Министерство образования и науки мурманской области
………………..
………………..
Тренинг «Мы вместе»
Ведущий:
г……, 2021г.
Тренинг «Мы вместе»
Цель: Социализация детей с ОВЗ, самораскрытие, раскрепощение, повышение самооценки. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Задачи: повысить социальную активность детей с ОВЗ, развитие и умение слушать партнера, улучшить коммуникативные навыки между обычными детьми и детьми с ОВЗ умение работать в команде и уважать собеседников, преодоление барьеров в общении.
Целевая группа: дети из замещающих семей среднего школьного возраста
Место проведения: отдел службы сопровождения, г.Кандалакша, Первомайская, 8а
Форма проведения: практическое занятие с элементами тренинга.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический
Приёмы: элементы тренинга групповой сплочённости, разминка, игры, коллективное обсуждение, рефлексия
Оборудование: пространство для активных упражнений стулья по числу участников; орехи, ватман, раздаточный материал: карандаши
Ведущий:
Ход занятия:
Вступление
Ведущий: Добрый день ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение и как оно влияет на нас. И предлагаю вам выполнить следующее задание:
Игра разминка
Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите ключевое слово к теме занятия.
7 1 4 5 2 3 6
Е О Е Н Б Щ И
Какое слово получилось?
Ведущий: Сегодня на занятии мы с вами будем говорить про общение и правилах общения «Секреты общения».
Человек не может жить без общения. Вы общаетесь друг с другом? А что вы в первую очередь делаете, когда встречаетесь друг с другом? Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Первое задание, которое необходимо выполнить.
1 задание «Каракули».
Цель: мотивировать участников на работу, снятие напряжения, раскрепощение участников.
Ведущий: Возьмите простой карандаш в нерабочую руку и с закрытыми глазами порисуйте каракули на листе бумаге. Рисуйте, пока не надоест. Откройте глаза, покрутите лист в разные стороны. Постарайтесь увидеть в своей работе что-нибудь, угадать какой-то образ, найти что-то знакомое. Обведите эту часть цветным карандашом или фломастером. Передайте свой рисунок соседу справа — пусть теперь он увидит нечто свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам, попробуйте понять: нравится ли вам то, что с ним сделали? Какие чувства возникли при первом взгляде на свою работу? Представьте, что перед вами настоящее произведение искусства. Дайте ему название.
Если что-нибудь вас не устраивает, вы можете изменить рисунок с помощью карандашей и красок.
Давайте устроим выставку наших работ. Каждый возьмет свой рисунок и с помощью скотча прикрепит его на доску.
Обсуждение
Ведущий: Все мы разные, у каждого свой собственный взгляд, свое видение. И это очень хорошо, этим мы и интересны друг другу. Ведь как было бы скучно, если бы все думали и поступали одинаково.
Ведущий: Готовы выполнять следующее задание?
2 задание Игра «Путаница».
Цель: прояснить систему взаимоотношений в группе, выявить лидера, научить договариваться друг с другом, показать важность невербального общения.
Ведущий: Мы попробуем разгадать каракули, которые получатся из ваших сцепленных рук. Для начала нужно выбрать ведущего. Пусть им будет тот, у кого самые большие способности к разгадыванию загадок, ребусов и шифровок. Этот человек получит за свое участие пять пробок. Итак, в течение одной минуты вам надо договориться, кто же будет ведущим. Время пошло (поставить песочные часы). Ведущий выйдет из комнаты, а мы встанем в хоровод и, не разжимая рук, будем запутывать наш круг. Задача ведущего: распутать нас, не разрывая сцепленных рук. В случае затруднения вы можете ему подсказывать только невербальными средствами, то есть, молча, без слов.
Обсуждение
Как вы определили ведущего? Все ли были согласны с этой кандидатурой? Сложно ли было сделать выбор? Успешно ли справился ведущий со своими обязанностями? Кто бы еще хотел побыть в роли ведущего? Понятны ли были невербальные подсказки? Помогали ли они?
3 задание. Упражнение «Грецкий орех».
Цель: осознание каждым участником своей индивидуальности.
Материал: грецкие орехи (по числу участников), плотный мешочек.
Психолог высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
4 задание. Упражнение «Давайте пофантазируем...».
Цель: осознание того, что различия дополняют и обогащают общество.
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
5 задание. Упражнение «Мы разные – мы вместе».
Цель: умение высказать свое толерантное отношение к ближнему.
Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".
Не торопитесь отпускать руки, ведь пока мы все вместе, мы можем окрасить мир в яркие цвета, сделать его хоть капельку добрее и лучше.
6 задание. Игра «Паутина».
Цель: ломка барьеров общения.
Ведущий: Представьте, что огромный злой паук (им буду я) поймал вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг, а я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки (а иногда и талию) ниткой. (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась «паутина».) Вам нужно выбрать самого доброго — того, кто сможет освободить всех. Паутина злого паука отлипает от человека только в том случае, если его называют ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать. Как только добрый человек доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше ласковое имя и только потом распутать руки или туловище.
Обсуждение
Ведущий: Освободитель назвал то ласковое имя, которое вы ожидали, или другое? Что чувствовал освободитель, называя каждого ласково? Легко ли это?
7 задание. Игра «Ласковые имена».
Цель: развитие эмпатии.
Ведущий: Давайте сейчас разобьемся по парам, и каждый на листочке напишет как можно больше ласковых имен своего напарника. Обменяйтесь этими листочками и, если ваш напарник забыл какой-нибудь вариант вашего имени, допишите его сами. Опять обменяйтесь работами и зачитайте по очереди в кругу свои творенья.
Обсуждение
Ведущий: Как вы понимаете пословицы: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковый теленок двух маток сосет»? Как часто мы слышим от других ласковые слова? А как часто мы произносим их сами? Есть ли тут взаимосвязь? Давайте запомним золотое правило этики: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Попробуем хотя бы на этом занятии называть друг друга только ласково. А чтобы вы не забывали это делать, за каждое ласковое слово я буду вам выдавать по пробке.
Итак, с помощью ласковых слов мы распутали паутину. Недаром говорится: «Ласковым словом и камни сломаешь». Пожалуй, с такими умениями мы сможем и дальше разобрать слова в старинной грамоте.
8 задание. Игра «18 умений»
Цель: развитие умения увидеть хорошее в любом человеке, создание положительного эмоционального фона в группе, повышение уверенности в себе.
Число умений у каждой группы будет свое. Оно должно быть в два раза больше количества ребят, участвующих в тренинге.)
Ведущий: Сейчас мы встанем в круг и по очереди будем хвастаться.
(Если ребята затрудняются, можно привести примеры таких «умений»: рассказывать анекдоты, угощать друзей, предсказывать погоду, складывать бумажные самолетики, хорошо запоминать лица, радовать своих близких, показывать фокус, кататься на коньках, разводить костер и др.)
Один начинает: «Может быть некоторые не знают, что я хорошо умею… А Ваня (сосед справа) хорошо умеет…» Важное условие: не повторяться. У каждого будет свое собственное умение плюс то, которое скажет про вас другой человек. За каждое высказывание вы будете получать разноцветные пробки.
После каждого высказывания психолог инициирует аплодисменты и восторженные отзывы для эмоциональной поддержки и раскрепощения застенчивых участников.
Обсуждение
Легко ли было хвастаться? Что легче: вспомнить свое умение или умение соседа? Приятно ли было слышать про свои умения от другого человека? Узнали ли вы что-нибудь новое друг о друге?
9 задание. Прощание. Упражнение «Комплимент».
Ведущий: Скажите, приятно получать комплименты? А делать комплименты?
Предлагаю сделать комплимент кому-то из участников. Улыбка и доброе слово могут творить чудеса и примирить даже самых заклятых врагов.
Наша встреча подошла к концу. Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось? Как вы себя чувствовали, выполняя различные упражнения? С какими чувствами вы уходите? Улыбнитесь те, кто уходит с отличным настроением!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.