Конспект тренировки по базовой технике айкикен для детей, занимающихся в секции айкидо
Иванов Михаил Константинович
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского», г. Москва
Введение
Айкидо - это современное боевое искусство, созданное О-сэнсеем Морихеем Уэсибой в первой половине ХХ в. Несмотря на то, что основная часть техник айкидо выполняется без оружия, в основе их лежат движения, истоки которых лежат в традиционном японском фехтовании на мечах (кендзюцу) и копьях (яри-дзюцу). Как наследие этого, в айкидо есть оружейный раздел, где изучаются упражнения в мечом-боккеном, палкой-дзё и кинжалом-танто, иногда дополнительно изучаются техники короткой палки – ханбо и танбо.
В современном айкидо деревянный меч-боккен используется не только как имитатор боевого меча, но и как спортивный снаряд, предназначенный для выполнения упражнений специальной физической подготовки (СФП). Раздел СФП с боккеном называется айкикен – меч айкидо. Необходимо понимать, что это не фехтование, а именно подводящие и имитационные упражнения.
Основные их задачи:
- укрепить мышцы рук и плечевого пояса, особенно запястья и кисти;
- выработать правильную траекторию движений;
- выработать чувство дистанции и времени;
- выработать своевременность выполняемых действий (авасэ).
Все это приводит к тому, что часть упражнений с мечом была видоизменена для лучшего решения этих задач, пожертвовав практичностью техник для фехтовального поединка.
Организационно-методические указания
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность тренировки: 90 минут.
Цель: знакомство с базовыми техниками меча в айкидо (айкикен).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с оружейным разделом айкидо;
- обучить их техническим приемам с мечом – субури и кумитачи;
- заложить основы правильного выполнения технических приемов в соответствии с задачами обучения базовой технике айкидо;
- вызвать интерес к дальнейшим занятиям.
Развивающие:
- развить силу и силовую выносливость;
- развить точность и специальную координацию движений.
Воспитательные:
- приобщать к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов;
- формировать эмоционально положительное отношение и интерес к двигательной активности и интерес к занятию айкидо.
Оборудование:
- тренировочные мечи-боккен (по количеству учеников).
Методы:
- вербальный (словесный) метод;
- наглядный метод (показ техники тренером, просмотр учебных видеофильмов);
- практический метод.
Методические материалы
1. Иванов М. К. Развитие координационных способностей детей при помощи упражнений с гимнастическими палками / М. К. Иванов // «Развитие в интересах ребенка»: сборник научно-методических материалов Третьего всероссийского педагогического фестиваля «Берега Детства». - М., ИППД РАО, Экшен, 2014, С. 199-201.
2. Мисцуги Саотомэ. Принципы Айкидо / Саотомэ Митцуги. - СПб. : Папирус, 1996.- 275 с.
3. Одзава Хироси Кэндо. Полное практическое руководство / Хироси Одзава. – К. : «София», 2000. – 192 с. : ил.
4. Сиода Годзо Айкидо. Мастер-курс / Годзо Сиода, Ясухиса Сиода. – К. : «София», 2000. – 208 с. : ил.
5. Тедеев Д. Ю. Айкидо и оружие (Практическое пособие) / Д. Ю. Тедеев. – Мн. : Харвест, 2004. – 752 с. : ил.
6. Чой М. Кэндо – путь меча для начинающих / М. Чой. – Ростов/нД. : Феникс, 2005. – 120 с.
7. Saito Morihiro Traditional Aikido - Volume 1 - Basic Techniques / Morihiro Saito. – Tokyo, Japan, Minato Reserch & Publishing Cо., LTD, 1973
8. Saito Morihiro Traditional Aikido - Volume 2 - Advanced Techniques / Morihiro Saito. – Tokyo, Japan, Minato Reserch & Publishing Cо., LTD, 1973
Содержание тренировки
Вводная часть (15 минут)
1. Построение и приветствие. Рассказ о том, что будет изучаться на тренировке.
2. Выполнение комплекса общей разминки стоя на месте и в беге по залу.
Основная часть (65 минут)
1. Исходное положение и приветствие.
Ноги вместе, руки опущены вниз, меч удерживаем левой рукой за «лезвие» у рукоятки, «лезвие» меча направлено вверх.
Поклон «рэй» выполняется на 4 счета наклоном вперед в пояснице – на счет «раз» наклониться, на счет «два-три» удерживать положение поклона, на счет «четыре» выпрямиться
Взгляд направлен вперед.
2. Хват меча.
Боккен удерживается двумя руками. Левая расположена на конце рукоятки, правая на ладонь выше. Хват диагональный.
3. Базовая стойка.
Меч удерживается правильным хватом, кончик меча на уровне носа. Корпус вертикально. Правая нога выставлена вперед примерно на длину стопы и слегка согнута в колене. Левая нога прямая. Стопы плотно прижаты к полу.
4. Замах для удара.
При замахе меч поднимается над головой, а затем опускается вдоль спины.
5. Базовый удар.
Выполняется в вертикальной плоскости из положения замаха. Заканчивается удар в тот момент, когда меч оказывается перед животом в горизонтальном положении. В конце удара, для увеличения усилия, кисти производят встречное «выжимающее» движение на рукояти. Затем меч возвращается в исходное положение.
Базовый удар выполняется в следующих положениях:
- в стойке с параллельными стопами, расставленными на ширину плеч;
- матавари субури - в стойке с ногами, расставленными на двойную ширину плеч и полуприседом в момент удара;
- сонкё субури - с замахом в стойке и ударом с одновременным приседанием в положение «сонкё» - глубокий присед на носках с широко разведенными коленями;
- одной рукой (правой и левой);
-сёмен субури и котэ субури - в базовой стойке с ударами на верхнем и на среднем уровне;
- нанами субури – с шагом-ирими вправо и влево;
- сайу мэн субури – с поочередными шагами вперед и назад с правой и левой ноги и диагональным ударом справа и слева.
6. Субури №1.
Первое упражнение (субури) представляет собой сочетание базового удара с приставным шагом вперед.
Замах производится на месте.
Затем выполняется шаг вперед с ударом мечом. Следует обратить внимание на то, что удар начинается первым, затем следует шаг, но окончание шага и удара совпадают.
Меч возвращается в исходное положение и, затем, выполняется шаг назад.
7. Субури № 2.
Из исходного положения (Камаэ) сделать шаг правой ногой назад с поворотом корпуса вправо и поднять меч над головой (дзёдан-но-камаэ). Затем опустить его за спину, развернув корпус вперед и нанести удар, сделав шаг вперед правой ногой.
8. Кумитачи №1.
Первое парное упражнение. Роли в упражнении заранее расписаны. Это формальное упражнение, а не спарринг.
Исходное положение – базовая стойка, дистанция (ма-ай) – 1,8-2 м.
Уке (атакующий) с шагом вперед выполняет вертикальный удар («мэн») в голову тори (защищающегося). Одновременно с началом движения уке, тори делает уход-ирими вправо и наносит своим мечом удар по предплечьям уке («котэ»).
Затем партнеры меняются ролями.
Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:
- правильная исходная дистанция;
- все удары и движения выполняются в среднем темпе, удары не доводятся до конца;
- для контактной отработки следует использовать мечи-синаи и защитное снаряжение (богу) или мечи-тёкены для спочан;
- своевременность начала действий тори.
Заключительная часть (10 минут)
1. Выполнение комплекса «растяжки».
2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.