Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по литературному чтению
МКОУ СОШ №5
Дата: 06.03.20
Класс: 2
Учитель-наставник: Захарова О.А.
Студентка: Артамонова И.Д.
Тема: В. Осеева «Почему?»
Тип: Изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.
Личностные: уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям; формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Ресурсы: учебник «Литературное чтение 2 класс, 2 часть», видео, презентация
Организация пространства: Фронтальная работа, самостоятельная работа
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые УУД |
Формы организации |
I. |
Орг. момент |
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. |
Приветствие учителя. Запись числа в тетрадь |
Регулятивные УУД: формирование способности к организации свой деятельности |
индивидуальная |
II. |
Актуализация знаний |
Проверка домашнего задания, выразительное чтение 2-3 ученика на оценку |
|
|
|
III. |
Целеполагание |
- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора. - Скажите, с каким произведением мы будем работать и кто его автор? Правильно, сегодня на уроке мы будем знакомится с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Почему?» |
На доске расположен портрет Осеевой . иллюстрации из рассказа «Почему» Мы будем работать с рассказом «Почему?» |
|
индивидуальная |
IV. |
Работа по теме урока |
Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ по цепочке. Но для начала мы выполним речевую разминку: Три черных котёнка У Тёмки- кротёнка Стащили три тонких Картонки в потёмках. -Начинаем читать рассказа сначала, начиная с 1 ряда. -Почему именно так называется рассказ? (Найдите фразу из текста)
-Какое «почему» было у мальчика?
-А как вы думаете почему мама не ругала мальчика? -Какое «Почему» было у мамы?
-Почему мальчик не сразу рассказал все маме?
-Какое «почему» было у Бума?
Правильно, он не понимал почему его выгнали, ведь он ничего плохого не сделал?
-Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с заданиями. Ваша задача расположить предложения по порядку, как они были в тексте, т.е. восстановить последовательность событий в рассказе 1. В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему". 2. Уши мои горели. Я развёл руками. 3. Мы были одни в столовой - я и Бум 4. Мама сказала: - Будет дождь. 5. Послышался звон... Сердце у меня замерло. 6. Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. 7. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. 8. - Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. 9. Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. 10. - Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума... 11. Но мама так берегла всё папино!
-Мы продолжаем с вами работать с рассказом «почему?» и у каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок, и скажите нашли ли вы какие-либо несоответствия? Мы
были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум кусал
(легонько покусывал) меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над
столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали
её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но
когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола,
мне показалось, что папа качает головой. |
Читают рассказ по цепочке
В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему". "Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?" Потому что он сам признался. "Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?" Он боялся, что мама будет его ругать. А рассказал потому, что увидел как мокнет на дожде Бум, который пострадал из-за мальчика "Почему
меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?"
1. Мы были одни в столовой - я и Бум 2. Послышался звон... Сердце у меня замерло. 3. Уши мои горели. Я развёл руками. 4. - Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. 5. Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. 6. Но мама так берегла всё папино! 7. Мама сказала: - Будет дождь. 8. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. 9. Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. 10. - Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума... 11. В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему". Ответ: 3,5,2,8,9,11,4,7,6,10,1
Я болтал под столом ногами, а Бум кусал (легонько покусывал) меня за голые пятки.
Я встал (тихонько сполз).
- Мамина чашка... мамина чашка..(папина чашка).
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. ( Колени у меня дрожали, язык заплетался |
Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – уважать мнение собеседников;
Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Познавательные УУД: читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию
|
Индивидуальная Парная |
|
Физминутка |
Разминка для глаз |
Выполняют разминку для глаз |
|
|
|
|
-Ребята,
какое чувство у вас возникает, когда вы обманываете человека сделав
какой-либо поступок? Как оно называется? - Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика под надписью «Душа мальчика, когда признался маме» -Давайте сравним, что у нас получилось?
-Почему иллюстрации получились разными? Правильно, когда человек признается в своем плохом поступке, то ему становиться светлее и легче на душе. - Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её. |
Совесть
Ответы детей Да/Нет
Чувство вины, он хотел признаться и т.д. Изображают рисунки и раскрашивают их соответствующими цветами.
Ответы детей Мама, это я, я
разбил чашку!
Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
|
|
|
V. |
Домашнее задание |
Придумайте рассказ на тему «Нет лучше дружка, чем родная матушка» |
Записывают домашнее задание |
|
Индивидуальная |
. |
Итог урока. Рефлексия |
Какой
рассказ мы читали на уроке?
У кого всё получилось и было легко и понятно поднимите зелёный карандаш У кого возникли трудности поднимите красный карандаш
|
Рассказ «Почему?» У каждого было своё «почему» Нужно уметь признаваться в своих поступках, нужно нести за них ответственность, не подставлять других и т.д. |
Коммуникативные УУД: адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
|
Фронтальный опрос |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.