Урок №4 в 1 классе.
Тема урока: «Душа музыки – мелодия».
Художественное название урока: «Мелодия в мир волшебный раскроет нам врата…»
Цель урока: дать понять, что мелодия – это главная мысль музыкального произведения.
Проблема: Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).
Планируемый результат и УУД
Предметные: знакомство с песней, танцем, маршем, с инструментальной музыкой, пьесой; научатся определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; систематизировать слуховой опыт учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша.
Метапредметные:
Познавательные: использовать общие приёмы решения испольнительской задачи; овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен; учить слышать и оценивать качество собственного исполнения; расширение умения и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.
Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач; поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке.
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнение заданий в соответствии с поставленной целью; формирование позитивной самооценки. развитие творческих способностей детей.
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе работы на уроке: исполнения песен, игровой деятельности, участие в коллективном обсуждении.
Ресурсы: учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Музыка» 1класс, с.14-15; портрет П.И.Чайковского; диск СD, mp3 (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, фонохрестоматия «Музыка»1класс); аудиозапись пьес П.И.Чайковского из «Детского альбома»: «Сладкая грёза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»; иллюстрации к его пьесам; музыкальный центр; ноутбук, видеопрезентация.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский. Пьесы «Сладкая грёза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»; попевка «Петушок»; песня Кукутики «Колыбельная».
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний. Вокально-хоровая работа:
Учитель: Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
· Где можно услышать музыку? (Повсюду) (Слайд 2,3)
· В роли кого вы были на прошлом уроке? (В роли слушателя, исполнителя и композитора). (Слайд 4,5)
· Какую песню мы начали разучивать на прошлом уроке? (Колыбельная) (Слайд 6,7)
Учитель: Давайте мы её сейчас вспомним. (Напомнить правило, как нужно слушать музыку).
· Слушают; «Колыбельная» Кукутики. (Слайд 8)
Проговаривание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка». Упражнения по восстановлению дыхания. Распевание. Разучивание 2 и 3 куплетов.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
(Слайд 9)
Учитель: Музыка - это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую вы, я думаю, уже успели полюбить. Почему же снова и снова она завораживает нас?
· Что в этой песне самое главное? (Слова, мелодия)
Учитель: Правильно, красивая мелодия.
Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это её мелодия.
Учитель: И сегодня мы посвящаем наш урок, как вы думаете, чему? (Мелодии)
(Слайд 10)
Учитель: Да, тема сегодняшнего урока – «Душа музыки - мелодия»
Физминутка. «Финская полька» (Слайд 11 - 21)
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 22)
· А что же такое мелодия? (Это звуки)
· Почему она является душой музыки?
Учитель: Сейчас я вам сыграю, а вы послушайте и ответьте –
Ø Является ли это мелодией? (Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться).
Учитель: Правильно. Звуки мелодии, как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками.
Учитель: Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.
Учитель: Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.
Учитель: Мелодии могут быть различного характера.
Ø Напевные или танцевальные, радостные или грустные и т.д.
Учитель: Сегодня вы услышите несколько музыкальных произведений. Их сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.
(Слайд 23)
Слушание фрагмента: «Танец феи Драже» — П. Чайковского.
· Назовите его имя? (Петр Ильич Чайковски).
(Слайд 24)
Учитель: Правильно. Это замечательный русский композитор. Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» — в него вошли 24 пьесы композитора. Этот сборник П.Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову.
(Слайд 25)
Учитель: А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец или марш.
Слушание: «Сладкая грёза» — П. Чайковского.
· Что вы услышали в музыке: песню, танец или марш?
· Как звучала музыка? (напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво, мечтательно).
Учитель: Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза».
Грёза – это мечта, воспоминание, раздумье о чём-то приятном, дорогом, добром.
(Слайд 26)
Учитель: А теперь послушаем мелодии двух пьес – марша и танца.
· Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда – танец?
Слушание: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» — П. Чайковского.
· Когда звучал марш, а когда танец?
· Как звучала мелодия марша? (Звучала чётко, отрывисто. Звуки её будто бы изображали шаги, поступь).
· Кто марширует, настоящие солдаты или сказочные герои? (Сказочные герои).
Учитель: Давайте вместе попробуем промаршировать под эту музыку.
5. Физминутка. Маршировка под «Марш деревянных солдатиков»
Учитель: Пётр Ильич назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков».
Учитель: А как же вы узнали танец, какая звучала мелодия? (Мелодия в нём плавная,нежная, подвижная. Она словно закружилась в танце, под эту мелодию можно покачиваться влево – вправо).
Учитель: Это звучал танец вальс.
Учитель: По детскому альбому Чайковского режиссер Инесса Ковалевская, создала мультипликационный фильм, который так же называется «Детский альбом».
· Хотите посмотреть, как она изобразила марш деревянных солдатиков в мультфильме?
(Слайд 27)
Просмотр видео: «Марш деревянных солдатиков»
Учитель: Посмотрите видеофрагмент вальса в мультипликации.
(Слайд 28)
Просмотр видео: «Вальс».
(Слайд 29 - 31)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
· Что такое мелодия? (Мелодия – это мысль, выраженная звуками. Мелодия – душа музыки.)
· Любой ли набор звуков мы можем назвать мелодией? (Нет, звуки должны быть связаны между собой).
· Музыка какого композитора звучала сегодня на уроке? (П. И. Чайковского).
· Назовите произведения, и из какого альбома? («Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» из «Детского альбома»).
(Слайд 32)
Учитель: На доске два смайлика.
ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.
ü А если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.
(Слайд 33)
Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!
Спасибо вам за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.