развития этикета также был выражен своеобразными нравами и обычаями. Большое влияние на них оказали византийские традиции. Однако бок о бок с ними уживались дикие обычаи языческой старины, приводившие порой в замешательство иностранных послов.
В этот период важное значение на Руси уделялось социальному статусу того или иного человека.
Было принято, например, приезжая в гости к равному себе, въезжать во двор и останавливаться у самого крыльца. Если же хозяин дома был выше рангом, то полагалось останавливаться ещё на улице, и пешком идти через двор. Важного гостя хозяин был обязан встречать стоя на крыльце, равного – в сенях, а того, чей статус ниже – в горнице.
В комнату принято было входить без шапки - её несли в руках, трость же или посох оставляли в сенях. Войдя, гость троекратно крестился на иконы, а затем, если хозяин был выше его рангом, отдавал ему земной поклон. Если же они были равны, то обменивались рукопожатием. Родственники при этом обнимались.
Еда на стол подавалась нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе для украшения. Обязательно гость должен был попробовать все напитки и кушанья, предложенные хозяином.
Мужская и женская одежда в допетровской Руси не имела размеров. В холодное время года носили душегрейки (телогрейки), тулупы и шубы, из обуви – сапоги. Крестьяне же носили лапти, а зимой – валенки.
Мужчины носили бороду или усы, а у женщин были длинные косы.
На Руси правила хорошего тона, или этикет, не существовали в отрыве от нравственных принципов. Так, например, Владимир Мономах в своем «Поучении» оставляет детям завет не только заботиться о бедных, быть справедливыми, добрыми, но и вести себя сдержанно, достойно держать себя за столом во время еды, приветствовать каждого встречного, быть скромными в присутствии старших, учтивыми и кроткими.
В России формы этикета подкреплялись обычаями и нормами православной морали. Руководством по правилам хорошего тона служит «Домострой - свод правил поведения», получивший свою законченную форму к середине 16 века. Этот кодекс поведения, представлявший собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определённых циклов в организации жизненных процессов, как семьи, так и города, государства. Названия глав этой книги говорят сами за себя: «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой», «Наказ ключнику на случай пира» и т.д.
«Домострой» охватывает практически все стороны жизни и содержит правила воспитания детей, приёма гостей или поведения во время пребывания в гостях, правила поведения на различных церемониях - свадьбах, похоронах и т.д. Касается он и форм профессионального поведения, например, поведения слуг, торговцев и т.п. в определённых ситуациях.
Особое внимание в «Домострое» уделяется аккуратности, опрятности в одежде, чистоте и уюту в помещении.
Как свод правил поведения, «Домострой» предписывает вежливость, кротость, послушание, уважение к поводу отношения к деятельности: всякое дело надо делать «...с молитвою и с доброй беседою или с молчанием...», а не «...со смехом, скверными и блудными речами...».
Переходим к следующему этапу развитию этикета «Эпоха Петра I».
3. Эпоха Петра I
История русского этикета времён царствования Петра I во многом напоминает тот путь, который проделали страны Западной Европы, погрязшие некогда, как и Россия, в варварстве и бескультурье. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Пётр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Реформы Петра I затронули все стороны жизни русского общества. Правила поведения вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.
Ведущее место среди этих наставлений занимала книга под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собрание из разных авторов», в которой приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Книга была предназначена для светского воспитания юношей дворянского происхождения.
Пётр, как и многие зарубежные монархи, силой заставил подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввёл в моду одежду европейского покроя, разрешив ношение кафтанов и армяков лишь представителям низших сословий. В моду вошли пышные парики западного образца, и под страхом внушительного штрафа Пётр I заставил бояр брить также бороды.
Кроме того, благодаря царю коренным образом изменилось положение российских женщин. Если раньше жёны и дочери даже высших сановников обязаны были сидеть по домам, то теперь они стали постоянными участницами всех праздников и торжеств. Женщины стали присутствовать на придворных приёмах и праздниках. Женщины научились танцевать, писать, знали иностранные языки, играли на музыкальных инструментах, знали и соблюдали светские правила поведения. Появились и вошли в обиход правила галантного обхождения с дамами. Это во многом способствовало достижению отечественным дворянством европейского уровня.
Пётр Великий был большим любителем развлечений. По поводу, а иногда и без повода, император часто закатывал пир.
Главным угощением на Масленицу, которую отмечали с большим размахом, были блины.
Задание: Блинная неделя состоит из 7 дней. Вспомните и дайте название каждому дню Масленицы, и расскажите, что необходимо сделать в этот день.
Обучающиеся озвучивают свои ответы.
Внимание, верный ответ:
Понедельник – «Встреча Масленицы»: пекут блины; первый блин отдают бедным и нуждающимся людям.
Вторник - «Заигрыши»: проводятся народные гуляния.
Среда - «Лакомка»: в этот день приглашают в дом гостей, а особенно - зятя.
Четверг - «Разгуляй, или Широкая Масленица»: день весёлых хороводов и песнопений.
Пятница имеет название «Тёщины вечёрки»: теперь зять приглашает тёщу в свой дом и угощает блинами.
Суббота - «Золовкины посиделки»: невестки в этот день приглашают в свой дом на блины сестёр мужа.
И последний, седьмой день – воскресенье. Этот день называли «Проводы Масленицы», или «Прощёное воскресенье», т.к. прощались с зимой и сжигали чучело (символ зимы), просили друг у друга прощения.
4. 19-ый век
Переходим к следующей эпохе этикета - «19 век».
При Петре I было распространено, в основном, влияние немецкой, английской и голландской моды, которое перевернуло практически все нормы поведения в высшем обществе. Постепенно это влияние сменилось французским, которое сохраняется до начала 19 века. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства.
Скрупулёзное подражание западноевропейским образцам в одежде и манере поведения приобрело характер устойчивого стиля, именовавшегося «комильфо» (от французского comme il faut – в буквальном переводе «как надо»).
Ярким примером тому может служить образ хорошо знакомого нам со школьной скамьи Евгения Онегина. Достаточно вспомнить, какое большое значение этот повеса придавал своему гардеробу, но в то же время был способен блеснуть в обществе прекрасным владением французского языка и знакомством с античной поэзией.
По свидетельству Пушкина, он умел не только танцевать мазурку, но также разобрать латинский эпиграф, потолковать о поэзии Ювенала и тут же посвятить даме блестящую эпиграмму. Этикет того времени представлял собой целую науку, от постижения которой во много зависела карьера и дальнейшее продвижение в обществе.
Дальнейшая история развития этикета в нашей стране отмечает его подъём на новый качественный уровень в середине XIX века. Это было обусловлено реформами Александра II, открывшими путь к образованию людям самых различных сословий. В стране появилась новая и неизвестная ранее социальная прослойка, именуемая интеллигенцией.
К ней принадлежали люди, не обладавшие высоким положением в обществе, но прекрасно образованные и, в силу воспитания, усвоившие хорошие манеры. Они владели несколькими языками, имели хороший тон в выборе музыки, литературы, живописи, уделяли немаловажное значение обучению светским манерам. Однако, в их среде излишняя вежливость и чрезвычайно скрупулёзное следование правилам этикета, принятым в период прежних царствований, стали выглядеть несколько архаично. Строгое соблюдение норм стало немодным.
Но этикет XIX века предусматривал зато неукоснительное соблюдение моды на украшения, в которых бриллианты и золото уступили место античным камеям, выполненным из слоновой кости или соответствующих пород камня. В дамском обществе стало хорошим тоном носить короткие причёски в память о героинях европейских революций, закончивших жизнь на эшафоте, которым перед казнью коротко подрезали волосы. Также вошли в моду и стали одним из требований этикета кудри или стянутый лентами пучок свободно спадавших волос.
Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось четырём, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.
К хорошим манерам 19-го века относятся следующие:
· способность держать под контролем свои слова;
· скромность;
· внимательное отношение к окружающим;
· обладание чувством такта.
5. Советский период
Ещё одной эпохой этикета можно считать советское время.
Само слово «этикет» в это время редко употреблялось, но каждый, кто желал составить о себе благоприятное впечатление у окружающих, обязан был следовать правилам приличия.
В обиход прочно вошёл целый ряд устойчивых выражений, предназначенных на определённые случаи жизни. Фразы типа – «не затруднит ли вас», «будьте добры» или «не откажите в любезности» стали визитной карточкой каждого культурного человека.
Очень хорошим тоном считалось посещение театра, гуляние в парке, увлечение разными видами спорта, посещение кино и цирка.
Нормы приличия в одежде стали очень простыми, без излишних изысков: предпочтительным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а женской – строгое платье, блузка и юбка ниже колен. Никакая сексуальность в одежде не допускалась.
Обращение - по фамилиям. Слово «товарищ» с прибавлением фамилии в равной степени использовалось в обращении как к мужчине, так и к женщине.
Эти правила «советского этикета» не преподавались в школе, но более или менее строго соблюдались большинством советских граждан.
Следующие жесты не принято было применять в обществе советского времени (считалось дурным тоном):
· размахивать руками;
· теребить одежду, крутить пуговицу;
· трогать лицо руками;
· вертеть в руках предмет;
· обращаться со словами «господин».
6. Современные принципы этикета
Этикет сегодняшнего дня - это, прежде всего, средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Современный этикет стал более простым, практичным, демократичным и универсальным. Как говорил академик Д.С. Лихачёв, - «В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».
Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи.
Условно современный этикет можно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный светский этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приёме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т.п.).
Знание правил этикета остаётся необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Можно выделить несколько принципов этикета:
Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений. Это - вежливость, тактичность, скромность и точность.
Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, сутью которой является доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.
Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение.
Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя.
Точность - умение ценить своё слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.
Второй важнейший принцип современного этикета - принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Всё очень разумно, просто.
Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.
Третий принцип, на котором основываются нормы современного этикета - это красота, или эстетическая привлекательность поведения. Правила этикета вырастают из требований эстетики и логика их проста: «неприлично, потому что некрасиво».
Народные обычаи и традиции - четвёртый принцип современного этикета.
Некоторые нормы и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значение. И сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Вывод
Таким образом, знания, умения и привычки - вот три «ступеньки этикета», преодолеть которые необходимо для того, чтобы стать воспитанным человеком.
2. Итог
Мы с вами сегодня затронули только малую часть развития этикета, мы остановились на главных его эпохах.
История возникновения этикета уходит корнями в глубокую древность. С тех пор, как люди стали жить многочисленными группами, у них появилась необходимость регулировать своё существование некими нормами, позволяющими им с наибольшим комфортом уживаться между собой. Подобный же принцип сохранился и до наших дней.
Хочется добавить, что в постсоветский период в России, наряду с возрождением прежних духовных ценностей, обрели новую жизнь традиции поведения в обществе и межличностного общения. Об интересе к этим вопросам свидетельствует всё большее количество публикаций в СМИ. Презентация наиболее удачных из них зачастую бывает достаточно ярким событием в культурной жизни страны.
Этикет – не этикетка,
И не новенький костюм.
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома, и когда в гостях, -
Прост и вежлив оставайся!
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого –
Лучше доброе слово.
И улыбку не надо беречь!
Наше «путешествие в этикет» завершилось.
До новых приятных и познавательных встреч!
Приложение
Карта занятия «История этикета»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.