Конспект теоретического материала
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Педиатрический профиль
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема 2.7 Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания.
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и
службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования
ОК 1. – ОК 8., ОК 12.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы
диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания
сестринской помощи при нарушениях здоровья;
– пути введения лекарственных препаратов
Учебные вопросы:
1. Этиология, классификация, патогенез пневмонии.
2. Клиника очаговой пневмонии.
3. Клиника сегментарной пневмонии
4. Клиника крупозной (лобарной) пневмонии
5. Клиника интерстициальной пневмонии
6. Клиника пневмонии новорожденных
7. Клиника стафилококковой пневмонии
8. Особенности пневмоний у детей с фоновыми заболеваниями
9. Лечение и уход
10. Профилактика
Учебная информация:
1. Этиология, классификация, патогенез пневмонии.
О. пневмония – воспалительный процесс в респираторных отделах легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания.
В структуре лёгочной патологии раннего детства ОП составляет примерно 80%,особенно часто она осложняет ОРВИ. Летальность относительно высока у детей раннего возраста (0,1-0,4%)
Этиология:
• бактерии (пневмококки, стафилококки, кишечная палочка…)
• вирусы (гриппа, аденовирусы…)
• микоплазма
• паразиты (пневмоцисты)
• патогенные грибы (кандиды)
• смешанная флора
Предрасполагающие факторы:
• для детей раннего возраста:
– перинатальная патология (в/утробная гипоксия, асфиксия, в/черепная и спинальная родовая травма)
– искусственное вскармливание.
– ЭКД
– гипотрофии
– ВПР сердца и лёгких
– наследственные иммунодефициты
– гиповитаминозы (рахит)
• для школьников:
– ОХИ в лор органах
– рецидивирующие хронические бронхиты
– курение (в т.ч. пассивное)
Классификация пневмоний:
(Домбровский, Рачинский, Качанов).
1).по форме: – очаговая
– сегментная
– крупозная
– интерстициальная
2).по характеру течения: – острая (до 2 мес)
– затяжная (2-8 мес)
– хроническая (свыше 8 мес)
3).по степени тяжести: – легкая
– средней тяжести
– тяжелая
Осложнения: – деструкция лёгких
– абсцесс
– плеврит
– пиопневмоторакс
– отит
– остеомиелит
– менингит…
Патогенез:
В инфицированной легочной ткани возникает воспалительный очаг, нарушается перфузия газов → гипоксемия + общее токсическое воздействие инфекции → гипоксия → нарушается центральная и гуморальная регуляция дыхания и кровообращения → нарушаются все виды обмена и работа органов → ДН, ацидоз, гиперкапния → одышка (компенсаторная) → снижается иммунитет → присоединяется вторичная инфекция → гнойные очаги.
Основные признаки (синдромы):
1) Гипертермия
2) Интоксикация
3) ДН
4) Локальные изменения в лёгких
5) Симптом белого пятна – длительно сохраняющееся белое пятно, на коже в месте надавливания пальцем (нарушение РКиО)
6) Rо-изменения ( инфильтративные тени)
7) ОАК (лейкоцитоз, нейтрофиллёз со сдвигом влево, повышение СОЭ)
2. Клиника очаговой пневмонии (бронхопневмония)
Возникает на 5-7 день ОРВИ, чаще у детей до 2-х лет:
–токсикоз, м.б. срыгивания, рвота, замедляется прибавка в весе
– кашель
– постепенно (остро) развиваются симптомы ДН (периоральный цианоз; землисто-серая кожа; Стонущее, кряхтящее, охающее дыхание с участием вспомогательной мускулатуры; одышка с дыхательной аритмией; апноэ)
Одышка у грудных детей: кивание головой в такт дыханию, симптом «трубача» (раздувание щёк и вытягивание губ), напряжение и раздувание крыльев носа, вздутие грудной клетки, пенистые выделения изо рта и носа.
Объективно:
– укорочение перкуторного звука над областью воспаления
– аускультативно жесткое или ослабленное дыхание; крепитация; мелкопузырчатые влажные хрипы
Rо: инфильтративные очаги, чаще односторонние, усиление легочного рисунка между участком инфильтрации и корнем лёгкого, снижение структурности корня.
Клиника длится 7-12 дней, морфологические изменения 4-6 недель.
3. Клиника сегментарной пневмонии
Чаще встречается у дошкольников. Поражаются один или несколько сегментов
Клиника как при очаговой пневмонии и зависит от локализации и обширности поражения.
В 25% случаев нет физикальных изменений в легких, диагноз ставится на основании Rо-исследования: гомогенные сегментарные тени с четкими границами, снижение структурности корня.
Течение часто затяжное, м.б. микроателектазы, абсцедирование, ограниченный пневмосклероз.
Клиника 10-12 дней, морфологические изменения 3 нед.-3мес.
4. Клиника крупозной (лобарной) пневмонии
Встречается редко, чаще у школьников
– бурное начало: ухудшение самочувствия, головокружение, головная боль, гипертермия с потрясающим ознобом, бредом, спутанностью сознания; нарастание токсикоза
– редкий, сухой кашель (у старших школьников – с ржавой мокротой)
– при глубоком вдохе боль в боку
– ДН I-II степени
– часто абдоминальный синдром (рвота, боли в правой подвздошной области или вокруг пупка, обложенный сухой язык, метеоризм). Дети лежат на больном боку, подтянув согнутые ноги к груди.
– м.б. симптомы менингизма при локализации воспаления в верхней доле правого легкого
Объективно:
– при осмотре заторможенность, бледность кожи с румянцем щеки на стороне поражения, блестящие глаза, сухие губы, герпес на губах, крыльях носа на стороне поражения, одышка с участием вспомогательных мышц,
на больной стороне подключичная ямка кажется глубже; отставание больной стороны в акте дыхания
– пальпаторно ослабление головного дрожания
– перкуторно ограничение подвижности нижнего края легкого, укорочение перкуторного звука над очагом поражения, коробочный оттенок перкуторного звука над здоровыми участками легких
– аускультативно усиление бронхофонии, бронхиальное дыхание, крепитация, шум трения плевры слышен не у всех, хотя плевра поражается всегда
В период разгара имеется и внелегочные поражения:
– интоксикация С-СС.
– Н.С. (бессонница, головная боль…)
– нерезкое увеличение и болезненность печени
– почек (альбумин-, гемат-, цилиндр-, олигурия)
Течение м.б атипичное с нечеткими симптомами; выздоровление через 1-2 недели.
5. Клиника интерстициальной пневмонии
Вызывается вирусами, пневмоцистами, микоплазмами, реже патогенными грибами, стафилококком.
Чаще наблюдается у недоношенных и новорожденных детей, а в более старшем возрасте – у ослабленных детей с дистрофией, анемией, диатезами, врожденными иммунодефицитами.
ИП – это поражение интерстиция (соединительной и межальвеолярной ткани легких), типично поражение мелких сосудов с развитием синдрома ДВС. Часты микроателектазы, дефицит сурфактанта.
В клинике: – быстро развивается тяжёлая ДН, ССН, нейротоксикоз, поражение ЖКТ
– характерен мучительный, приступообразный кашель
Rо-иссл.: сетчатый рисунок на фоне эмфиземы; «хлопья ваты», «матовое стекло» – очаговые тени со смазанными контурами (пневмоцистная ИП)
Течение длительное, может развиться пневмосклероз, бронхоэктазы.
6. Клиника пневмонии новорожденных
Пневмония м.б. врождённой или приобретённой; характеризуется тяжелым течением и серьезным прогнозом, особенно в отношении недоношенных.
Врожденные П. связаны с внутриутробным инфицированием, аспирацией загрязненных околоплодных вод.
Клиника:
– преобладают общие симптомы токсикоза, но температурная реакция слабая
– угнетение ЦНС, но м.б. повышение возбудимости вплоть до судорог
– выражена ДН (поверхностное стонущее частое дыхание или «кивающее» дыхание с периодическим апноэ, напряжение и трепетание крыльев носа, пена в носовых ходах и углах рта)
– отечный синдром (в т.ч. отек легких)
– в тяжёлых случаях геморрагический синдром (ДВС)
– кашель редкий, трескучий, влажный (иногда отсутствует)
Объективно: данные скудные
– умеренное вздутие и ригидность грудной клетки
– тимпанический перкуторный звук с участками укорочения
– дыхание ослабленное (м.б жесткое), крепитирующие и мелкопузырчатые влажные хрипы выслушиваются редко, лишь вначале крика(можно вызвать болевым раздражением)
– живот вздут, стул диспепсический
Течение часто затяжное, может сформироваться хр. бронхолегочный процесс.
7. Клиника стафилококковой пневмонии (деструктивная пневмония)
Этиология: «госпитальные» штаммы золотистого стафилококка, Грамм «-» флора.
Деструкция (гнойное расплавление лёгких и плевры) часто является метастатической (сепсис у новорожденных и детей первых месяцев жизни) Развиваются крупные инфильтраты, они распадаются с образованием абсцессов и булл. Процесс обычно достигает плевры с развитием пиопневмоторакса. М.б прорыв абсцесса в бронх и обсеменение здорового легкого.
Клиника протекает по типу тяжелого сепсиса
Rо-иссл.: лобарные инфильтраты, неоднородной плотности вместе с плевритом, полости с уровнем жидкости и воздушные полости (буллы) в местах максимальной интенсивности теней; пиопневматоракс со смещением средостения в здоровую сторону; снижение структурности корня легкого, слияние его с инфильтратом.
Течение бурное, часто выздоравливают (м.б. переход в хр. бронхолегочный процесс).
8. Особенности пневмоний у детей с фоновыми заболеваниями
Пневмонии на фоне ЭКД
При ЭКД имеется склонность к катаральному воспалению, т.к. есть:
– повышенная проницаемость сосудов и клеточных мембран,
– склонность к быстрому образованию отёка и гиперсекреции,
– нарушение иммунного ответа и пониженная сопротивляемость к инфекциям.
Характерно: приступы сильного кашля; присоединение обструктивного синдрома; затяжное течение с медленной положительной динамикой или волнообразное.
Своевременному выздоровлению препятствует наличие ОХИ, которые являются стойкими источниками микробного обсеменения и очагами сенсибилизации детей.
Пневмонии на фоне рахита
При рахите имеется:
– деформация грудной клетки
– мышечная гипотония
– ацидоз
Возникает полнокровие сосудов и застойные явления в легких, снижается воздушность лёгких; снижается экскурсия грудной клетки; появляются ателектазы.
Всё это приводит к затяжному течению.
Пневмонии на фоне анемии
При анемии имеется:
– гипоксемия и гипоксия
– ацидоз
– снижение сопротивляемости инфекциям
Это приводит к раннему возникновению ОХИ; цианоза может и не быть, т.к он развивается лишь при количестве восстановленного гемоглобина в крови свыше 50 г/л; течение заболевания затяжное и более тяжёлое.
Пневмонии на фоне гипотрофии
Иммунитет значительно снижен, поэтому симптомы пневмонии проявляются слабо, течение заболевания затяжное и более тяжёлое.
Пневмонии у недоношенных детей.
Развиваются на фоне незрелости, функциональной слабости дыхательного центра и органов дыхания (особенно у детей с в/черепной родовой травмой и повреждением ЦНС).
Поверхностное, аритмичное дыхание, периодически возникающее апноэ, приступы асфиксии, недостаточное количество сурфактанта приводят к неравномерной вентиляции легких, ателектазам. Кроме того гипоксия приводит к нарушению сосудистой проницаемости и возникают множественные кровоизлияния в легких, осложняющие течение пневмоний.
9. Лечение и уход
Госпитализируют больных с тяжёлыми фориами пневмонии и детей 1-го года жизни
Принципы лечения:
1. Этиотропная терапия (А/Б, С/А, нитрофураны)
2. Противогрибковые препараты (нистатин, леворин)
3. Эубиотики (бифидумбактерин, линекс…)
4. Патогенетическая терапия (муколитики, отхаркивающие, бронхолитики, вибрационный массаж, постуральный дренаж)
5. Антигистаминные препараты
6. Витамины
7. Детоксикация
8. Симптоматическая терапия
9. Оксигенотерапия
10. Физиотерапия (УФО, УВЧ, СВЧ, горчичники, горчичные обертывания, банки (1банка/4 кг), горячие ванны при гипоксии, индуктотермия, электрофорез)
11. Дыхательная гимнастика, массаж
12. Гормонотерапия в тяжёлых случаях
13. Антистафилококковая плазма и антистафилококковый глобулин, в т.ч и др. глобулины.
14. Стимулирующая терапия (дибазол, пентоксил, нуклеинат натрия, орорат калия)
15. Лечение осложнений (в т.ч. хирургическое)
Домашний режим в течении 2-4нед после выписки из д/о(профилактика реинфекции):щадящий режим, длительное пребывание на свежем воздухе, общеукрепляющие процедуры, ЛФК, массаж, физиотерапия
В лечении пневмонии огромна роль выхаживания:
1.ЛОР – не должно быть шума и яркого света, все процедуры д.б. максимально щадящими, т.к беспокойство повышает потребность детей в кислороде
2.для облегчения дыхания часто брать на руки, менять положение тела в постели с возвышенным головным концом (около 300 С), свободное пеленание
3.тщательный туалет носа и слизистых оболочек
4.своевременная смена нательного и постельного белья
5.прогулки и сон на свежем воздухе
6.влажная уборка 3-4 р/д, кварцевание, проветривание по 20-30 мин. 5-6р/д
7.температура в палате18-200 С, для новорожденного – 22-240 С.
8.рациональное, полноценное питание (кормить часто, но малыми порциями); дополнительное питьё; исключение раздражающих глотку продуктов
9.контроль регулярности физиологических отправлений
Диспансеризация: дети с затяжным течением пневмонии наблюдаются у участкового педиатра и пульмонолога 1-1,5года, с ежеквартальными обследованиями (назначают курсы физио-, витамино-, стимулирующей терапии, аэрозольтерапии и лечение кислородной пеной, СОХИ).
Дети с хронической пневмонией находятся на диспансерном учете до передачи в подростковый кабинет.
Сан-кур. лечение (лучше местные санатории); противопоказанием к лечению в южных санаториях детей северных и средних широт является ССН II-III ст., ДН II-III ст., дети моложе 4-5 лет, гнойные осложнения легких, период обострения процесса.
10. Профилактика
Первичная:– рациональный режим дня
– рациональное питание
– хороший уход
– санация ОХИ
– профилактика и активное лечение заболеваний, способствующих возникновению патологии органов дыхания
– закаливание
Вторичная профилактика направлена на предупреждение повторных заболеваний, развития осложнений и хронизации процесса.
Разработаны пневмококковые и гемофилюсные вакцины.
Выводы по теме:
1. Пневмония – воспалительный процесс в респираторных отделах легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания.
2. Этиология: бактерии, вирусы, микоплазмы, пневмоцисты, патогенные грибы.
3. Основные синдромы: гипертермия, интоксикация, ДН, ССН.
4. Характерные дополнительные признаки: Rо- иссл.(инфильтративные тени); ОАК (лейкоцитоз, нейтрофиллёз со сдвигом влево, повышение СОЭ).
5. Осложняют течение болезни фоновые заболевания.
6. Этиотропная терапия – применение противомикробных средств.
7. Важная роль отводится выхаживанию больного ребёнка.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое пневмония?
2. Какова этиология, патогенез пневмонии?
3. Каковы основные клинические проявления пневмонии?
4. Каковы особенности пневмонии у детей с фоновыми заболеваниями?
5. Каковы основные диагностические критерии пневмонии?
6. Каковы принципы лечения пневмонии?
7. Что означает «выхаживание» ребёнка с пневмонией?
8. Какова профилактика пневмонии?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
2. Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
3. Приказ Минздрава РФ от 24 декабря 2012 г. № 1441н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи детям при лихорадке»
4. ФКР по оказанию скорой медицинской помощи при внебольничной пневмонии у детей. 2015
5. ФКР по оказанию скорой медицинской помощи при острой лихорадке у детей. 2015
6. ФКР по оказанию медицинской помощи детям с лихорадкой без очага инфекции. 2015
7. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии: учеб. пособие для студентов медицинских колледжей и училищ под ред. Морозовой Р.Ф. – Изд. 19-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 383 стр. – (Медицина)
8. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://wwwbooksmed.com
9. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.