Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области "Новосибирский педагогический колледж №2"
Конспект занятия
на тему «Дикция. Интонационная выразительность »
Направление: Общекультурное
Возраст: Младший школьный
Выполнила:
студентка 4 курса,
специальности 44.02.03 Педагогика
дополнительного образования,
группы 407,
Старицына Нина Ивановна
Новосибирск 2020
Конспект занятия
Учебный курс 2 Педагог Старицына Нина Ивановна
Группа (возраст) 3Б (9-11 лет).
Продолжительность занятия 45 минут.
Раздел программы Техника речи.
Тема занятия: Дикция. Интонационная выразительность.
Цели занятия: Формирование представления о понятие дикция, у детей младшего школьного возраста, развитие интонационной выразительности речи у учащихся, через практическое освоение упражнений.
Обучения:
- Познакомить обучающихся с темой дикция.
-Познакомить обучающихся с понятием интонационная выразительность.
-Закрепить знания через комплекс упражнений.
Развития:
-Развивать доверительные взаимодействия между детьми и педагогом: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки
-Развивать психические процессы (память, мышление, восприятие, внимание и воображение), познавательный интерес.
-Развитие правильного дикционного произношения звуков и слов.
Воспитания: Воспитывать чувство коллективизма, доверие друг другу.
Планируемые личностные результаты освоения:
Личностные результаты освоения:
У учащихся будут сформированы: положительное отношение к процессу познания: проявление внимания, инициативы, ответственности и желание узнать больше.
Метапредметные результаты освоения:
- Регулятивные
Учащиеся научатся: анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.
- Познавательные
Учащиеся научатся: выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.
- Коммуникативные
Учащиеся научатся: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Предметные результаты освоения:
-Учащиеся изучат основные понятия из темы «Дикция. Интонационная выразительность.»
-Учащиеся на практике закрепят теоретические знания и освоят комплекс упражнений.
Тип занятия: Занятие усвоения
новых знаний и способов действия.
Форма проведения: Беседа с игровыми элементами.
Ведущие методы:
методы мотивации: Предъявление требований, поощрение.
методы организации УПД: Словесный - беседа, объяснение; игра.
методы контроля и самоконтроля: Фронтальный опрос, наблюдение, самоанализ, рефлексия.
Учебно-методическое обеспечение: Презентация.
Материально-техническое обеспечение: Проектор.
Форма организация
деятельности учащихся: Фронтальная.
Ход занятия
№ |
Элементы занятия |
Деятельность |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный. |
- Здравствуйте,
ребята! Для начала мы сделаем нашу традиционную разминку. Помните, из каких
трех частей она состоит? (ответ)
Правильно. Часть 1 – Гигиенический массаж. Часть 2 - Вибрационный.
Сегодня темой нашего занятия будет «Дикция и интонационная выразительность речи», я напоминаю вам, что это лепесточки нашего цветка РЕЧЕВИКА.
А для таких занятий нам нужно подготавливать свой артикуляционный аппарат. Именно поэтому артикуляционная гимнастика входит нашу традиционную разминку.
Начнем мы с гигиенического массажа. Повторяйте за мной. - « Рисуем дорожки» Движение пальцами от середины лба к вискам. - «Рисуем яблочки». Круговые движения от середины лба к вискам. -«Нарисуем усы». Движение указательным и среднем пальцем от середины верхней губы к уголкам губ. -«Надеваем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
Теперь вибрационный массаж. Выполняется с помощью произнесения звуков и легкого простукивания.
Энергично постукивать пальцами обеих рук: • по лбу с произнесением звука [М] (мычание);
по крыльям носа с произнесением звука [Н]; по верхней губе с произнесением звука [В]; • по нижней губе с произнесением звука [З]; • по верхней части груди с произнесением звука [Ж]; • по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);
И приступаем к самой важной для сегодняшнего занятия части разминки – артикуляционной гимнастики.
« Пятачок - улыбка» «Укол» «Чистим зубы». «Змейка» «Узкий-широкий»
Молодцы, вы отлично справились с разминкой!
|
Учащиеся
отвечают: - Здравствуйте.
Учащиеся отвечают на вопрос педагога.
Учащиеся
берутся за руки.
Учащиеся внимательно слушают речь педагога.
Учащиеся выполняют разминку.
.
Учащиеся выполняют упражнения вместе с педагогом.
Учащиеся выполняют упражнения вместе с педагогом.
|
Личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы: положительное отношение к процессу познания: проявление внимания, инициативы, ответственности и желание узнать больше.
Коммуникативные результаты освоения: Учащиеся научатся: Инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации;
Регулятивные Учащиеся научатся: Развивать способность к мобилизации сил и энергии; Вырабатывать способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
2. |
Изложение нового материала и его закрепление |
Ну что, давайте поближе познакомимся с темой дикция. Как думаете, что это такое? (ответ) Правильно. Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка И еще одно определение – это Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Именно поэтому артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью в работе актера. Перед тем, как приступить к практической части занятия, мы вспомним упражнение «Колышек». Упражнение «Колышек». Мы с вами полностью расслабляем шею, руки, плечи и спину. Опускаемся вниз. Мы полностью расслаблены. Теперь мы с вами как бы надеваем себя на колышек. Поднимаем голову. Запомните это положение вашей спины. Она всегда должна быть у нас прямая. Отлично, зафиксировались в таком положении. Теперь познакомимся с основными разминочными упражнениями, которые выполняют актеры для улучшения дикции. Упражнение «Кто дальше загонит мяч» Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, задумать мяч в ворота. Методические указания. - Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. - Нельзя надувать щёки.
Упражнение «Пароход гудит» Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Упражнение «Барабан» Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
Одно из лучших воздействий на дикцию – произнесение взрывных согласных.
Упражнение «Взрывные согласные». Ваша задача произнести звуковой ряд сначала медленно, потом в своем обычном темпе чтения, после ускоренно.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
Давайте попробуем произнести их так же. Сначала медленно, потом обычным темпом и ускоримся.
Ну и конечно, завершим наше сегодняшнее занятие скороговорками. Именно они помогают выработать в нас четкое произношение звуком и слов, но только при постоянном практиковании.
- Сидели, свистели семь свиристелей
- Добры бобры идут в боры. - Связку сушек сушил Саша на суше. -От топота копыт пыль по полю летит. - Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю». - Дарья дарит Дине дыни. -Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Попробуем произносить их на скорость.
Какие молодцы. Ну а теперь мы переходим ко второму понятию из темы «Интонационная выразительность». Кто предполагает, что это за понятие? (ответ)
Сейчас попробуем потренировать нашу интонацию. С помощью специальных упражнений. Одно из которых – «Произнеси по- разному» Произнесите маленькую фразу «О это ты » с разной интонацией: •Удивленно. • Радостно. •Недовольно. •Испуганно.
Отлично, у вас все получается.
Следующее упражнение «Стихотворение» Сейчас
к доске выйдут 4 человека. Расскажите стихотворение так, чтобы стало
понятно, как Сейчас мы распределим роли и я скажу с какой эмоцией вы должны сказать свою фразу. Задача других угадать отношение исполнителя к фразе.
Футбол. Сказала тетя: -
Фи, футбол! - с пренебрежением -
Фу, футбол! - с отвращением -
Ну, футбол! -разочарованно - Во, футбол! - восторженно
Крайнее на сегодня упражнение «Интонационная загадка» Разделитесь на пары каждый из пары выбирает себе фразу: -Как дела? -Ой, дела… И интонацию с которой он это скажет: -Радостно -Грустно -Удивленно -Озлобленно Задача напарников угадать с какой интонацией была сказана эта фраза.
Задание понятно? (ответ)
Упражнение «Интонационная загадка»
Вы большие молодцы и отлично справились с этим упражнением.
|
Учащиеся отвечают на вопросы педагога.
Учащиеся внимательно слушают педагога.
Учащиеся выполняют упражнение.
Учащиеся выполняют упражнение.
Учащиеся выполняют упражнения.
Учащиеся выполняют упражнения.
Учащиеся выполняют упражнение.
Учащиеся внимательно слушают преподавателя.
Учащиеся выполняют упражнение.
Учащиеся произносят скороговорки под контролем педагога.
Учащиеся отвечают на вопрос педагога.
Учащиеся внимательно слушают педагога.
Учащиеся выполняют упражнение.
Учащиеся выполняют упражнение у доски.
Учащиеся внимательно слушают педагога.
Учащиеся выполняют упражнение . |
Коммуникативные Учащиеся научатся: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Познавательные Учащиеся
научатся: выявлять (при решении различных учебных задач) известное и
неизвестное.
Предметные результаты освоения: Учащиеся познакомятся с основными понятиями тем. Освоят комплекс упражнений на заданные темы. |
3. |
Подведение итогов |
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответ)
Давайте вспомним, как называлась наша тема? (ответ)
Правильно, мы изучили тему «Дикция» и как повлиять на ее благополучное развитие. А так же «Интонационная выразительность в речи актера» и зачем она нужна.
Сейчас на экране появятся эмоции, то есть рожицы эмоджи. Выберите эмоцию, которая соответствует вашему настроению на занятии. На счет три, вы должны повторить эту эмоцию.
Сегодня вы большие молодцы, давайте поаплодируем друг другу. |
Учащиеся отвечают на вопросы педагога.
Учащиеся повторяют эмоции с экрана.
Учащиеся и педагог аплодируют друг другу.
|
Регулятивные: Учащиеся научатся: анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.