Конспект теоретического материала
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Период дошкольного возраста
Учебные вопросы:
1.Общая характеристика периода
2. АФО органов и систем
3. НПР
4. ФР
Учебная информация:
1.Старший ясельный возраст (преддошкольный)
Характерно: – снижение темпов ФР
– к концу второго года завершается прорезывание молочных зубов
– идет интенсивное формирование лимфоидной ткани (миндалины)
– стремительно развивается двигательная функция от ходьбы до бега, лазанья, прыжков.
Из заболеваний: ОРВИ, формируется большая часть аллергических заболеваний.
НПР: совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты характера, поведения
Садовский возраст (дошкольный)
Характерно: – физиологическое вытягивание, повышается масса
НПР: интенсивно развивается интеллект, улучшается память, игры приобретают абстрактный характер
Из заболеваний: инфекционные болезни, травматизм (основная причина смерти)
2.АФО органов и систем
Кожа и ПЖК
Улучшаются все функции кожи, усиливается рост бровей и ресниц к 3-4 годам
Костная система
– пластинчатая структура костей к 3-4 годам
– с 4 лет желтый костный мозг (жировой) в трубчатых костях заменяет красный
Зубы
Порядок прорезывания:
– в 12-15 мес появляются передние малые коренные (премоляры; верхние и нижние)
– 17-20 мес – клыки(нижние и верхние)
– 21-24 мес задние, малые коренные(верхние и нижние)
Всего молочных зубов 20. С 5-6 лет начинается смена молочных зубов постоянными (в том же порядке). В 5-7 лет появляются первые большие коренные (моляры) зубы. С 3лет надо чистить зубы мягкой щеткой без пасты, а с 5-6 лет – с пастой.
Грудная клетка
– с 1,5-2 лет уплощается в переднезаднем размере
– к 12-13 годам приобретает форму взрослого.
Позвоночник
– окончательно формируется к 3-4 годам
– при неблагоприятных условиях возможны искривления (лордоз, кифоз, сколиоз) – продолжают появляться ядра окостенения.
Мышцы
–до 5-7 лет развиты недостаточно. Движения угловаты, но более точны. В их развитии играет большую роль занятия спортом.
Органы дыхания
– заканчивают свое формирование к 7 годам
Нос
– к 7 годам почти развита пещеристая ткань (учащаются носовые кровотечения)
– к 4 годам формируется нижний носовой ход
– к 1-2 годам созревают гайморовы пазухи (гайморит)
– к 2 годам формируются лобные и решетчатые пазухи (фронтит)
Глотка
– со 2 года лимфоидная ткань миндалин, в том числе носоглоточная (аденоиды) часто гиперплазируется
Гортань
– щитовидные хрящи гортани образуют в раннем возрасте тупой угол, который с 3 лет становится более острым. В 3-4 года грудное дыхание преобладает над брюшным.
ЧДД в 5-6 лет 20-25 раз в минуту (дыхание глубокое). Увеличивается объём лёгких.
ЖЕЛ крика новорожденного 120-150 мл; ЖЕЛ в 3-4 года 400-500мл.
ССС
Продолжает интенсивно увеличиваться масса и объём сердца: до 2лет увеличиваются предсердия; в 2-10 лет увеличивается сердце в целом; с 10 лет увеличиваются желудочки.
Во все периоды детства (кроме 13-15 лет, когда девочки растут быстрее), размер сердца у мальчиков больше, чем у девочек. С 2-3 лет положение сердца начинает меняться на косое, процесс заканчивается к 4 годам. В 2-3 года к грудной клетке прилежит правый желудочек; к 4 годам межжелудочковая перегородка. К 3-4 годам заканчивает своё развитие блуждающий нерв. И с того же времени он производит иннервацию сердца (постепенно исчезает физиологическая тахикардия раннего возраста). ЧСС в 5 лет – 100 ударов в минуту.
Формула Молчанова для детей старше года
А/Д max=80+2n, где n – возраст в годах.
Для акселератов А/Д max =90+2 n
Ещё одна формула: А/Д max =100+n
Соотношение ЧДД к ЧСС 1:3-4
Кроветворение
Гематологические показатели у ребёнка старше года:
– анизоцитоз снижается и затем исчезает
– полихромазия, ретикулоцитоз исчезают
– количество лимфоцитов уменьшается, а нейтрофилов увеличивается, и к 5-6 годам появляется 2 перекрёст
– количество гемоглобина и эритроцитов увеличивается
– количество лейкоцитов уменьшается
Органы мочевыделения
Корковое вещество почек созревает к 3-5 годам, а почки в целом созревают к 7 годам. Рефлюксы исчезают к 3 годам. Суточное количество мочи составляет 60-65% от количества выпитой жидкости
Количество суточной мочи у детей старше года (1-10 лет) определяется так:
М=600+100(n-1), где n-возраст
ЖКТ
– к 7-11 годам желудок расположен как у взрослого
– объём желудка к 8 годам=1000мл
– к 5 годам секреторная активность желёз достигает уровня взрослого человека
– к 6-8 годам заканчивается формирование печени
–к концу 1 года жизни дефекация становится произвольной. Нормальная частота стула 1-2раза в день, стул оформленный.
Рацион питания дошкольникам составляется с помощью специальных таблиц (См. Приложение №1)
Эндокринная система
Щитовидная железа максимально функционирует в 5 лет.
Тимус (вилочковая железа) максимальное развитие получает в возрасте от 2 до 8 лет. Затем подвергается обратному развитию.
Нервная система
– вес мозга к 3 годам утраивается
– происходит развитие отдельных клеток и проводящих систем до 3-4 лет
– к 5-6 годам формируются мелкие борозды головного мозга
– к 7-8 годам заканчивается структурное развитие нервных клеток коры (дендриты, аксоны)
– спинной мозг заканчивает своё развитие к 2 годам. Длина спинного мозга увеличивается в грудном отделе и медленнее, чем развитие спинномозгового канала, поэтому нижние сегменты спинного мозга у новорожденных располагаются на уровне 3 поясничного позвонка, а к 4-5 годам между 1 и 2 поясничными позвонками (необходимо учитывать при спинномозговой пункции). С момента созревания блуждающего нерва для детей с 3-4 лет характерна физиологическая ваготония (до 3-х лет преобладала симпатикотония); затем устанавливается равновесие этих систем.
Органы чувств
– к 5 годам зрение равно 1
– к 3 годам завершается строение сосцевидного отростка (начинают регистрироваться мастоидиты – воспаление сосцевидного отростка)
– к 7-8 годам ребенок различает болевые точки
– с 3 лет ребенок называет цвета.
3.Нервно – психическое развитие
Ребенок 1-1,5 лет – очень подвижен, любопытен, общителен, через игру активно знакомится с окружающим миром, любит игры с детьми. Говорит 10-12 слов. Знает название частей тела. К 1,5- 2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой, выполняет несложные задания, понимает запрет. Ребенок приучается к опрятности. Спит 14-16 часов в день, днем 1,2 раза. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.
Ребенок в 2-3 года – контактен, дружелюбен, переполнен массой впечатлений, но не может самостоятельно анализировать – период вопросов. Ребенок умеет бегать, играть с мелкими предметами.
Ребенок 3-5 лет – усложняется речь, появляются ассоциативные связи, собственные суждения, полностью осознаёт себя личностью, формируется характер, появляются тяга к самостоятельности, своеволие, упрямство. Психика очень восприимчива, быстро запоминает слова, легко учится иностранным языкам, музыке, рисованию.
Ребенок 6-8 лет – легко вырабатывает сложные условные рефлексы, хорошо развита моторика, речь связанная, может передать свои мысли, впечатления, легко учиться читать и писать, но преобладает игровая деятельность. Отсутствует возможность длительного сосредоточения, самокритика. Часто затруднена адаптация к новому месту.
4.Физическое развитие
Рост: после 1 года рост замедляется еще больше ∆L = 5-7 см в год
L = 75+5n n – число лет
L5 лет = 110 см Ln = …–8–8–110+6+6+…
Вес: m5 лет = 20 кг mn = …–2–2–20+3+3+…
Оценка ФР и НПР проводится с помощью специальных таблиц (См. Приложение №2)
Выводы по теме:
1. Для старшего ясельного возраста характерно снижение темпов ФР, завершение прорезывания молочных зубов, интенсивное формирование лимфоидной ткани, стремительное развитие двигательной функции.
В НПР: совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты
характера, поведения.
2. Для садовского возраста характерно физиологическое вытягивание, повышение массы.
В НПР: интенсивно развивается интеллект, улучшается память, игры приобретают абстрактный характер
Вопросы для самопроверки:
1. Чем характеризуется преддошкольный возраст?
2. Чем характеризуется дошкольный возраст?
3. Каковы АФО органов и систем этого периода детства?
4. Каковы особенности НПР дошкольника?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
4. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
5. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
6. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
Приложение №1
Питание детей старше года
Суточные объемы питания
Возраст, годы |
Объем, литры |
Распределение энергетической ценности пищи в течении суток (%) |
1–1,5 |
1,0–1,1 |
25–50–10–15 |
1,5–3 |
1,2–1,5 |
|
3–5 |
1,4–1,5 |
25–40–10–25 |
5–7 |
1,6–1,8 |
|
7–11 |
2,0–2,2 |
|
11–14 |
2,3–2,5 |
Энергетические потребности (ккал)
Возраст, годы |
На 1 кг |
В сутки |
|
1–3 |
101 |
1360 |
|
4–6 |
91 |
1830 |
|
7–9 |
78 |
2190 |
|
10–12 |
Мальчики |
71 |
2600 |
Девочки |
62 |
2350 |
|
13–15 |
Мальчики |
57 |
2900 |
Девочки |
50 |
2500 |
|
16–19 |
Мальчики |
49 |
3070 |
Девочки |
43 |
2310 |
|
Взрослые |
Мужчины |
46 |
3000 |
|
Женщины |
40 |
2200 |
Приложение №2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития |
Соответствует норме |
С отклонениями |
4 г о д а |
||
I. Мышление и речь. Специальные задания |
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. |
Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
II. Моторика. Специальные Задания |
Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки |
Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память. Специальные Задания |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно |
Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры |
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье (опрос) |
Без отклонений |
Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т |
||
1. Мышление и речь. Специальные задания |
Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию |
Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика. Специальные задания |
Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда |
Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и память. Специальные задания |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно |
Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты Наблюдение, опрос. |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры |
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
1. Психическое здоровье (опрос) |
Без отклонений |
Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т |
||
1.Мышление и речь. Специальные задания |
Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего |
При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика. Специальные задания |
Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. |
Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и память. Специальные задания. |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно |
Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, "отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты. Наблюдение, опрос |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры |
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое здоровье (опрос) |
Без отклонений |
Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.