лучшедома
Конспект урочного занятия: В. Осеева «Почему?»

Конспект урочного занятия: В. Осеева «Почему?»

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

phpmsl9gH_Konspekt-uroka.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Конспект учебного занятия по литературному чтению

МКОУ СОШ №5

Дата: 06.03.20

Класс: 2

Учитель-наставник: Захарова О.А.

Студентка: Артамонова И.Д.

Тема: В. Осеева «Почему?»

Тип: Изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: понимать и объяснять поступки героев;  составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.

Личностные: уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям; формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Ресурсы: учебник «Литературное чтение 2 класс, 2 часть», видео, презентация

Организация пространства: Фронтальная работа,  самостоятельная работа

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Формы организации

I.

Орг. момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствие учителя. Запись числа в тетрадь

Регулятивные УУД: формирование способности к организации свой деятельности

индивидуальная

II.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания, выразительное чтение 2-3 ученика на оценку

 

 

 

III.

Целеполагание

- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

- Скажите, с каким произведением мы будем работать и кто его автор?

Правильно, сегодня на уроке мы будем знакомится с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Почему?»

На доске расположен портрет Осеевой . иллюстрации из рассказа «Почему»

Мы будем работать с рассказом «Почему?»

 

индивидуальная

IV.

Работа по теме урока

Ребята, сейчас мы  прочитаем рассказ по цепочке. Но для начала мы выполним речевую разминку:

Три черных котёнка

У Тёмки- кротёнка

Стащили три тонких

Картонки в потёмках.

-Начинаем читать рассказа сначала, начиная с 1 ряда.

-Почему именно так называется рассказ?  (Найдите фразу из текста)

 

-Какое «почему» было у мальчика?

 

 

 

-А как вы думаете почему мама не ругала мальчика?

-Какое «Почему» было у мамы?

 

-Почему мальчик не сразу рассказал все маме?

 

 

 

-Какое «почему» было у Бума?

 

Правильно, он не понимал почему его выгнали, ведь он ничего плохого не сделал?

 

-Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с заданиями. Ваша задача расположить предложения по порядку, как они были в тексте, т.е. восстановить последовательность событий в рассказе

1.     В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

2.     Уши мои горели. Я развёл руками.

3.     Мы были одни в столовой - я и Бум

4.     Мама сказала: - Будет дождь.

5.     Послышался звон... Сердце у меня замерло.

6.     Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть.

7.     Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал.

8.     - Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе.

9.     Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее.

10. - Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

11. Но мама так берегла всё папино!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы продолжаем с вами работать с рассказом «почему?» и у каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок, и скажите нашли ли вы какие-либо несоответствия?

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум кусал (легонько покусывал)  меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.
- Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я встал (тихонько сполз)  со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
- Мамина чашка... мамина чашка..(папина чашка). - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила:
- Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. ( Колени у меня дрожали, язык заплетался)

Читают рассказ по цепочке

 

 

 

 

 

 

 

 

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

"Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?"

Потому что он  сам признался.

"Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?"

Он боялся, что мама будет его ругать. А рассказал потому, что увидел как мокнет на дожде Бум, который пострадал из-за мальчика

"Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?"

 

 

 

 

 

 

1.     Мы были одни в столовой - я и Бум

2.     Послышался звон... Сердце у меня замерло.

3.     Уши мои горели. Я развёл руками.

4.     - Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе.

5.     Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее.

6.     Но мама так берегла всё папино!

7.     Мама сказала: - Будет дождь.

8.     Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал.

9.     Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть.

10. - Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

11. В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

Ответ: 3,5,2,8,9,11,4,7,6,10,1

 

 

 

 

 

 

Я болтал под столом ногами, а Бум кусал (легонько покусывал)  меня за голые пятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Я встал (тихонько сполз).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мамина чашка... мамина чашка..(папина чашка).

 

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях.       ( Колени у меня дрожали, язык заплетался

Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– уважать мнение собеседников;

 

 

Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

 

Познавательные УУД: читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию

 

Индивидуальная

Парная

 

Физминутка

Разминка для глаз

Выполняют разминку для глаз

 

 

 

 

-Ребята, какое чувство у вас возникает, когда вы обманываете человека сделав какой-либо поступок? Как оно называется?
Правильно! Что такое совесть?
Совесть — способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла.
Кто-нибудь из вас был в такой ситуации? Что вы чувствовали?
Как вы думаете что было на душе у мальчика, когда он обманул маму?
У каждого из вас лежат белые листы и цветные карандаши. Я предлагаю вам с помощью различных цветов или какого-либо рисунка изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку, под надписью «Душа мальчика, когда разбил папину чашку»
-Итак, какие цвета вы изобразили, что нарисовали?
А теперь найдите в тексте эпизод признания мальчика.

- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика под надписью «Душа мальчика, когда признался маме»

-Давайте сравним, что у нас получилось?

 

 

 

-Почему иллюстрации получились разными?

Правильно, когда человек признается в своем плохом поступке, то ему становиться светлее и легче  на душе.

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

Совесть

 

 

Ответы детей

Да/Нет

 

Чувство вины, он хотел признаться и т.д.

Изображают рисунки и раскрашивают их соответствующими цветами.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Мама, это я, я разбил чашку!
Изображают светлые тона

 

 

Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

 

 

 

V.

Домашнее задание

Придумайте рассказ на тему «Нет лучше дружка, чем родная матушка»

Записывают домашнее задание

 

Индивидуальная

.

Итог урока. Рефлексия

Какой рассказ мы читали на уроке?
Почему он так называется?
Чему учит этот рассказ?

 

У кого всё получилось и было легко и понятно поднимите зелёный карандаш

У кого возникли трудности поднимите красный карандаш

 

Рассказ «Почему?»

У каждого было своё «почему»

Нужно уметь признаваться в своих поступках, нужно нести за них ответственность, не подставлять других и т.д.

Коммуникативные УУД: адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

 

Фронтальный опрос

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)