Конспект теоретического материала «Пограничные состояния новорожденного»

  • Лекции
  • docx
  • 30.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект теоретического материала по ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Иконка файла материала Конспект Пограничные состояния новорожд.docx

Конспект теоретического материала

 ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

Тема:  Пограничные состояния новорожденного

 

     Цели:освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

       – проведение профилактических мероприятий

       – освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

           населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

              неинфекционных заболеваний.

 

Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:

–  современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,  

    возможные факторы, влияющие на здоровье, направления 

    сестринской деятельности по сохранению здоровья;

–  принципы рационального и диетического питания.

 

Учебные вопросы:

1.     Пограничные состояния новорождённого

2.     Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения

3.     Питание кормящей матери.

 

       Учебная информация:

       1. Пограничные (физиологические, переходные) состояния – ряд проявляющихся состояний, граничащих с патологией, отражающие процесс приспособления ребёнка к новым условиям жизни. Лечения они не требуют.

     1).Эритема (физиологический катар) – покраснение из-за раздражения кожи в новых условиях окружающей среды. После эритемы остаётся мелкое шелушение. При крупном шелушении надо обработать кожу стерильным растительным маслом. Длительность этого состояния от нескольких часов до 3-х суток.

Эритема отсутствует при патологии во время беременности, при внутричерепном кровоизлиянии, внутриутробной токсемии, при ателектазе (спадении участка) лёгких.

     2).Ф. желтуха – со 2-3 дня по 7-12 день бывает у 60-70% детей. Она появляется из-за недостаточной функции печени по выведению с желчью билирубина (пигмент жёлтого цвета), который накапливается в крови. Билирубин высвобождается при распаде фетальных (внутриутробных) эритроцитов. Желтуху можно выявить при надавливании на кожу. Кал и моча обычной окраски. Желтуха может сохраняться до 3-х нед. у детей, родившихся преждевременно, с асфиксией (удушье), травмированных в родах. Детям можно дать дополнительное питьё: 5-10% р-р глюкозы, физраствор с витамином С.

     3).Ф.потеря веса – снижение массы тела на 3-10% от первоначального веса, максимальная потеря на 3-4-й день жизни (∆m=150-300г). Причины:

– недоедание в первые дни жизни

– выделение воды через кожу, лёгкие (активное дыхание)

– потеря воды с испражнениями (меконий), мочой

– срыгивание околоплодных вод, высыхание пуповинного остатка

– отпадение пуповинного остатка на 3-4 день жизни

Первоначальный вес восстанавливается к 7-10 дню жизни.

     4).Ф. альбуминурия (протеинурия) – появление белка в моче, т.к. в первые 2 дня жизни повышена проницаемость капилляров эпителия клубочков и канальцев почек, а также характерна олигурия (снижение количества суточного выделения мочи); количество мочеиспусканий 4-5 раз в день. Затем к 10-му дню жизни количество мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в день и альбуминурия исчезает.

     5).Мочекислый инфаркт – выделение с мочой большого количества солей мочевой кислоты (уратов), которые появляются при повышенном распаде клеточных элементов (особенности белкового обмена у детей). Моча мутная, ярко окрашенная, на пелёнках появляются коричнево-красные пятна с осадком в виде песка. Назначают дополнительно питьё. Нормализация к 14 дню.

     6).Половой криз:

– появление в первые 3-4 дня ф. мастита (нагрубание, припухание молочных желёз, при надавливании из выводных протоков выделяется жидкость, похожая на молоко, исчезает через 2-3 нед.)

– появление на 5-7 день вульвовагинита (воспаление наружных половых органов у девочки: припухание, покраснение половых органов, кровянистые выделения из половой щели, исчезает через 1-2 дня)

– отёк мошонки у мальчиков

Это состояние связано с влиянием эстрогенов матери, попавших в организм ребёнка во внутриутробном периоде и с молоком матери. Необходима стерильность при уходе за детьми, подмывание розовым р-ром КМnО4.

     7).Переходный стул: до 4-го дня жизни выделяется меконий – первородный кал, который образуется внутриутробно с 4-го месяца беременности. Это густая, без запаха, вязкая, тёмно-зелёная, стерильная масса, состоящая из слущенного эпителия и заглоченных околоплодных вод. Затем выделяется переходный стул – водянистый, пенистый, тёмно-зелёный или тёмно-коричневый кал (м.б. со слизью). Далее выделяется светло-жёлтый, однородный (гомогенный) кашицеобразный кал 2-6 раз в день.

     8).Транзиторная лихорадкаэто внезапное кратковременное повышение температуры тела до 38-400С. Причинами могут быть перегревание, потеря жидкости, повышенное содержание белка в молозиве, несовершенство терморегуляции. Чаще возникает на 3-4-й день жизни, когда имеется максимальная потеря веса. Достаточно напоить ребёнка и провести физическое охлаждение под контролем термометрии.

 

2. Для периода новорождённости характерны следующие основные потребности:

– есть,                             – общаться,

– спать,                           – избегать опасности,

– пить,                            – быть чистым,

– выделять,                    – быть здоровым,

– двигаться,                   – поддерживать постоянную температуру тела.

Удовлетворение перечисленных потребностей реализуется в процессе сестринского ухода за новорождённым. Основные элементы ухода за новорождённым:

– первый туалет в родзале (восстановление проходимости дыхательных путей, профилактика гонобленнореи, двухмоментная обработка пуповины, туалет кожи, антропометрия, пеленание с соблюдением «тепловой цепочки»),

– ежедневный туалет (умывание, туалет глаз, туалет носовых ходов, туалет слуховых ходов (по мере необходимости), туалет естественных складок кожи, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна, подмывание после каждой дефекации, пеленание),

– техника кормления грудью.

     Вскармливание новорождённого.

Первое прикладывание к груди проводится сразу после рождения ребёнка при отсутствии противопоказаний.

Значение раннего прикладывания к груди:

– обеспечение раннего контакта матери и ребёнка,

– облегчение процессов адаптации у новорождённого,

– предупреждение гипогалактии у матери,

– становление нормальной микрофлоры ЖКТ ребёнка,

– сокращение восстановительного послеродового периода у женщины.

Частота кормлений определяется потребностями новорождённого.

Формулы для подсчета суточного и разового объема питания:   

1.     Разовый объем питания рассчитывается так:

Vp = 10× n                            где  nдень жизни

 

2.     Формула Зайцевой.

Vc  = 2% × m0 × n               где  nдень жизни

 

3.     Формула Финкельштейна.

Vc  = 70 × n                          если  m0 ˂ 3200г

Vc  = 80 × n                          если  m0 ˃ 3200г

Для детей в возрасте старше 14 дней:

4.     Объёмный метод.

Vc  = 1/5 × m           в возрасте 2-6 недель (0,5-1,5 мес.)

 

3. Питание кормящей матери.

Кормящая мать обязательно должна получать полноценное сбалансированное питание, так как на образование молока женщина расходует дополнительную энергию, и питательные вещества, а, следовательно, необходимо восполнять эти затраты.

Калорийность рациона матери в период лактации должна быть увеличена в среднем на 30-40% и составлять 2500-3000 ккал/сутки. Количество белка должно составлять около 100 г (60-70% животного происхождения), жиров – 85-90 г (15-20 г – растительный жир), углеводов – 300-400 г. Этому количеству пищевых веществ соответствует разработанный институтом питания РАМН примерный суточный набор продуктов в составе которого: 200 г мяса или птицы, 70 г рыбы, до 600 мл молока в любом виде (желательно употребление кисломолочных продуктов), 50 г творога, 20 г сыра, 400 г различных овощей, 200 г картофеля и 200-300 г фруктов и ягод.

Овощи лучше употреблять в натуральном виде или в виде салатов и винегретов. Из круп целесообразнее всего использовать овсяную и гречневую. Рекомендуется хлеб грубого помола с добавлением отрубей. Следует  избегать острых приправ, избытка пряностей, большого количества лука и чеснока, придающих молоку специфический вкус и запах. В период кормления грудью необходимо ограничить употребление продуктов с повышенными аллергенными свойствами: шоколад, какао, натуральный кофе, цитрусовые, мед, орехи. Кормящей матери категорически запрещаются алкогольные напитки, в том числе и пиво.

Женщине рекомендуется принимать пищу 5 раз в день за 30-40 мин. до кормления грудью. Количество жидкости (включая супы, овощи и т.д.) должно составлять в среднем 2 л.

Матери во время кормления грудью следует принимать какой-либо поливитаминный препарат, содержащий витамин D (например, Гендевит).

 

 

Выводы по теме:

  1. Пограничные  состояния – ряд проявляющихся состояний, граничащих с патологией, отражающие процесс приспособления ребёнка к новым условиям жизни.
  2. Физиологические состояния лечения не требуют; иногда необходим особый уход за ребёнком.

3.     Необходимо раннее первое прикладывание к груди новорождённого (в родзале).

 

Вопросы для самопроверки:

1.   Что такое пограничные  состояния?

2.   Что относится к пограничным состояниям новорождённого?

3.   Каковы основные потребности новорождённого и как они реализуются?

4. Каким должно быть рациональное питание кормящей женщины?

 

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Карабухина – Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 474 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

2. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)

3. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н

«Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

5. Клинические рекомендации ассоциации неонатологов РФ «Базовая медицинская помощь новорождённому в родильном зале и в послеродовом отделении». – М., 2015. – 34 с.

6. ФКР «Обеспечение эпидемиологической безопасности в родовом зале». – М., 2013.– 43с.

7. Приказ Минздрава Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 921н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «неонатология»