Буква Э, звук э
Оценка 4.6

Буква Э, звук э

Оценка 4.6
docx
09.09.2022
Буква Э, звук э
гласный звук э, буква э.docx

Тема: Гласный звук Э, буква э

Цели:

            1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой 

2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить 

 анализировать текст.      

3.Развивать речь учащихся, внимание, память,  воображение.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.

4. Прививать интерес к чтению.

 

                                      Ход урока

I.Организационный момент.

 Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали

Хорошо ли мы умеем:

И читать и отвечать

Не судите слишком строго

Ведь учились мы немного.

-Сегодня у нас много гостей. И как гостеприимные хозяева вначале им окажем внимание. Повернитесь к гостям и поприветствуй те их. А теперь можно тихо сесть.

II.Актуализация знаний

1.слайд-Обучение грамоте

1. Повторение о звуках

-Посмотрите на доску. Перед  вами буквы: а  о  к  у  ы  и

-Какая буква лишняя? (к.- потому что она обозначает согласный звук)

-Что вы можете сказать про остальные буквы? ( остальные буквы обозначают гласные звуки)

-Как отличить согласный звук от гласного? ( гласный можно петь. Он не встречает преграды.)

2.Обозначение темы урока.

 -Откройте Букварь на стр.144-145 . Рассмотрите разворот учебника.

- Чему   сегодня будем учиться? Давайте составим план нашего урока.

2 слайд- план.

1.      Знакомство с новым звуком и новой буквой.

2.       Чтение слогов.

3.      Чтение слов.

4.      Чтение загадок.

5.      Работа с текстом

     –Значит какая тема нашего урока? (знакомство с новой буквой и звуком)

 3.Знакомство с новой темой

III.  Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

3.Слайд – Эскимосы и эскимо.

1. Работа в букваре.

а) Выделение звука из слова

- Посмотрите внимательно на картинку.

- Кто изображен? ( эскимос)

- Кто это- эскимосы? ( Жители Севера)

-Да ,на Севере живут разные народы: эскимосы , ненцы, чукчи, якуты

-А что ещё видите на картинке? ( эскимо)

- Какой первый звук слышится в этих словах? Повторите ещё раз этот звук.

-Встречались ли мы с этим звуком? ( Да. Когда изучали букву е)

-Давайте попробуем дать характеристику данному звуку. ( Этот звук гласный, потому что его можно петь).

-Найдите в букваре звуковичка.

-Давайте оденем нашего «человечка» – звуковичка. Какой карандаш нам потребуется?

б) Знакомство с буквой Э

        - Может вы знаете какой буквой можем обозначить этот звук?

- Новый звук э обозначается буквой э

 4 слайд –буква э с языком

Стихотворение о букве э:   Это Э - с открытым ртом

                                          И большущим языком.

в) Игра « Вообразилия» .

-На что похожа буква Э?

-Хорошо, вы все  правильно подметили признаки данной буквы.

-А теперь посмотрите на верхнюю строку. Почему буквы:   с  е  ё   э написны на одной строке?

-Что у них общего?  (схожесть элементов )

-А сейчас я предлагаю послушать разговор двух букв, послушайте его внимательно

5 слайд-Алфавит

г) Инсценирование сказки про букву Э

— Э-э, —   поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..

 — Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.

-Какова главная мысль этого разговора?  

-А буква э полезная буква.( Да, потому что без неё мы не прочтём некоторые слова)

2. Физминутка «Кто самый внимательный»

-Я называю слова. А вы , если услышали звук э хлопайте. Если в слове нового звука нет, то приседайте.( Лист, зкскурсия, город ,медведь, банан эхо,  , яблоко , экскаватор ,белый,  сон)

IV . Применение нового знания

-А сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес.

  6 слайд- Гуси лебеди

1)  Чтение слогов

              На лесной опушке, в сказочной избушке                                       

Буква “Э” живёт, не тужит,

Со зверьками она дружит!

Вдруг, откуда-то с небес – гуси!

Хвать её и в лес.

-Помогите, помогите,

Букву “Э” освободите!

И в погоню за гусями

Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно быть готовыми

 к любым испытаниям, активно  и дружно участвовать в поиске

7 слайд- лес, яблоня в яблоках

   Яблоня в яблоках- на доске

( на доске яблоня)

Вот мы входим в тёмный лес.

Он полон загадок и чудес!

Яблонька – красавица стоит на пути…

Наливные яблочки, ну-ка, собери!

 Вспомните сказку.

- А для чего нужно собрать яблоки? ( чтобы яблонька указала нам путь, где искать букву)

Вы должны сорвать яблочко и прочитать слог. ( Слоги выстраиваем в ряд на доске)

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и читают слоги, написанные на яблоке. В заключении прочитываются хором -- метод эхо)

Молодцы, одно испытание прошли.

-Отгадайте загадку и вы узнаете что нас ждёт впереди.

                        Пышит- жарит!

                        Кашу нам варит. ( печка)

8 слайд - печка

-Печка вам тоже приготовила задание.

-Нужно прочитать слова и поставить знак ударения.

2. Чтение слов

а) Чтение слов  вполголоса

Вы поставили ударение. Обратите внимание на букву э.  Что заметили? ( Звук э может быть ударным и безударным)

б)Чтение слов вслух ( лексическое значение слов ), нахождение однокоренных слов)

Эму- название крупной птицы, страуса. Который живет в Австралии и Тасмани.

Эра – Крупный исторический период

Эхо- отзвук.

Эй – когда так говорят? ( когда кого-то хотят окликнуть)

Эгоист – человек, который любит только себя.

Эскалатор – движущаяся лестница

Экскаватор – машина с большим ковшом.

Слова , связанные с литературой – поэт, поэма, поэзия

Этика. – учение о морали и нормах поведения человека

Этикет – правила поведения, принятые в обществе.

Этикетка – наклейка

Экология – наука о защите окружающей среды. Решает вопросы. Что нужно сделать, чтобы всё живое не исчезло на нашей планете.

Эколог – профессия человека, занимающегося решением этих вопросов.

Мэр – глава городской власти. У нас в городе мэром города является- Степанов     И в нашем городе « Фантазёрске» тоже есть мэр- Богодухова Ангелина.

в) Выборочное чтение

-Найдите и прочитайте однокоренные слова. Выделите в данных словах корень

Справились с заданием. Молодцы.

Идем дальше

3. Чтение загадок

Ребята, посмотрите на ребус. Прчитайте

Река- на доске

Игра «Протяни мосток» соответствие схемы- слову

-Ребята, посмотрите на ребус. Прочитайте.

Какое слово зашифровано?

На пути молочная река течёт

И нам новое задание даёт:

-Прочитайте загадки, слова – отгадки соедините с соответствующей схемой.

а) Самостоятельное чтение 1 ряд -1 загадка

                                                     2ряд -2 загадка

                                                     3 ряд- 3 загадка

 б) Чтение вслух

( На доске рисунок реки .  На одном берегу появляются слова отгадки, а на другом прикреплены схемы этих слов)

Ребята, к какому слову можно поставить вопрос «Кто это?» ( заяц, потому что это одушевленный предмет)

А какой вопрос можно поставить к двум другим словам? ( Что это?)

Почему ( Это неодушевленные предметы)

-Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие-на вопрос Что?

      Молодцы сегодня были.

Букву Э   освободили,

Будем дальше мы стараться

Знаний много набираться.

-А теперь мы будем знакомится с текстом, в этом нам поможет новая буква.

 9 слайд – Сладков

Чтение рассказа-загадки Н. Сладкова «Бегающие кусты» (Раздать кружочки)

На уроках чтения мы знакомились с произведениями Сладкова и ещё не раз встретимся.

Его наблюдательность, понимание природы, талант помогают читателям открывать чудеса, которые находятся рядом с нами.

4 Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста.

– Разве так бывает?

– Рассмотрите иллюстрацию. - Знаете ли вы, что это за кустик?

- Кто автор этого текста?

-Хотите разгадать тайну кустов?

а) Самостоятельное чтение текста

 Сей час мы будем читать текст самостоятельно вполголоса.

  -Поднимите у кого синий кружок. Вы читаете текст под первым заголовом. Поднимите красные кружочки. Вы читаете текст до конца.

 

Найдите ответ на вопрос: Почему кусты назвали бегающими?

б) Чтение цепочкой

 -Почему мы не удивляемся когда видим как передвигаются животные?

-А если бы вы увидели  бегущее дерево. Вы бы удивились?

-А может ли такое быть?

Почему автор употребляет слово пошагало, а не пошло, говоря о дереве, а о травинке- что она запрыгала?

-Согласны ли вы, что эта картина невероятная?

Я приготовила для вас отгадку.

10слайд – перекати-поле

 

V.  Итог урока. Рефлексия

 

-Что нового узнали на уроке?

-Чему учились на уроке?

-Что было на уроке трудным для вас?

 

VI  Домашняя работа

Прочитать текст на стр. 145


 

Тема: Гласный звук Э, буква э

Тема: Гласный звук Э, буква э

Знакомство с новым звуком и новой буквой

Знакомство с новым звуком и новой буквой

А теперь посмотрите на верхнюю строку

А теперь посмотрите на верхнюю строку

Яблоня в яблоках- на доске ( на доске яблоня)

Яблоня в яблоках- на доске ( на доске яблоня)

Слова , связанные с литературой – поэт, поэма, поэзия

Слова , связанные с литературой – поэт, поэма, поэзия

Молодцы сегодня были. Букву

Молодцы сегодня были. Букву
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2022