Конспект урока 1 класс "Душа музыки - мелодия"
Оценка 4.7

Конспект урока 1 класс "Душа музыки - мелодия"

Оценка 4.7
docx
15.01.2024
Конспект урока 1 класс "Душа музыки - мелодия"
Душа музыки..docx

Урок №4  в 1 классе.

Тема урока: «Душа музыки – мелодия».

Художественное название урока: «Мелодия в мир волшебный раскроет нам врата…»

Цель урока: дать понять, что мелодия – это главная мысль музыкального произведения.

Проблема: Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).

Планируемый результат и УУД

Предметные: знакомство с песней, танцем, маршем, с инструментальной музыкой, пьесой; научатся определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; систематизировать слуховой опыт учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша.

Метапредметные:

Познавательные: использовать общие приёмы решения испольнительской задачи; овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен; учить слышать и оценивать качество собственного исполнения; расширение умения и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.

Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач; поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнение заданий в соответствии с поставленной целью; формирование позитивной самооценки. развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе работы на уроке: исполнения песен, игровой деятельности, участие в коллективном обсуждении.

Ресурсы: учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Музыка» 1класс, с.14-15; портрет П.И.Чайковского; диск СD, mp3 (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, фонохрестоматия «Музыка»1класс); аудиозапись пьес П.И.Чайковского из «Детского альбома»: «Сладкая грёза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»; иллюстрации к его пьесам; музыкальный центр; ноутбук,  видеопрезентация.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский. Пьесы «Сладкая грёза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»; попевка «Петушок»; песня Кукутики «Колыбельная».

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Музыкальное приветствие:

Динь, динь, дон – звенит звонок,

Начинается урок.

-Здравствуйте дети!

-Здравствуйте, учитель!

- Садитесь.

2.       Актуализация знаний. Вокально-хоровая  работа:

Учитель:  Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

·        Где можно услышать музыку?   (Повсюду) (Слайд 2,3) 

·        В роли кого вы были на прошлом уроке? (В роли слушателя, исполнителя и композитора). (Слайд 4,5) 

·        Какую песню мы начали разучивать на прошлом уроке?    (Колыбельная) (Слайд 6,7) 

Учитель: Давайте мы её сейчас вспомним.   (Напомнить правило, как нужно  слушать музыку).

·        Слушают; «Колыбельная» Кукутики. (Слайд 8) 

Проговаривание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка». Упражнения  по восстановлению  дыхания.  Распевание. Разучивание 2 и 3 куплетов.

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

(Слайд 9) 

Учитель: Музыка - это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую вы, я думаю, уже успели полюбить. Почему же снова и снова она завораживает нас?

·     Что в этой песне самое главное?   (Слова, мелодия)

Учитель: Правильно, красивая мелодия.

Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это её мелодия.

Учитель: И сегодня мы посвящаем наш урок, как вы думаете, чему?  (Мелодии)

(Слайд 10) 

Учитель: Да, тема сегодняшнего урока – «Душа музыки - мелодия»

 

Физминутка.  «Финская полька» (Слайд 11 - 21) 

 

4.     Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 22) 

·     А что же такое мелодия? (Это звуки)

·     Почему она является душой музыки?

Учитель:  Сейчас я вам сыграю, а вы послушайте и ответьте –

Ø Является ли это мелодией?  (Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться).

Учитель: Правильно. Звуки мелодии, как отдельные буквы и слова в нашей речи, должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками.

Учитель: Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Учитель:  Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.

Учитель: Мелодии могут быть различного характера.

Ø Напевные или танцевальные, радостные или грустные и т.д.  

Учитель: Сегодня  вы услышите несколько музыкальных произведений. Их сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

(Слайд 23) 

Слушание фрагмента: «Танец феи Драже» — П. Чайковского.

·     Назовите его имя?    (Петр  Ильич  Чайковски).

(Слайд 24) 

Учитель: Правильно. Это замечательный русский композитор. Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» — в него вошли 24 пьесы композитора. Этот сборник П.Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову.

(Слайд 25) 

Учитель: А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец или марш.

Слушание: «Сладкая грёза» — П. Чайковского.

·     Что вы услышали в музыке: песню, танец или марш?

·     Как звучала музыка? (напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво, мечтательно).

Учитель: Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза».

Грёза – это мечта, воспоминание, раздумье о чём-то приятном, дорогом, добром.

(Слайд 26) 

Учитель: А теперь послушаем  мелодии двух пьес – марша и танца.

·      Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда – танец?

Слушание: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» — П. Чайковского.

·      Когда звучал марш, а когда танец?

·      Как звучала мелодия марша? (Звучала чётко, отрывисто. Звуки её будто бы изображали шаги, поступь). 

·      Кто марширует, настоящие солдаты или сказочные герои?  (Сказочные герои).

Учитель: Давайте вместе попробуем  промаршировать под эту музыку.

 

5.     Физминутка.  Маршировка под «Марш деревянных солдатиков»

Учитель: Пётр Ильич назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков».

Учитель: А как же вы узнали танец, какая звучала мелодия? (Мелодия в нём плавная,нежная, подвижная. Она словно закружилась в танце, под эту мелодию можно покачиваться влево – вправо).

Учитель: Это звучал танец вальс.

Учитель: По детскому альбому Чайковского режиссер Инесса Ковалевская, создала мультипликационный фильм, который так же называется «Детский альбом».

·      Хотите посмотреть, как она изобразила марш деревянных солдатиков в мультфильме? 

(Слайд 27) 

Просмотр видео: «Марш деревянных солдатиков»

 

Учитель:  Посмотрите видеофрагмент вальса в мультипликации.

(Слайд 28) 

Просмотр видео: «Вальс».

(Слайд 29 - 31) 

6.     Подведение итогов.  Рефлексия.

Учитель:

·        Что такое мелодия? (Мелодия – это мысль, выраженная звуками. Мелодия – душа музыки.)

·        Любой ли набор звуков мы можем назвать мелодией? (Нет, звуки должны быть связаны между собой).

·        Музыка какого композитора звучала сегодня на уроке? (П. И. Чайковского).

·        Назовите произведения, и из какого альбома? («Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» из «Детского альбома»).

(Слайд 32) 

Учитель:  На доске два смайлика.

ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.

ü А  если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.

(Слайд 33)

Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!

Спасибо вам за урок! До свидания!

 


 

Урок №4 в 1 классе. Тема урока: «Душа музыки – мелодия»

Урок №4 в 1 классе. Тема урока: «Душа музыки – мелодия»

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Является ли это мелодией? (Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться)

Является ли это мелодией? (Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться)

Физминутка. Маршировка под «Марш деревянных солдатиков»

Физминутка. Маршировка под «Марш деревянных солдатиков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024