Конспект урока ". Проблема ВИЧ/СПИД"
Оценка 4.8

Конспект урока ". Проблема ВИЧ/СПИД"

Оценка 4.8
Лекции +2
doc
ОБЖ
10 кл—11 кл
22.12.2022
Конспект урока ".  Проблема ВИЧ/СПИД"
Конспект урока ". Проблема ВИЧ/СПИД"
1. 2. ПРОБЛЕМА ВИЧ СПИД.doc

ТЕМА УРОКА.  Проблема ВИЧ/СПИД

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить формирование знаний о проблеме ВИЧ/СПИД;

ЗАДАЧИ:

- образовательная – сформировать знания о проблеме ВИЧ/СПИД;

- развивающая – развить умения анализировать, систематизировать, обобщать изучаемый материал, отстаивать свою точку зрения;

- воспитательная – воспитать бережное отношение к своему здоровью, изучив проблему ВИЧ/СПИД.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  презентация, видеофильм.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вирус, синдром.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

2.  Актуализация знаний

- Что вам известно о понятиях «ВИЧ-инфекция», «СПИД»?

3.  Формирование новых знаний.

     Примерный ход занятия:

1.      Понятие о ВИЧ, СПИД.

Заранее заготовлены карточки с буквами В, И, И, Ч, С, П, Д.

- Учащиеся, вам раздали карточки с буквами. Это аббревиатура двух слов. Встаньте с карточками так, чтобы можно было прочитать эти слова. (Учащиеся выстраиваются так, чтобы получились аббревиатуры, соответствующие названиям).

- Объясните значение своих букв.

(Аббревиатура СПИД читается следующим образом:

Синдром - …

Приобретенного - …

Иммунного - …

Дефицита - …

ВИЧ – это Вирус Иммунодефицита Человека).

- Кто может дать пояснение, в чем различие этих понятий? ( Предполагаемый ответ…)

    2. ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ. Вниманию учащихся предлагается ролик «Правильное решение».

    3. ИСТОЧНИК ПЕРЕДАЧИ (на примере кроссворда «Человек»). Разгадав кроссворд, вы сможете назвать единственный источник передачи ВИЧ-инфекции. (Кроссворд может быть выведен на доске или листе плаката. Можно класс разделить на несколько групп, каждой дать по кроссворду. Условие: кто разгадает быстрее?)

http://festival.1september.ru/articles/566683/img1.gif

Вопросы кроссворда:

1.        Международный символ борьбы со СПИДом.

2.        Название месяца, первый день которого объявлен ООН Всемирным днём борьбы со СПИДом.

3.        Через что передается ВИЧ-инфекция при грудном вскармливании ребёнка ВИЧ-инфицированной матерью.

4.        Какая организация официально объявила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом.

5.        Микроорганизм, который характеризуется тем, что не может воспроизводить себя самостоятельно, он делает это только используя механизмы человеческой клетки

6.        Государство, в котором впервые была помещена информация о необычном заболевании.

7.        Материк, на котором зарегистрировано самое большое количество больных СПИДом.

Ответы на кроссворд:

1.        Ленточка.

2.        Декабрь.

3.        Молоко.

4.        ООН.

5.        Вирус.

6.        Америка.

7.        Африка.

(Человек) Основным источником передачи ВИЧ-инфекции является инфицированный человек.

    4. ЧЕМ ОПАСНЫ ВИЧ и СПИД. Группы риска

- Почему в наше время столько внимания уделяется  этому заболеванию?

   СПИД – это инфекционное неизлечимое заболевание. Прошло более 35 лет с момента  (1981 год) открытия вируса этого заболевания, а вакцины и способов лечения до сих пор не найдено, хотя многие ученые этим активно занимаются. Количество же ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом постоянно растет во всех странах мира. Растет и смертность. Особенно подвержена заражению ВИЧ молодежь. А это самый трудоспособный возраст, возраст, когда хочется любить и быть любимым, создать семью, растить и воспитывать детей.   

! Статистическая справка

Оперативная информация о выявлении ВИЧ-инфекции

на территории Республики Беларусь, Гомельской области на 01.12.2022 года

 №№п/п

Регионы

Случаи

Всего

с 1987 года

За январь-декабрь

2020 г.

За январь-декабрь

2021 г.

В декабре

2022 г.

1

г. Минск

 

 

 

 

2

Брестская область

 

 

 

 

3

Витебская область

 

 

 

 

4

Гомельская область

 

 

 

 

5

Гродненская область

 

 

 

 

6

Минская область

 

 

 

 

7

Могилевская область

 

 

 

 

Группы риска

Существуют люди, у которых вероятность инфицирования ВИЧ велика. Это зависит от поведения человека, которое определяет степень риска: наличие большого числа сексуальных партнеров; половые контакты без презерватива; осуществление половых контактов при наличии болезней, передаваемых половым путем; использование одних и тез же игл и шприцев несколькими людьми при внутривенном введении наркотиков. Поэтому к уязвимым
группам относятся:

наркоманы;

гомосексуалисты;

проститутки;

лица с беспорядочными половыми связями.

Сегодняшняя обстановка в мире показывает, что к группе риска относится каждый из нас не соблюдаются элементарные правила личного поведения.

    5. РАБОТА ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Вниманию учащихся предлагается ролик «Иммунная система человека».

    6. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ИММУННАЯ СИСТЕМА»

Распределение обязанностей:

Два ученика прикрепляют карточки – они – «ВИЧ-инфекция».

Один ученик прикрепляет себе карточку «грипп».

Один ученик с карточкой «неизвестный вирус».

Три ученика с карточками «дозорный блок».

Два ученика с карточками «блок идентификации и хранения информации».

Три ученика имеют карточки «блок поиска и активизации уничтожения».

Пять учеников имеют карточки с надписью «СD4». Это клетки третьего блока – маячки.

Два ученика с карточками «киллер».

Ход игры.

Все учащиеся, кроме тех, кто получил карточки «грипп», «неизвестный вирус» и «ВИЧ-инфекция», стоят группой следующим образом: вначале «дозорный блок», за ними  - «блок идентификации и хранения информации», затем – «блок поиска и активизации уничтожения», «СD4»и, наконец, «киллеры».

  1. Представим, что в организм пытается проникнуть вирус гриппа. Ваши действия?

Подходит ученик с карточкой «грипп». Клетки «дозорного блока» «обследуют» его (рассматривают карточку) и не пропускают. Ученик уходит.

2.    Теперь представим, что в организм пытается проникнуть неизвестный вирус. Ваши действия?

Подходит ученик с карточкой «неизвестный вирус». Клетки «дозорного блока» «обследуют» его (рассматривают карточку), делают вид, что не поняли, и зовут «блок идентификации и хранения информации». Те, посоветовавшись, говорят, что не знакомы с ним, и передают его «блоку поиска и активизации уничтожения». Те прикрепляют к вирусу маячок (карточка «СD4»). Как только «СD4» берет вирус за руку, подбегает  «киллер» и уничтожает «неизвестный вирус» (снимает с него карточку и выводит из аудитории.

3.                  Сейчас  представим, что в организм пытается проникнуть ВИЧ-инфекция. Каковы ваши действия?

Подходят ученики с карточками «ВИЧ-инфекция». Клетки «дозорного блока» «обследуют» его, рассматривают карточку), делают вид, что не поняли, что это такое, и зовут «блок идентификации и хранения информации». Те, посоветовавшись, говорят, что не знакомы с ним, и передают «ВИЧ-инфекцию» «блоку поиска и активизации уничтожения». Те прикрепляют к вирусу маячок (карточка «СD4»). Как только «СD4» берут «вирусы» за руку, «ВИЧ-инфекция» снимает с них карточку «СD4» и прикрепляет карточку «ВИЧ-инфекция».

Что отсутствует сейчас в организме? (Клетки «СD4»).

Что вышло из строя? (Иммунная система).

4.                  Сейчас  представим, что в организм пытается проникнуть ВИЧ-инфекция. Каковы ваши действия?

Подходит ученик с карточкой «грипп». Клетки «дозорного блока» «обследуют» его (рассматривают карточку) и пропускают. Ученики «блока идентификации и хранения информации» говорят, что знакомы с ним, и недоумевают, что «грипп» пропущен в организм. Передают «грипп» «блоку поиска и активизации уничтожения». Он хочет прикрепить к «гриппу» маячок. Осматривается, но никого с карточками «СD4» не находит и отпускает «грипп». «Грипп» раздает кому «кашель», кому «насморк», кому «недомогание» и т.д.

- Надеемся, что теперь вы поняли, что происходит в организме, когда случается дефицит иммунной системы. (Организм подвержен любым инфекционным заболеваниям. Бороться с ними некому).

    7. ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-инфекции:

Вы уже знаете, что человек – это единственный источник передачи ВИЧ-инфекции.

Частицы вируса находятся в жидкостях человеческого организма. Но в одних жидкостях их присутствует так много, что попадая в другой организм, они заражают последнего; а в других мало, и они не представляют опасности. Давайте посмотрим таблицу:

а) ЖИДКОСТИ, СОДЕРЖАЩИЕ ВИЧ:

Жидкости, содержащие высокую концентрацию вируса. Опасны для человека:

Жидкости, содержащие высокую концентрацию вируса. Опасны для человека только в очень больших объемах:

кровь

сперма

вагинальный секрет

грудное молоко

слезы

слюна

                                    моча

                                    пот

- Полагаем, вы представляете, где находятся эти жидкости.

- Как же эти жидкости могут попасть в организм человека?

- Настало время рассмотреть пути передачи ВИЧ-инфекции.

! Статистическая справка

На долю  ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте 20-29 лет приходится 39,7% (377 человек) от всех зарегистрированных. Удельный вес ВИЧ-инфицированных в возрастной группе 30 лет и старше составляет 57,1% (542 человека).  В январе-сентябре 2016 года удельный вес данной возрастной группы составил 81,1% (77 человек), за аналогичный период 2015 года – 74,5% (70 человек).

 б) ПОЛОВОЙ ПУТЬ

ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ:

 - игровое упражнение «Поздоровайся за руку»:

Правила: встаньте со стульев и поздоровайтесь за руку с любыми тремя товарищами, которые вам нравятся. Ведущий делает это первым. Все ходят, здороваются.

        По хлопку все садятся на свои места.

        Ведущий поднимается. Просит подняться тех, кто здоровается с ним за руку. Потом тех, кто здоровался за руку с уже стоящими. И так, пока не останется сидящих.

        Это быстро и очень наглядно.

-Теперь предположим, что в этом кругу был болен только ведущий. А теперь больны все. Город, в котором вы живете, не слишком большой, и все в нем знакомы через пару-тройку общих друзей.

        И если молодежь практикует незащищенный секс, то практически «спит» со всем городом.

        И инфицированным мог быть мальчик Петя, которого встретила девочка Света – первая девушка вашего нынешнего кавалера – много лет тому назад. И ваш кавалер уже не очень-то помнит, как она выглядела, эта девочка Света; но вы с вашим избранником не воспользовались презервативом, и теперь оба должны умереть.

Попросите игроков представить, что должны умереть все зараженные, а только потом разрешите сесть.

-Есть ли у вас вопросы по поводу того, как передается ВИЧ-инфекция половым путем?

-Какие при этом есть средства предохранения?

-А что еще вы можете посоветовать людям, вступающим во взрослую жизнь?

! Статистическая справка

В 2016 году в Гродненской области основным путем передачи ВИЧ является половой – 68,1% от общего количества зарегистрированных случаев (647 случаев). По г. Гродно в январе-сентябре 2016 года половой путь заражения составил 87,4% (83 случая). За аналогичный период 2015 года половой путь заражения составлял 81,9% (77 случаев).

в) ПАРЕНТЕРАЛЬНЫЙ (через кровь)

ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Шприцевая наркомания

Игровое упражнение «Красные и синие»:

        Ведущий дает узкие красные полоски бумаги одному учащемуся и синюю с красными еще двоим (причем синяя обязательно лежит сверху), но ничего не говорит им, а только просит раздать такие же полоски другим участникам.

-А теперь проанализируем. Сами по себе полоски символизируют шприц. И вы уже, очевидно, поняли, что речь пойдет о шприцевых наркоманах. Те из вас, кто получил сразу синюю полоску, еще не заражены инфекцией. Кто получил красные, поднимите их. Красные полоски – это шприцы, зараженные кровью ВИЧ-инфицированного человека.

ВЫВОД: чтобы не заразиться инфекцией лучше всего никогда в жизни не связываться с наркотиками.

! Статистическая справка

В Гродненской области парентеральный путь передачи, реализующийся через инъекционное введение наркотических веществ, составил 30,0% (285 случаев). По г. Гродно парентеральный  путь – 11,6% (11 случаев); за аналогичный период 2015 года парентеральный путь заражения составил 7,0% (16 случаев).

-Приведите еще примеры попадания вируса в кровь человека.

г) ВЕРТИКАЛЬНЫЙ (от матери ребенку: при родах, при кормлении грудным молоком)

ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Игровое упражнение «Малыши и будущее»:

- Вот две будущие мамы (показать две яркие кружки, на которых написаны знаки «+»и «-»).

-Как вы думаете, с какими знаками могут родиться у них малютки?

-Маме со знаком «-» гарантирован ребенок со знаком «-», т.е. здоровый ребенок, а вот мама со знаком «+» находится в неизвестности: родит она ребенка со знаком«+» или со знаком «-».

! Статистическая справка

По Гродненской области от ВИЧ-инфицированных матерей за период с 1987 по 01.10.2016 родилось 132 ребенка. Двенадцати детям подтвержден диагноз «ВИЧ-инфекция». По г. Гродно вертикальный – 1,0% (1 случай).

8.          СТАДИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ:

        В развитии ВИЧ-инфекции можно выделить несколько стадий, постепенно переходящих одна в другую.

        Первичная реакция организма н внедрение ВИЧ сопровождается выработкой антител. От момента заражения до выработки антител обычно проходит в среднем от трех недель до трех месяцев. Нередки случаи появления антител только через 6 месяцев. Этот период называется «сероконверсионное окно». У 15 – 20% инфицированных появление антител к ВИЧ в организме проявляется клиническими симптомами первой стадии заболевания.

        Первая стадия. В течение трех-пяти недель после инфицирования у человека, как правило, развивается острое заболевание, длящееся две-три недели, с такими симптомами, как высокая температура, сыпь, боли в суставах и мышцах, боли в горле при глотании. Симптомы могут быть слабыми и обычно полностью проходят. Заболевание переходит во вторую стадию, вирус продолжает размножаться внутри организма. Человек годами может оставаться внешне здоровым, хорошо себя чувствовать.

        Третья стадия наступает после продолжительного латентного периода 3-5 лет и более. Увеличиваются группы лимфоузлов – затылочные, шейные, подмышечные и другие. Они эластичные, безболезненные. Увеличение лимфоузлов держится длительно.

        По мере снижения уровня иммунных клеток, к увеличению лимфоузлов присоединяются похудание, лихорадка, длительные поносы, различные повторные инфекции – ангины, отиты и др., которые пока имеют благоприятное течение и лечатся общепринятыми средствами. Почти у всех больных отмечается поверхностное поражение кожи – гнойники, себореи, опоясывающий лишай, грибковые поражения. Такое состояние свидетельствует о переходе заболевания в четвертичную стадиюпре-СПИД.

        Далее, по мере развития заболевания к вышеуказанным симптомам начинают присоединяться некоторые сопутствующие (оппортунистические) инфекции – в первую очередь, распространенные вирусные поражения нескольких органов (например, так называемая цитомегаловирусная инфекция) или инфекционные процессы, локализованные в кишечнике либо легких. Периодически наступают улучшения здоровья, но затем новые эпизоды болезни протекают тяжелее, чем прежде. Постепенно, без каких-то резких, драматических перемен болезнь переходит в последнюю стадию - собственно СПИД.

Наиболее частой, достаточно тяжелой и относительно плохой в плане прогноза является легочная форма СПИДа. Она может развиваться в связи с поражением ткани легких бактериями (туберкулез и др.), вирусами (герпес, цитомегаловирус), микроскопическими грибами (кандида, аспергилла и др.). Но чаще всего регистрируется такое поражение, как пневмоцистная пневмония, тяжелое воспаление легких, которое плохо поддается лечению.

Головной мозг и нервная система при СПИДе также страдают довольно часто. Неврологические, а следом и психические нарушения – настолько грозные спутники СПИДа, что в этих случаях даже не нужна «армия наемных убийц, т.е. возбудителей» вторичных инфекций. Сам по себе вирус иммунодефицита обладает способностью поражать клетки центральной нервной системы и делает это так часто, что мозговую форму СПИДа можно смело поставить на второе по частоте место. Все неврологические больные, как правило, теряют ориентировку во времени и пространстве, утрачивают способность к контакту с внешней средой и, в конечном счете, нередко погибают в состоянии полного маразма, распада человеческой личности.

Третье место по частоте при СПИДе занимают поражения пищеварительного тракта, начиная со слизистых оболочек полости рта и пищевода, где нередко выявляется «молочница» (поражение грибами рода кандида) и заканчивается тяжелыми язвенно-некротическими очагами в толстой кишке, вызванными вирусом герпеса. Могут быть и «традиционные» кишечные инфекции – дизентерия и сальмонеллезы, протекающие тяжело и плохо поддающиеся лечению.

Особое место в ряду проявлений СПИДа занимают опухоли и, прежде всего, саркома Капоши. Этот вид новообразований характеризуется множественным поражением мелких кожных кровеносных сосудов, протекает злокачественно и быстро распространяется на внутренние органы. Саркоматозные узлы с большим трудом поддаются лечению, а их быстрое разрушение может приводить к развитию смертельных кровотечений.

9.          КОГДА    ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ –

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ»

        Теперь внесем немного оптимизма в нашу историю. Назовите жизненные ситуации, когда люди контактируют друг с другом. Кто из них представляет опасность, а кто – нет?

Под руководством ведущего рассматриваются различные жизненные ситуации и делается вывод о степени риска заражения ВИЧ-инфекцией. Например, укус комара; игра с больным СПИДом; пользование общей посудой; пользование инструментами для бритья, маникюра, педикюра и предметами гигиены; объятия и рукопожатия; чиханье, кашель, общение; плавание в водоемах и бассейнах; обучение в одном классе с инфицированными и т.д.

(Можно провести игру «Степень риска»).

10.  Завершение. Игровое упражнение «Пожелание».

Участники сидят по кругу.

– Закончим сегодняшнее занятие так: передавая по очереди мяч друг другу, будем говорить пожелания тому, кому направляем мяч.

Мяч должен побывать у каждого.    

5.   Домашнее задание

   Творческое задание на тему «Профилактика ВИЧ-инфекции» /сочинение, презентация, видеофильм, стихотворение, плакат/.

6.   Рефлексия. Игра «Опасные ситуации»: Ситуации: • Дети подрались, у одного из них из носа идет кровь. • Дети катались на велосипедах, один ребенок упал, разбил колено, идет кровь, другой хочет помочь вытереть кровь.  • Детский лагерь, одна девочка у другой просит зубную щетку. • Группа ребят за кинотеатром находит использованные шприцы. •Подружки пришли в гости, играют в парикмахерскую, делают маникюр мамиными маникюрными принадлежностями. (Обсуждение и выводы: Если вы поранились, необходимо сразу обратиться к взрослым – родителям, другим родственникам, учителям, медсестре в школе. Если поранился кто-то другой, не нужно пытаться остановить кровь самостоятельно. Старайтесь не дотрагиваться до чужой крови. Обратитесь к взрослым).


ТЕМА УРОКА. Проблема ВИЧ/СПИД

ТЕМА УРОКА. Проблема ВИЧ/СПИД

Материк, на котором зарегистрировано самое большое количество больных

Материк, на котором зарегистрировано самое большое количество больных

Один ученик прикрепляет себе карточку «грипп»

Один ученик прикрепляет себе карточку «грипп»

Полагаем, вы представляете, где находятся эти жидкости

Полагаем, вы представляете, где находятся эти жидкости

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ (от матери ребенку: при родах, при кормлении грудным молоком )

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ (от матери ребенку: при родах, при кормлении грудным молоком )

Третье место по частоте при СПИДе занимают поражения пищеварительного тракта, начиная со слизистых оболочек полости рта и пищевода, где нередко выявляется «молочница» (поражение грибами рода…

Третье место по частоте при СПИДе занимают поражения пищеварительного тракта, начиная со слизистых оболочек полости рта и пищевода, где нередко выявляется «молочница» (поражение грибами рода…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.