Конспект теоретического материала «Период дошкольного возраста»
Оценка 4.9

Конспект теоретического материала «Период дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Лекции
docx
30.05.2021
Конспект теоретического материала «Период дошкольного возраста»
Конспект теоретического материала по ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Конспект Период дошк. возраста.docx

Конспект теоретического материала

 

ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

Тема:  Период дошкольного возраста

Учебные вопросы:

1.Общая характеристика периода

2. АФО органов и систем

3. НПР

4. ФР

       Учебная информация:

1.Старший ясельный возраст (преддошкольный)

 Характерно: – снижение темпов ФР

                       – к концу второго года завершается прорезывание молочных зубов

                       – идет интенсивное формирование лимфоидной ткани (миндалины)

                       – стремительно развивается двигательная функция от ходьбы до бега, лазанья, прыжков.

Из заболеваний: ОРВИ, формируется большая часть аллергических заболеваний.

НПР: совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты характера, поведения

 Садовский возраст (дошкольный)

Характерно: – физиологическое вытягивание, повышается масса

НПР: интенсивно развивается интеллект, улучшается память, игры приобретают абстрактный характер

Из заболеваний: инфекционные болезни, травматизм (основная причина смерти)

2.АФО органов и систем

Кожа и ПЖК

Улучшаются все функции кожи, усиливается рост бровей и ресниц к 3-4 годам

Костная система

– пластинчатая структура костей к 3-4 годам

– с 4 лет желтый костный мозг (жировой) в трубчатых костях заменяет красный

Зубы

Порядок прорезывания:

 – в 12-15 мес появляются передние малые коренные (премоляры; верхние и нижние)

– 17-20 мес – клыки(нижние и верхние)

– 21-24 мес задние, малые коренные(верхние и нижние)

 Всего молочных зубов 20. С 5-6 лет начинается смена молочных зубов постоянными (в том же порядке). В 5-7 лет появляются первые большие коренные (моляры) зубы. С 3лет надо чистить зубы мягкой щеткой без пасты, а с 5-6 лет – с пастой.

Грудная клетка

– с 1,5-2 лет уплощается в переднезаднем размере

– к 12-13 годам приобретает форму взрослого.

Позвоночник

– окончательно формируется к 3-4 годам

– при неблагоприятных условиях возможны искривления (лордоз, кифоз, сколиоз)   – продолжают появляться ядра окостенения.

Мышцы

–до 5-7 лет развиты недостаточно. Движения угловаты, но более точны. В их развитии играет большую роль занятия спортом.

Органы дыхания

– заканчивают свое формирование к 7 годам

Нос

– к 7 годам почти развита пещеристая ткань (учащаются носовые кровотечения)

– к 4 годам формируется нижний носовой ход

– к 1-2 годам созревают гайморовы пазухи (гайморит)

– к 2 годам формируются лобные и решетчатые пазухи (фронтит)

Глотка

– со 2 года лимфоидная ткань миндалин, в том числе носоглоточная (аденоиды) часто гиперплазируется

Гортань

– щитовидные хрящи гортани образуют в раннем возрасте тупой угол, который с 3 лет становится более острым. В 3-4 года грудное дыхание преобладает над брюшным.

 ЧДД в 5-6 лет 20-25 раз в минуту (дыхание глубокое). Увеличивается объём лёгких.

ЖЕЛ крика новорожденного 120-150 мл; ЖЕЛ в 3-4 года 400-500мл.

ССС

Продолжает интенсивно увеличиваться масса и объём сердца: до 2лет увеличиваются предсердия; в 2-10 лет увеличивается сердце в целом; с 10 лет увеличиваются желудочки.

Во все периоды детства (кроме 13-15 лет, когда девочки растут быстрее), размер сердца у мальчиков больше, чем у девочек. С 2-3 лет положение сердца начинает меняться на косое, процесс заканчивается к 4 годам. В 2-3 года к грудной клетке прилежит правый желудочек; к 4 годам межжелудочковая перегородка. К 3-4 годам заканчивает своё развитие блуждающий нерв. И с того же времени он производит иннервацию сердца (постепенно исчезает физиологическая тахикардия раннего возраста). ЧСС в 5 лет – 100 ударов в минуту.

Формула Молчанова для детей старше года

А/Д max=80+2n, где n – возраст в годах.

Для акселератов А/Д max =90+2 n

Ещё одна формула: А/Д max =100+n

Соотношение ЧДД к ЧСС 1:3-4

Кроветворение

Гематологические показатели у ребёнка старше года:

– анизоцитоз снижается и затем исчезает

– полихромазия, ретикулоцитоз исчезают

– количество лимфоцитов уменьшается, а нейтрофилов увеличивается, и к 5-6 годам появляется 2 перекрёст

– количество гемоглобина и эритроцитов увеличивается

 – количество лейкоцитов уменьшается

Органы мочевыделения

Корковое вещество почек  созревает к 3-5 годам, а почки в целом созревают к 7 годам. Рефлюксы исчезают к 3 годам. Суточное количество мочи составляет 60-65% от количества выпитой жидкости

Количество суточной мочи у детей старше года (1-10 лет) определяется так:                                          

                                   М=600+100(n-1), где n-возраст

ЖКТ

– к 7-11 годам желудок расположен как у взрослого

– объём желудка к 8 годам=1000мл

– к 5 годам секреторная активность желёз достигает уровня взрослого человека

– к 6-8 годам заканчивается формирование печени

–к концу 1 года жизни дефекация становится произвольной. Нормальная частота стула 1-2раза в день, стул оформленный.

Рацион питания дошкольникам составляется с помощью специальных таблиц (См. Приложение №1)

Эндокринная система

Щитовидная железа максимально функционирует в 5 лет.

Тимус (вилочковая железа) максимальное развитие получает в возрасте от 2 до 8 лет. Затем подвергается обратному развитию.

Нервная система

– вес мозга к 3 годам утраивается

– происходит развитие отдельных клеток и проводящих систем до 3-4 лет

– к 5-6 годам формируются мелкие борозды головного мозга

– к 7-8 годам заканчивается структурное развитие нервных клеток коры (дендриты, аксоны)

– спинной мозг заканчивает своё развитие к 2 годам. Длина спинного мозга увеличивается в грудном отделе и медленнее, чем развитие спинномозгового канала, поэтому нижние сегменты спинного мозга у новорожденных располагаются на уровне 3 поясничного позвонка, а к 4-5 годам между 1 и 2 поясничными позвонками (необходимо учитывать при спинномозговой пункции). С момента созревания блуждающего нерва для детей с 3-4 лет характерна физиологическая ваготония (до 3-х лет преобладала симпатикотония); затем устанавливается равновесие этих систем.

Органы чувств

 – к 5 годам зрение равно 1

– к 3 годам завершается строение сосцевидного отростка (начинают регистрироваться мастоидиты – воспаление сосцевидного отростка)

– к 7-8 годам ребенок различает болевые точки

– с 3 лет  ребенок называет цвета.

3.Нервно – психическое развитие

Ребенок 1-1,5 лет – очень подвижен, любопытен, общителен, через игру активно знакомится с окружающим миром, любит игры с детьми. Говорит 10-12 слов. Знает название частей тела. К 1,5- 2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой, выполняет несложные задания, понимает запрет. Ребенок приучается к опрятности. Спит 14-16 часов в день, днем 1,2 раза. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.

Ребенок в 2-3 года – контактен, дружелюбен, переполнен массой впечатлений, но не может самостоятельно анализировать – период вопросов.  Ребенок умеет бегать, играть с мелкими предметами.

Ребенок 3-5 лет – усложняется речь, появляются ассоциативные связи, собственные суждения, полностью осознаёт себя личностью, формируется характер, появляются тяга к самостоятельности, своеволие, упрямство. Психика очень восприимчива, быстро запоминает слова, легко учится иностранным языкам, музыке, рисованию.

Ребенок 6-8 лет – легко вырабатывает сложные условные рефлексы, хорошо развита моторика, речь связанная, может передать свои мысли, впечатления, легко учиться читать и писать, но преобладает игровая деятельность. Отсутствует возможность длительного сосредоточения, самокритика. Часто затруднена адаптация к новому месту.

4.Физическое развитие

Рост: после 1 года рост замедляется еще больше ∆L = 5-7 см в год

L = 75+5n                n – число лет

L5 лет = 110 см                Ln = …–8–8–110+6+6+…

Вес:  m5 лет = 20 кг         mn = …–2–2–20+3+3+…

Оценка ФР и НПР проводится с помощью специальных таблиц (См. Приложение №2)

 

 

Выводы по теме:

1.     Для старшего ясельного возраста характерно снижение темпов ФР, завершение прорезывания молочных зубов, интенсивное формирование лимфоидной ткани, стремительное развитие двигательной функции.

     В НПР: совершенствуется речь, определяются индивидуальные черты 

     характера, поведения.

2.     Для садовского возраста характерно физиологическое вытягивание, повышение массы.

В НПР: интенсивно развивается интеллект, улучшается память, игры приобретают абстрактный характер

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Чем характеризуется преддошкольный возраст?

2.  Чем характеризуется дошкольный возраст?

3.  Каковы АФО органов и систем этого периода детства?

4.  Каковы особенности НПР дошкольника?

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)

3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com

4. Приказ Минздрава России от 05.11.2013 N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»

5. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». 

6. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н  «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Питание детей старше года

Суточные объемы питания

Возраст, годы

Объем, литры

Распределение энергетической

ценности пищи в течении суток (%)

1–1,5

1,0–1,1

25–50–10–15

1,5–3

1,2–1,5

3–5

1,4–1,5

25–40–10–25

5–7

1,6–1,8

7–11

2,0–2,2

11–14

2,3–2,5

 

 

Энергетические потребности (ккал)

Возраст, годы

На 1 кг

В сутки

1–3

101

1360

4–6

91

1830

7–9

78

2190

10–12

Мальчики

71

2600

Девочки

62

2350

13–15

Мальчики

57

2900

Девочки

50

2500

16–19

Мальчики

49

3070

Девочки

43

2310

Взрослые

Мужчины

46

3000

 

Женщины

40

2200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  4 – 6 ЛЕТ

 

Показатели

развития

Соответствует норме

С отклонениями

4  г о д а

I. Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.

Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету

II. Моторика.

Специальные

Задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на  месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или  не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно

Ш. Внимание и память.

Специальные

Задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

IV. Социальные контакты.

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит  играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

V. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

5  л е т

1. Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает

на вопрос, как герой подал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета

2.Моторика.

Специальные

задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко

3.Внимание и

память.

Специальные

задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту,

запоминает быстро, прочно или медленно, после многих

повторения, но, в целом, успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи

4.Социальные

контакты

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не

ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

1.      Психическое здоровье

(опрос)

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

6  л е т

1.Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ и с развитием сюжета,

отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика.

Специальные

задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.

3.Внимаиие и

память.

Специальные

задания.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или  медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, "отключается”. С трудом и непрочно  запоминает стихи

4.Социальные

контакты.

Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5.Психическое

здоровье

(опрос)

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект теоретического материала

Конспект теоретического материала

Зубы Порядок прорезывания: – в 12-15 мес появляются передние малые коренные (премоляры; верхние и нижние) – 17-20 мес – клыки(нижние и верхние) – 21-24 мес…

Зубы Порядок прорезывания: – в 12-15 мес появляются передние малые коренные (премоляры; верхние и нижние) – 17-20 мес – клыки(нижние и верхние) – 21-24 мес…

Гортань – щитовидные хрящи гортани образуют в раннем возрасте тупой угол, который с 3 лет становится более острым

Гортань – щитовидные хрящи гортани образуют в раннем возрасте тупой угол, который с 3 лет становится более острым

Органы мочевыделения Корковое вещество почек созревает к 3-5 годам, а почки в целом созревают к 7 годам

Органы мочевыделения Корковое вещество почек созревает к 3-5 годам, а почки в целом созревают к 7 годам

Длина спинного мозга увеличивается в грудном отделе и медленнее, чем развитие спинномозгового канала, поэтому нижние сегменты спинного мозга у новорожденных располагаются на уровне 3 поясничного…

Длина спинного мозга увеличивается в грудном отделе и медленнее, чем развитие спинномозгового канала, поэтому нижние сегменты спинного мозга у новорожденных располагаются на уровне 3 поясничного…

Ребенок 6-8 лет – легко вырабатывает сложные условные рефлексы, хорошо развита моторика, речь связанная, может передать свои мысли, впечатления, легко учиться читать и писать, но…

Ребенок 6-8 лет – легко вырабатывает сложные условные рефлексы, хорошо развита моторика, речь связанная, может передать свои мысли, впечатления, легко учиться читать и писать, но…

Вопросы для самопроверки: 1.

Вопросы для самопроверки: 1.

Приложение №1 Питание детей старше года

Приложение №1 Питание детей старше года

Приложение №2 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Приложение №2 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Внимание и память. Специальные задания

Внимание и память. Специальные задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021