« Древние люди и их стоянки на территории современной России »
Цели и задачи :
· познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя;
· Определить степень влияния природно- климатических условий на образ жизни предков;
· Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.
Планируемые результаты:
предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников
метапредметные: ( коммуникативные) организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений.
( познавательные) работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу
личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности
Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация
Основные вопросы урока:
1) Появление людей на территории современной России.
2)Древнейшие стоянки человека на территории современной России
3) Зарождение родового строя.
4) Совершенствование орудий труда.
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы урока: учебник, контурная карта, атлас
Основные даты: появление человека на территории России – 1 млн. лет
Основные понятия и термины: роль природно- географического фактора в истории, расселение, образ жизни и занятия.
Персоналии: учёные - историки
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Устный ответ
3. Мотивационно - целевой этап.
- Историк и археолог М.И. Погодин утверждал: ( сл. 1)
« Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеющими одну историю.. Чем более человек образовывается, тем более он выходит из-под власти природы.. и из раба её делается властелином.»
- Согласимся ли мы с этим высказыванием или опровергнем его? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в конце урока.
- Вспомните из курса 5 класса, когда и где появился первый человек?
- Как шло расселение древнейших людей?
Тема нашего урока называется : « Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России».( сл. 2- 3)
Проблемный вопрос: ( сл. 4)
« Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?
III. Введение в новый материал.
1. Появление людей на территории современной России.
( сл. 5) Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.
- ( сл. 6-8) Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.
Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.
- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)
- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.
Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:
1) палеолит
2) мезолит
3) неолит
- Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?
- Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.
2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
-( сл. 9) Прочитайте материал на стр. 11 п. 2 и выполните задание №1 в рабочей тетради ( стр. 4)
- Давайте проверим ( сл. 10)
Название |
Место нахождения |
возраст |
Что найдено |
Костёнки ( сл. 11) |
Под Воронежем |
35-45 тыс. лет |
Орудия труда, украшения, произведения искусства |
Сунгирь ( сл. 12) |
Под Владимиром |
25 тыс. лет |
Фрагменты изделий древних жителей, восстановили одежду, оружие |
Карпова пещера ( сл. 13) |
Южный Урал ( Башкирия) |
Обнаружили в 1959 г. |
Различные рисунки |
Денисова пещера ( сл. 14) |
На Алтае |
50 тыс. лет |
|
Чтение дополнительного материала ( стр. 21- 24)
3. Зарождение родового строя
- ( сл. 15) Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Что же происходит со всем живым? Правильно, вымирают. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.
- Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему?
- На охоту стали выходить небольшими группами. Давайте вспомним из курса истории Древнего мира , как человек осуществлял охоту ( стр. 12 – со слов « На охоту выходили целыми группами…» до стр. 13 ( 1 абзац)
- С тем, как люди приспособились охотиться мы узнали, а как же им приходилось защищаться от холода?
- Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон.
- Давайте вспомним, что такое род? ( группа кровных родственников, живущих на одной территории, едущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д._
- Что такое племя? ( несколько живущих по соседству родовых общин)
- Что такое община?
4. Совершенствование орудий труда.
- ( сл. 16) Прочитайте самостоятельно п. 4 ( стр. 13-14) и расскажите, в чём заключалось усовершенствование орудий труда.
- Какой же вывод вы для себя сделали?
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Покажите на карте места стоянок древнего человека?
- Каковы основные занятия древних людей?
- Что такое присваивающее хозяйство?
- Давайте вернёмся к проблемному вопросу урока : « Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Выскажите своё мнение.
- Продолжите предложения ( сл. 17)
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Меня поразило …
- Своей работой на уроке я …
Материал урока был для меня ….
- На следующем уроке я смогу легко…
( сл. 18)
- Перед вами две картинки. Выберите ту, которая будет отражать ваше настроение и работоспособность на уроке
V. Домашнее задание:
§ 1, вопросы, рабочая тетрадь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.