Конспект урока 2 класс Школа России

  • docx
  • 09.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект Два Мороза.docx

Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

1.     Предметные

·        учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;

·        научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

·        осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

·        находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

 

·        добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах( текст,иллюстрация

·         строить речевое высказывание в устной форме;

·        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

- коммуникативные УУД

·        слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

·        участвовать в коллективном обсуждении, принимать точку зрения одноклассников и быть готовым изменить свою точку зрения;

·        высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

·        учиться работать в паре,  группе.

- регулятивные УУД

·        принимать и сохранять учебную задачу;

·        выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

·        оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 -  личностные

·        формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;

·        развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·        развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оборудование:

·        учебник

·        мультимедийная презентация

 

 

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. (слайд№1)

Спешу приветствовать вас я,

Мои чудесные друзья!

Мы собрались сегодня в классе!

Верней не в классе , а в лесу.

Случайно белку не видали?

А может встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди.

Немного времени осталось

Готовы вы со мной идти?

 

II. Речевая разминка.(слайд №2)

- Проведем речевую разминку

 

- Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)

 

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

 

-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…

-  Молодцы!

 Мы приготовились к чтению.

III. Проверка домашнего задания.  

 

- Назовите раздел над которым мы работали. (Люблю природу русскую. Зима)

 -С какими произведениями мы познакомились? (Первый снег, Снежинка белая, Утром кот принес на лапках…)(слайд №3)

 - Давайте определим авторов к каждому произведению. СТРЕЛОЧКИ

 - А теперь проверим как вы подготовили данные стихи для выразительного чтения.(3человека)

- Скажите кто прочитал более выразительно, эмоционально?

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Помните ли кто-нибудь названия зимних сказок? ( Снежная королева,, Морозко, 12 месяцев)

 

 Какие сказки бывают? (Литературная, авторская)

 

 Чем отличается народная сказка от авторской?( Народная- нет автора, а у литературной есть)

 

Как вы думаете, зачем нужны сказки?

 

 Великий русский поэт АС Пушкин писал « Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. Из любой сказки можно извлечь полезный урок.

 

IV. Постановка целей урока.

-Отгадайте загадку. и  вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать.

 (Слайд )

Ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью.

 И на окне нарисовал.

Сверкающие листья. (МОРОЗ)

- Ребята , в данном случае мы говорим о морозе , как об явлении природы.  

-Где в жизни встречаемся с Морозом ,как сказочным героем?  ( На елке - Дед Мороз)

 

  Я предлагаю начать знакомство  с замечательного произведения   на стр.198-201. Откройте учебник.

Прочитайте заголовок.

А в этом случае о каких морозах говорится? ( Морозы -сказочные герои)

 -Предположите, к какому жанру   относится это произведение? Почему?

Есть ли автор в этом произведении? (Нет)

Значит, кому принадлежит? (Народу)

 

 

 

 -Давайте вместе поставим учебную задачу на урок.

( Будем  знакомиться со сказкой,  читать и анализировать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выражать свое отношение к героям, определять главную мысль сказки)   

-Что нужно сделать на морозе зимой, чтобы не замерзнуть?( Бегать, прыгать, энергично двигаться)

В ходе урока мы узнаем ответ на этот вопрос.

V.  Работа по теме урока.

1.Словарная работа

-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будут непонятными. Поэтому проведем словарную работу.

(Слайд №5-6) – два слайда

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Ёжиться-  пожиматьсясжиматься всем теломсутулясь и прижимая руки .

 Выколачивать-ударами извлекать, выбивать наружу.

Позабавиться  - повеселиться

 Слайд№7

2.Прослушивание сказки

(Хорошо читающие ученики)

 

 

 

 

 Чтение по частям и ответы на вопросы.

1 часть

-Где гуляли братья Морозы?

-Что предложил один брат другому?

 - Как вы думаете, что будет дальше?

2часть

Что услышали братья вовремя  прогулки?

-  Кто ехал с колокольчиками, а кто с бубенчиками?

- Какую забаву придумали Морозы?

- За кем побежал каждый из братьев?

- Как вы думаете,удалось ли братьям исполнить задуманное?

3 часть

 - Чья версия подтвердилась?

 - Кто и почему выиграл спор?

- Понравилась сказка?

- Докажите , что это сказка?

 

(Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы.)  

- Докажите что это русская народная сказка ( барин , мужик, лапти, бубенчик, колокольчик)

 

-В этой сказке употреблено много устаревших слов. - В сказке есть пословицы , есть слова и выражения ,помогающие понять, что это русская народная сказка. «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щёлкнули, побежали», »«Еле я ноги унёс, до сих пор бока болят». 

 Повторы:  «Два Мороза, два родных брата», «Бил – бил», «Колотил – колотил», «Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи».  

 

 - Мы знаем в каждой сказке есть зачин. А в этой сказке какой зачин?

 -А какая концовка?

 

 

 Вот видите, какую интересную, необычную по форме,  поучительную сказку создал русский народ.

 

Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

( Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Красного  носа.)

- Что поучительного хотел передать народ своим детям?

(Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями).

Какая пословица выражает основную мысль сказки?   (Топор лучше шубы греет. )

 

- Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?

- Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.

- Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.

 

Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

( Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Красного  носа.)

- Что поучительного хотел передать народ своим детям?

(Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями).

Какая пословица выражает основную мысль сказки?   (Топор лучше шубы греет. )

 

VI. Физкультминутка(Маршилова Соня)

 

VII. Закрепление изученного.

1.     Работа в группах

-Сейчас вы будете работать в группах, чтобы составить кластер к сказке. Давайте вспомним правила работы в группах.

 СЛАЙД 

Запомни и соблюдай простые правила:

1.     Уважай своих товарищей.

2.     Умей каждого выслушать.

3.     Не согласен – предлагай!

В Ы К Л Ю Ч И Т Ь!!!

 

  - Назовите главных героев сказки.

  Мороз – красный нос, Мороз –синий нос, Крестьянин, купец

Я предлагаю составить характеристику каждого героя.

1 группа-: составить характеристику на Мороза Красного носа.

2 группа-: составить характеристику на Мороза Синего  носа.

1 группа-: составить характеристику на крестьянина.

1 группа-: составить характеристику на купца.

- Выберите нужные слова для характеристики вашего героя. Подчеркните их.

 

(Выслушиваем представителей каждой группы и составляем кластер на на доске)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Молодцы вы справились с работой правильно  и у нас получился вот такой кластер по данной сказке.

Вы правильно назвали все черты характера каждого героя

 

 

 

2.     Работа с текстом  Выборочное чтение

  Найдите в тексте и прочитайте:

- Как решили позабавиться два Мороза?

- Куда едет купец?

-А крестьянин? (- Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)

- Как одет купец?

-Как одет крестьянин? (Найдите в тексте) (- На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)

- Как спасались от холода купец и дровосек?

 

-Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось? (Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.)

- Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.)

- Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.( Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.)

- А в третий раз почему не удалось заморозить? (- Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)

 Молодцы, Вы безошибочно справились с данной работой.

 

3) Блиц-опрос

 - А теперь мы с вами поиграем. Если вы согласны с моим высказыванием , то хлопаете, если не согласны, то топаете.

- Два Мороза были родными братьями? (да)

- Синий нос – это старший брат? (да)

- Старший брат Красный нос – погнался за барином? (нет)

- Купец не замёрз,  его спасла шуба? (нет)

- Дровосек бежал за санями , чтобы согреться? (да)

- Красный нос заморозил дровосека? (нет)

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия (Слайд№11)

- С каким произведением мы познакомились?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

Я хочу вам дать советы, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.

Любую работу  делай на совесть;

Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;

Не будь равнодушен к выполняемой работе.

 

МОРОЗЫ  Кто уходит с урока вот с таким настроением, а кто с таким?

IX. Домашнее задание. (Слайд№13)

  Прочитать сказку

  Выполнить задание 5 на стр.202

X. Итог урока

Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то , что упорно трудились.

И знания ваши нам всем пригодились.

       


 

1.