Конспект теоретического материала
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Пограничные состояния новорожденного
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
– проведение профилактических мероприятий
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления
сестринской деятельности по сохранению здоровья;
– принципы рационального и диетического питания.
Учебные вопросы:
1. Пограничные состояния новорождённого
2. Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения
3. Питание кормящей матери.
Учебная информация:
1. Пограничные (физиологические, переходные) состояния – ряд проявляющихся состояний, граничащих с патологией, отражающие процесс приспособления ребёнка к новым условиям жизни. Лечения они не требуют.
1).Эритема (физиологический катар) – покраснение из-за раздражения кожи в новых условиях окружающей среды. После эритемы остаётся мелкое шелушение. При крупном шелушении надо обработать кожу стерильным растительным маслом. Длительность этого состояния от нескольких часов до 3-х суток.
Эритема отсутствует при патологии во время беременности, при внутричерепном кровоизлиянии, внутриутробной токсемии, при ателектазе (спадении участка) лёгких.
2).Ф. желтуха – со 2-3 дня по 7-12 день бывает у 60-70% детей. Она появляется из-за недостаточной функции печени по выведению с желчью билирубина (пигмент жёлтого цвета), который накапливается в крови. Билирубин высвобождается при распаде фетальных (внутриутробных) эритроцитов. Желтуху можно выявить при надавливании на кожу. Кал и моча обычной окраски. Желтуха может сохраняться до 3-х нед. у детей, родившихся преждевременно, с асфиксией (удушье), травмированных в родах. Детям можно дать дополнительное питьё: 5-10% р-р глюкозы, физраствор с витамином С.
3).Ф.потеря веса – снижение массы тела на 3-10% от первоначального веса, максимальная потеря на 3-4-й день жизни (∆m=150-300г). Причины:
– недоедание в первые дни жизни
– выделение воды через кожу, лёгкие (активное дыхание)
– потеря воды с испражнениями (меконий), мочой
– срыгивание околоплодных вод, высыхание пуповинного остатка
– отпадение пуповинного остатка на 3-4 день жизни
Первоначальный вес восстанавливается к 7-10 дню жизни.
4).Ф. альбуминурия (протеинурия) – появление белка в моче, т.к. в первые 2 дня жизни повышена проницаемость капилляров эпителия клубочков и канальцев почек, а также характерна олигурия (снижение количества суточного выделения мочи); количество мочеиспусканий 4-5 раз в день. Затем к 10-му дню жизни количество мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в день и альбуминурия исчезает.
5).Мочекислый инфаркт – выделение с мочой большого количества солей мочевой кислоты (уратов), которые появляются при повышенном распаде клеточных элементов (особенности белкового обмена у детей). Моча мутная, ярко окрашенная, на пелёнках появляются коричнево-красные пятна с осадком в виде песка. Назначают дополнительно питьё. Нормализация к 14 дню.
6).Половой криз:
– появление в первые 3-4 дня ф. мастита (нагрубание, припухание молочных желёз, при надавливании из выводных протоков выделяется жидкость, похожая на молоко, исчезает через 2-3 нед.)
– появление на 5-7 день вульвовагинита (воспаление наружных половых органов у девочки: припухание, покраснение половых органов, кровянистые выделения из половой щели, исчезает через 1-2 дня)
– отёк мошонки у мальчиков
Это состояние связано с влиянием эстрогенов матери, попавших в организм ребёнка во внутриутробном периоде и с молоком матери. Необходима стерильность при уходе за детьми, подмывание розовым р-ром КМnО4.
7).Переходный стул: до 4-го дня жизни выделяется меконий – первородный кал, который образуется внутриутробно с 4-го месяца беременности. Это густая, без запаха, вязкая, тёмно-зелёная, стерильная масса, состоящая из слущенного эпителия и заглоченных околоплодных вод. Затем выделяется переходный стул – водянистый, пенистый, тёмно-зелёный или тёмно-коричневый кал (м.б. со слизью). Далее выделяется светло-жёлтый, однородный (гомогенный) кашицеобразный кал 2-6 раз в день.
8).Транзиторная лихорадка – это внезапное кратковременное повышение температуры тела до 38-400С. Причинами могут быть перегревание, потеря жидкости, повышенное содержание белка в молозиве, несовершенство терморегуляции. Чаще возникает на 3-4-й день жизни, когда имеется максимальная потеря веса. Достаточно напоить ребёнка и провести физическое охлаждение под контролем термометрии.
2. Для периода новорождённости характерны следующие основные потребности:
– есть, – общаться,
– спать, – избегать опасности,
– пить, – быть чистым,
– выделять, – быть здоровым,
– двигаться, – поддерживать постоянную температуру тела.
Удовлетворение перечисленных потребностей реализуется в процессе сестринского ухода за новорождённым. Основные элементы ухода за новорождённым:
– первый туалет в родзале (восстановление проходимости дыхательных путей, профилактика гонобленнореи, двухмоментная обработка пуповины, туалет кожи, антропометрия, пеленание с соблюдением «тепловой цепочки»),
– ежедневный туалет (умывание, туалет глаз, туалет носовых ходов, туалет слуховых ходов (по мере необходимости), туалет естественных складок кожи, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна, подмывание после каждой дефекации, пеленание),
– техника кормления грудью.
Вскармливание новорождённого.
Первое прикладывание к груди проводится сразу после рождения ребёнка при отсутствии противопоказаний.
Значение раннего прикладывания к груди:
– обеспечение раннего контакта матери и ребёнка,
– облегчение процессов адаптации у новорождённого,
– предупреждение гипогалактии у матери,
– становление нормальной микрофлоры ЖКТ ребёнка,
– сокращение восстановительного послеродового периода у женщины.
Частота кормлений определяется потребностями новорождённого.
Формулы для подсчета суточного и разового объема питания:
1. Разовый объем питания рассчитывается так:
Vp = 10× n где n – день жизни
2. Формула Зайцевой.
Vc = 2% × m0 × n где n – день жизни
3. Формула Финкельштейна.
Vc = 70 × n если m0 ˂ 3200г
Vc = 80 × n если m0 ˃ 3200г
Для детей в возрасте старше 14 дней:
4. Объёмный метод.
Vc = 1/5 × m в возрасте 2-6 недель (0,5-1,5 мес.)
3. Питание кормящей матери.
Кормящая мать обязательно должна получать полноценное сбалансированное питание, так как на образование молока женщина расходует дополнительную энергию, и питательные вещества, а, следовательно, необходимо восполнять эти затраты.
Калорийность рациона матери в период лактации должна быть увеличена в среднем на 30-40% и составлять 2500-3000 ккал/сутки. Количество белка должно составлять около 100 г (60-70% животного происхождения), жиров – 85-90 г (15-20 г – растительный жир), углеводов – 300-400 г. Этому количеству пищевых веществ соответствует разработанный институтом питания РАМН примерный суточный набор продуктов в составе которого: 200 г мяса или птицы, 70 г рыбы, до 600 мл молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных продуктов), 50 г творога, 20 г сыра, 400 г различных овощей, 200 г картофеля и 200-300 г фруктов и ягод.
Овощи лучше употреблять в натуральном виде или в виде салатов и винегретов. Из круп целесообразнее всего использовать овсяную и гречневую. Рекомендуется хлеб грубого помола с добавлением отрубей. Следует избегать острых приправ, избытка пряностей, большого количества лука и чеснока, придающих молоку специфический вкус и запах. В период кормления грудью необходимо ограничить употребление продуктов с повышенными аллергенными свойствами: шоколад, какао, натуральный кофе, цитрусовые, мед, орехи. Кормящей матери категорически запрещаются алкогольные напитки, в том числе и пиво.
Женщине рекомендуется принимать пищу 5 раз в день за 30-40 мин. до кормления грудью. Количество жидкости (включая супы, овощи и т.д.) должно составлять в среднем 2 л.
Матери во время кормления грудью следует принимать какой-либо поливитаминный препарат, содержащий витамин D (например, Гендевит).
Выводы по теме:
3. Необходимо раннее первое прикладывание к груди новорождённого (в родзале).
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое пограничные состояния?
2. Что относится к пограничным состояниям новорождённого?
3. Каковы основные потребности новорождённого и как они реализуются?
4. Каким должно быть рациональное питание кормящей женщины?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н
«Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
5. Клинические рекомендации ассоциации неонатологов РФ «Базовая медицинская помощь новорождённому в родильном зале и в послеродовом отделении». – М., 2015. – 34 с.
6. ФКР «Обеспечение эпидемиологической безопасности в родовом зале». – М., 2013.– 43с.
7. Приказ Минздрава Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 921н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «неонатология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.