9 класс
Цель урока: усвоение учащимися понятия карбоновые кислоты, прогнозирование их свойств в сравнении с неорганическими кислотами.
Задачи урока:
образовательные-
· Изучить состав, строение, классификацию, изомерию и свойства карбоновых кислот;
· Познакомить с физическими и химическими свойствами кислот.
развивающие-
· Совершенствовать умение прогнозировать свойства веществ на основе его строения;
· Продолжить формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
· Работать самостоятельно.
воспитательные –
· Воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источниками информации.
Планируемые результаты:
предметные –
метапредметные –
· личностные - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:пробирки, кислота уксусная, муравьиная,серная,азотная,магний, раствор щелочи, оксид меди(2),карбонат натрия(раствор).
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
презентация,карточки с кейс-заданиями ,лист с информационным текстом.
Методы и методические приемы:
– словесно-наглядный.
– практически-исследовательский
– самостоятельная работа в группах и парах.
Этапы урока:
I.Актуализация знаний. Введение в тему.
Организация повторения материала по неорганическим кислотам.
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Целеполагание через проблемную ситуацию
4 Сегодня мы познакомимся на уроке с соединениями, которые широко распространены в природе. Что это за соединения?
.
К какому классу соединений относятся карбоновые кислоты?
Проблемный вопрос:
Какие группы молекула этого вещества имеет?
После получения ответа учитель объявляет тему урока и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения
Высказывают свои предположения о теме урока. Формулируют вместе с учителем цель и задачи урока
II.Изучение нового материала.
1) Проблемный вопрос и обсуждение путей решения проблем_
_Какие вопросы надо рассмотреть, чтобы понять и изучить тему урока.
Учащиеся отвечают:состав,строение, классификациюи свойства карбоновых кислот. ________________.
2). Решение проблемы через деятельность учащихся (виды заданий, с помощью которых, ученики получают новые знания)
Презентация: по ней учащиеся дают определения_выводят общую формулу карбоновых кислот; _____
_ Физические свойства кислот
Работа с учебником: агрегатное состояние и другие физические свойства кислот.
2.Химические свойства
Беседа:
1.Что общего в строении кислот органических и неорганических?
2. Какие химические свойства характерны? Почему?
Демонстрационный
эксперимент.
1)Взаимодействие с активными металлами
2)Взаимодействие со щелочами;
3) Взаимодействие с оксидами металлов
4) Взаимодействие с солями.
Учащиеся пишут уравнения реакций на доске.
Кейс-задания (работа в группах)
1. рии известен сВ истоледующий интересный факт:
Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония. Какую реакцию осуществила Клеопатра. Какое соединение она принимала? Написать уравнение соответствующей реакции.
Ответ:жемчуг - это перламутр, который состоит из шестиугольных пластинок арагонита. Химическая формула его CaCO3 (карбонат кальция). А карбонат кальция легко взаимодействует даже с очень слабыми кислотами (к которым относится и уксусная).
Происходит реакция нейтрализации. Чем в свое время и воспользовалась знаменитая Клеопатра.СаСО3 + 2СН3СООН =(СН3СОО)2Са + Н2О + СО2↑
2 Вы получили ожоги крапивой. Место укусов чешется и болит. Дело в том, что так крапива защищается от травоядных животных. На ее листочках и стебле находится большое число волосков, которые по своему строению похожи на ампулы с содержащимся внутри «ядом». Когда мы прикасается к этим волоскам, их кончики отламываются, прокалывают поверхность кожи и остаются наподобие жала. Кто из насекомых выделяет это же вещество при опасности? Напишите формулу кислоты.Ответ: муравьиная кислота.
Используя информационный текст, ответьте на вопрос: почему болит место ожога? Напишите название вещества, имеющегося в доме (пищевая сода), с помощью которого вы можете уменьш ить боль и зуд. Составьте уравнение реакции.
Физкультминутка
«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты,
прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти
расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки
Работа по
усвоению новых знаний /продолжение/
2 Реакция этерификации . Анимация из ЦОР
Запись в тетради
___________________________________________________________
Проверка полученных знаний по эталону. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Работа с карточками по теме «карбоновые кислоты» (подготовка к ОГЭ вопрос № 17).
При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
Для муравьиной кислоты верны следующие утверждения:
1) является газообразным веществом (н. у.)
2) в молекуле имеется карбоксильная группа
3) ядовита
4) плохо растворим в воде
5) вступает в реакцию с аммиачным раствором оксида серебра
Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) молекула содержит одну группу — СООН
2) является жидкостью с характерным запахом
3) все ее соли – ацетаты хорошо растворимы в воде
4) вступает в реакцию с гидроксидом натрия
5) горит с образованием оксида углерода(IV)
__
2)
_________________________
4) Применение знаний. (задания на применение знаний) сообщения о применении карбоновых кислотвключила в домашнюю работу
III. Закрепление. Формулирование выводов по изучаемому материалу исходя из цели урока, работы с карточками.
Диагностика уровня знаний.
1.Тестирование на интерактивной доске (самопроверка)
IY. Рефлексия.
Лист самооценки:
-Сегодня на уроке я научилась(ся)…
-Сегодня на уроке я узнал(а)…
-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах….
-Неожиданностью для меня явилось то, что….
-Сегодня на уроке я понял(а), что..
-Особенно интересным было…
Y. Домашнее задание.параграф 59 задача, Подготовить сообщения о применении карбоновых кислот
YI.Подведение итогов урока.
Этапы урока:
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
III. Изучение нового материала.
IY. Закрепление.
Y. Рефлексия.
YI. Подведение итогов урока.
YII. Домашнее задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.