Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
1. Предметные
· учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
· научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
· осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
· находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
- познавательные УУД
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах( текст,иллюстрация
· строить речевое высказывание в устной форме;
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.
- коммуникативные УУД
· слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
· участвовать в коллективном обсуждении, принимать точку зрения одноклассников и быть готовым изменить свою точку зрения;
· высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать
· учиться работать в паре, группе.
- регулятивные УУД
· принимать и сохранять учебную задачу;
· выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
· оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
· формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
· учебник
· мультимедийная презентация
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд№1)
Спешу приветствовать вас я,
Мои чудесные друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе , а в лесу.
Случайно белку не видали?
А может встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Немного времени осталось
Готовы вы со мной идти?
II. Речевая разминка.(слайд №2)
- Проведем речевую разминку
- Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…
- Молодцы!
Мы приготовились к чтению.
III. Проверка домашнего задания.
- Назовите раздел над которым мы работали. (Люблю природу русскую. Зима)
-С какими произведениями мы познакомились? (Первый снег, Снежинка белая, Утром кот принес на лапках…)(слайд №3)
- Давайте определим авторов к каждому произведению. СТРЕЛОЧКИ
- А теперь проверим как вы подготовили данные стихи для выразительного чтения.(3человека)
- Скажите кто прочитал более выразительно, эмоционально?
-Помните ли кто-нибудь названия зимних сказок? ( Снежная королева,, Морозко, 12 месяцев)
Какие сказки бывают? (Литературная, авторская)
Чем отличается народная сказка от авторской?( Народная- нет автора, а у литературной есть)
Как вы думаете, зачем нужны сказки?
Великий русский поэт АС Пушкин писал « Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. Из любой сказки можно извлечь полезный урок.
IV. Постановка целей урока.
-Отгадайте загадку. и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать.
(Слайд )
Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью.
И на окне нарисовал.
Сверкающие листья. (МОРОЗ)
- Ребята , в данном случае мы говорим о морозе , как об явлении природы.
-Где в жизни встречаемся с Морозом ,как сказочным героем? ( На елке - Дед Мороз)
Я предлагаю начать знакомство с замечательного произведения на стр.198-201. Откройте учебник.
Прочитайте заголовок.
А в этом случае о каких морозах говорится? ( Морозы -сказочные герои)
-Предположите, к какому жанру относится это произведение? Почему?
Есть ли автор в этом произведении? (Нет)
Значит, кому принадлежит? (Народу)
-Давайте вместе поставим учебную задачу на урок.
( Будем знакомиться со сказкой, читать и анализировать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выражать свое отношение к героям, определять главную мысль сказки)
-Что нужно сделать на морозе зимой, чтобы не замерзнуть?( Бегать, прыгать, энергично двигаться)
В ходе урока мы узнаем ответ на этот вопрос.
V. Работа по теме урока.
1.Словарная работа
-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будут непонятными. Поэтому проведем словарную работу.
(Слайд №5-6) – два слайда
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
Ёжиться- пожиматься, сжиматься всем телом, сутулясь и прижимая руки .
Выколачивать-ударами извлекать, выбивать наружу.
Позабавиться - повеселиться
Слайд№7
2.Прослушивание сказки
(Хорошо читающие ученики)
Чтение по частям и ответы на вопросы.
1 часть
-Где гуляли братья Морозы?
-Что предложил один брат другому?
- Как вы думаете, что будет дальше?
2часть
Что услышали братья вовремя прогулки?
- Кто ехал с колокольчиками, а кто с бубенчиками?
- Какую забаву придумали Морозы?
- За кем побежал каждый из братьев?
- Как вы думаете,удалось ли братьям исполнить задуманное?
3 часть
- Чья версия подтвердилась?
- Кто и почему выиграл спор?
- Понравилась сказка?
- Докажите , что это сказка?
(Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы.)
- Докажите что это русская народная сказка ( барин , мужик, лапти, бубенчик, колокольчик)
-В этой сказке употреблено много устаревших слов. - В сказке есть пословицы , есть слова и выражения ,помогающие понять, что это русская народная сказка. «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щёлкнули, побежали», »«Еле я ноги унёс, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «Бил – бил», «Колотил – колотил», «Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи».
- Мы знаем в каждой сказке есть зачин. А в этой сказке какой зачин?
-А какая концовка?
Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ.
Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?
( Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Красного носа.)
- Что поучительного хотел передать народ своим детям?
(Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями).
Какая пословица выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет. )
- Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?
- Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.
- Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.
Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?
( Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Красного носа.)
- Что поучительного хотел передать народ своим детям?
(Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями).
Какая пословица выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет. )
VI. Физкультминутка(Маршилова Соня)
VII. Закрепление изученного.
1. Работа в группах
-Сейчас вы будете работать в группах, чтобы составить кластер к сказке. Давайте вспомним правила работы в группах.
СЛАЙД
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своих товарищей.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
В Ы К Л Ю Ч И Т Ь!!!
- Назовите главных героев сказки.
Мороз – красный нос, Мороз –синий нос, Крестьянин, купец
Я предлагаю составить характеристику каждого героя.
1 группа-: составить характеристику на Мороза Красного носа.
2 группа-: составить характеристику на Мороза Синего носа.
1 группа-: составить характеристику на крестьянина.
1 группа-: составить характеристику на купца.
- Выберите нужные слова для характеристики вашего героя. Подчеркните их.
(Выслушиваем представителей каждой группы и составляем кластер на на доске)
-Молодцы вы справились с работой правильно и у нас получился вот такой кластер по данной сказке.
Вы правильно назвали все черты характера каждого героя
2. Работа с текстом Выборочное чтение
Найдите в тексте и прочитайте:
- Как решили позабавиться два Мороза?
- Куда едет купец?
-А крестьянин? (- Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)
- Как одет купец?
-Как одет крестьянин? (Найдите в тексте) (- На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)
- Как спасались от холода купец и дровосек?
-Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось? (Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.)
- Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.)
- Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.( Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.)
- А в третий раз почему не удалось заморозить? (- Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)
Молодцы, Вы безошибочно справились с данной работой.
3) Блиц-опрос
- А теперь мы с вами поиграем. Если вы согласны с моим высказыванием , то хлопаете, если не согласны, то топаете.
- Два Мороза были родными братьями? (да)
- Синий нос – это старший брат? (да)
- Старший брат Красный нос – погнался за барином? (нет)
- Купец не замёрз, его спасла шуба? (нет)
- Дровосек бежал за санями , чтобы согреться? (да)
- Красный нос заморозил дровосека? (нет)
VIII. Рефлексия (Слайд№11)
- С каким произведением мы познакомились?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
Я хочу вам дать советы, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.
Любую работу делай на совесть;
Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;
Не будь равнодушен к выполняемой работе.
МОРОЗЫ Кто уходит с урока вот с таким настроением, а кто с таким?
IX. Домашнее задание. (Слайд№13)
— Прочитать сказку
— Выполнить задание 5 на стр.202
X. Итог урока
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то , что упорно трудились.
И знания ваши нам всем пригодились.
1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.