Конспект _Традиции моей семьи_

  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект _Традиции моей семьи_.docx

Технологическая карта

4 класс

ФИО участника

Магомедова Рахает Эбейовна

Тема мероприятия

«Традиции моей семьи»

Цель мероприятия

сформулировать убеждение о важности и роли семьи в жизни человека; Сформулировать позитивный опыт семейных отношений.

Задачи мероприятия

Раскрыть значение понятия «Семейнфе традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведении праздников и организации совместного отдыха; Развить навыки ответственного поведения в семье; Воспитать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Форма(ы) мероприятия

Классный час

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

 

 

Ход внеклассного мероприятия

Этап планируемого мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать каждого из вас на нашем классном часе!

Давайте все дружно встаним из-за парт и улыбнемся друг другу.

Собрались все дети

Я – твой друг,

и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

-С каким настроением вы сейчас начнете работу?

-Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

(Посмотрите на слайд, изображенна шкатулка)

-Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и жизни тоже?

-Посмотрите, в одном из наших сундуков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?

-А какое богатство, можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.

-Как вы думаете. что это может быть?

-Правильно, это семья!

(Следующий слайд, фото семьи, где заняты общим делом)

-Как вы думаете какая тема нашего классного часа?

-Хорошо, многие были близки к теме.

Тема нашего классного часа «Традиции моей семьи»! А что для вас семьяХорошо, а какую цель мы можем перед собоц поставить?

Верно, цель нашего классного часа: Узнать о семейных традициях.

Приветствие учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С веселым.

 

 

 

 

 

Драгоценности, украшения, золото и т.д.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Семья.

 

 

 

 

Семья, традиции семьи.

 

 

 

 

 

Отвечают.

Узнать о традициях семиь, ее ценностях.

Основной этап

Как вы понимаете, что такое «семья»?

-Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечноже, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Не даром в народе говорится: «Семья – печка: как холодно, все к ней собираются».

-Вы высказали свое мнение, как понимаете слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилось слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля –

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила: «Я»

Кто их воспитает, царица моя?

Ева покорно ответила: «Я»

Кто есть приготовит, о радость моя?

Ева все также, ответила: «Я»

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»

Вот так на Земле появилась семья.

-У этого слова есть свои тайны. Хотите их узнать?

Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нем спрятались?» (СЕМЬЯ)

Правильно, т.е семеро таких же как и я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.

-Само по себе число «7» особенное – оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья – единое целое – это вторая тайна.

-А знаете от какого слово происходит слово «семья»?

-Слово «семья» происходит от слова «семя». Как вы думаете почему?

-Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. это третья тайна.

У каждой семьи есть дом.

Но что такое дом? Это – красивая мебель, ковры, посуда?

Дом, это известно всем давно,

Это не стены, не окно

Даже не стулья за столом,

Это не дом.

дом – это там, где все поймут,

Там, где надеятся и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

-Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

-Родной дом. У каждого он свой. Родной дом – это и дество в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

-Когда строят дом? (дом строят, когда создается семья.)

-Давайте построим дом, в котором будет жить семья.

(На доску прикрепляется табличка со словом «Семья»)

Раньше дом, называли избой. В древне-русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Значит в доме должно быть?.....

(На доску прикрепляется крыша дома со словом «тепло»)

Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выбирите строительный материал – «кирпичики» со словами для нашего дома.

(Работа в группах)

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание,  уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

Вот мы построим ДОМ в котором тепло.

(Психологический тренинг)

-Соберите в ладоши свое тепло.

-Пусть его будет много.

-Почувствуйте это тепло.

-Поделитесь своим теплом друг с другом.

Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(На доску прикрепляются «тучи»)

-Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?

-А теперь разгоним тучи над домом.

(Дети снимают тучи, читают надписи над ним и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, упрямство, вспыльчивость)

-Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.

(После обсуждения, на доску прикрепляются лучики с надписями: Уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних, делать приятное)

-Мы с вами разогнали тучи тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашегоповедения.

Вот уже засеяло солнышко.

-У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности?

Ребята, а какие обязанности вы выполняете?

-Давайте поиграем в игру – «Распределение обязанностей в семье»

1 группа – мамы

2 группа – папы

3 группа – дети

Учитель называет обязанности, если это обязанности мамы, то встает 1-я группа и т.д.

Вопросы для игры:

1.Готовить обед.

2.Отремонтировать утюг.

3.Собирать портфель.

4.Мыть посуду.

5.Ухаживать за цветами.

6.Застилать постель.

7.Убирать квартиру.

8.Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9.Сделать покупке в магазине.

10.Заботиться друг о другу.

Сейчас вы определили некоторые обязанности мамам и папам и детям одновременно. Как вы считаете, можно ли однозначно определить их?

-В каждой семье они распределены по-своему.

Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Чем они отличаютя?

Да, семьи все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями. Большую роль в семьях играют традиции. Это то, что передается из поколения в поколение.

Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

·        Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

·        Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

·        Приглашать гостей и собирать застолье;

·        Собирать и хранить семейные фотографии;

·        Хранить вещи, принадлежащии родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

·        Издавна на Руси существовала традиция: представитили одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей.

-Как здорово, когда есть семья. А можно ваш класс назвать семьей?

У нас с вами тоже школьна семья. Хотелось бы, чтобы в вашей школьной семье всегда царила доброта, уважение, любовь, понимание.

А для этого в нашей классой семье тоже нужно жить по правилам.

Объясните смысл пословиц

В ГОСТЯХ ХОРОШО – А ДОМА ЛУЧШЕ.

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ.

СЕМЬЯ В КУЧЕ – НЕ СТРАШКА И ТУЧА.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ – ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

Знаете ли вы ребята, что такое традиции? (ответы)

Какие традиции есть в вашей семье? (Празнование дней рождений, дарить подарки, отмечать знаменательные даты, выезд на природу, совместные дела)

-Человек рождается на свет, растет, задумываептся «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавно одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, состовлять свою родословную. Эта традиция возвращается в семьи.

Одной из распространненых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева подчевали их каким-либо кушаньем. Кульнарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были: щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, моченая брусника. Из напитков – квас.

Все меняется: вкусы людей, другие блюда появляються на наших столах. Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

А теперь я хочу поговорить с вами о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центри этого ряда. на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам. Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция. В каждой семье ессть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии  дорогих людей, но и различные вещи, которые им дороги, напоминают о родных и близких. Это «Семейные реликвии».

-Ребята, а ваших семьях есть такие вещи? Расскажите о ваших семейных реликвиях.

-Какие надо соблюдать правила? (помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни, делиться друг с другом печалями и радостями.)

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают легенду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

«Семь» и «Я».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тепло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют групповую работу.

 

 

 

 

 

 

Дети прислоняют ладонями друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссоры между членами семьи, недопонимая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно вести себя по правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Рассказывают о своих обязанностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет.

 

 

 

 

Ответы детей.

Заключительный этап

Ребята, наше занятие подходит к концу и давайте вспомним о чем вы с вами сегордня беседовали?

А чтоже мы положим во второй шкатулку, чтобы наши семьи были настоящим богатством?

Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть вы всегда могли сказать: «Моя семья – мое богатство»

 

Дети проговаривают тему занятия и ее цели.

 

Дают свои ответы.