Тема: Гласный звук Э, буква э
Цели:
1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой
2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить
анализировать текст.
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, воображение.
Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.
4. Прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем:
И читать и отвечать
Не судите слишком строго
Ведь учились мы немного.
-Сегодня у нас много гостей. И как гостеприимные хозяева вначале им окажем внимание. Повернитесь к гостям и поприветствуй те их. А теперь можно тихо сесть.
II.Актуализация знаний
1.слайд-Обучение грамоте
1. Повторение о звуках
-Посмотрите на доску. Перед вами буквы: а о к у ы и
-Какая буква лишняя? (к.- потому что она обозначает согласный звук)
-Что вы можете сказать про остальные буквы? ( остальные буквы обозначают гласные звуки)
-Как отличить согласный звук от гласного? ( гласный можно петь. Он не встречает преграды.)
2.Обозначение темы урока.
-Откройте Букварь на стр.144-145 . Рассмотрите разворот учебника.
- Чему сегодня будем учиться? Давайте составим план нашего урока.
2 слайд- план.
1. Знакомство с новым звуком и новой буквой.
2. Чтение слогов.
3. Чтение слов.
4. Чтение загадок.
5. Работа с текстом
–Значит какая тема нашего урока? (знакомство с новой буквой и звуком)
3.Знакомство с новой темой
III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
3.Слайд – Эскимосы и эскимо.
1. Работа в букваре.
а) Выделение звука из слова
- Посмотрите внимательно на картинку.
- Кто изображен? ( эскимос)
- Кто это- эскимосы? ( Жители Севера)
-Да ,на Севере живут разные народы: эскимосы , ненцы, чукчи, якуты
-А что ещё видите на картинке? ( эскимо)
- Какой первый звук слышится в этих словах? Повторите ещё раз этот звук.
-Встречались ли мы с этим звуком? ( Да. Когда изучали букву е)
-Давайте попробуем дать характеристику данному звуку. ( Этот звук гласный, потому что его можно петь).
-Найдите в букваре звуковичка.
-Давайте оденем нашего «человечка» – звуковичка. Какой карандаш нам потребуется?
б) Знакомство с буквой Э
- Может вы знаете какой буквой можем обозначить этот звук?
- Новый звук э обозначается буквой э
4 слайд –буква э с языком
Стихотворение о букве э: Это Э - с открытым ртом
И большущим языком.
в) Игра « Вообразилия» .
-На что похожа буква Э?
-Хорошо, вы все правильно подметили признаки данной буквы.
-А теперь посмотрите на верхнюю строку. Почему буквы: с е ё э написны на одной строке?
-Что у них общего? (схожесть элементов )
-А сейчас я предлагаю послушать разговор двух букв, послушайте его внимательно
5 слайд-Алфавит
г) Инсценирование сказки про букву Э
— Э-э, — поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..
— Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.
-Какова главная мысль этого разговора?
-А буква э полезная буква.( Да, потому что без неё мы не прочтём некоторые слова)
2. Физминутка «Кто самый внимательный»
-Я называю слова. А вы , если услышали звук э хлопайте. Если в слове нового звука нет, то приседайте.( Лист, зкскурсия, город ,медведь, банан эхо, , яблоко , экскаватор ,белый, сон)
IV . Применение нового знания
-А сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес.
6 слайд- Гуси лебеди
1) Чтение слогов
На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “Э” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
-Помогите, помогите,
Букву “Э” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…
Чтобы выручить букву из плена нам нужно быть готовыми
к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске
7 слайд- лес, яблоня в яблоках
Яблоня в яблоках- на доске
( на доске яблоня)
Вот мы входим в тёмный лес.
Он полон загадок и чудес!
Яблонька – красавица стоит на пути…
Наливные яблочки, ну-ка, собери!
Вспомните сказку.
- А для чего нужно собрать яблоки? ( чтобы яблонька указала нам путь, где искать букву)
Вы должны сорвать яблочко и прочитать слог. ( Слоги выстраиваем в ряд на доске)
(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и читают слоги, написанные на яблоке. В заключении прочитываются хором -- метод эхо)
Молодцы, одно испытание прошли.
-Отгадайте загадку и вы узнаете что нас ждёт впереди.
Пышит- жарит!
Кашу нам варит. ( печка)
8 слайд - печка
-Печка вам тоже приготовила задание.
-Нужно прочитать слова и поставить знак ударения.
2. Чтение слов
а) Чтение слов вполголоса
Вы поставили ударение. Обратите внимание на букву э. Что заметили? ( Звук э может быть ударным и безударным)
б)Чтение слов вслух ( лексическое значение слов ), нахождение однокоренных слов)
Эму- название крупной птицы, страуса. Который живет в Австралии и Тасмани.
Эра – Крупный исторический период
Эхо- отзвук.
Эй – когда так говорят? ( когда кого-то хотят окликнуть)
Эгоист – человек, который любит только себя.
Эскалатор – движущаяся лестница
Экскаватор – машина с большим ковшом.
Слова , связанные с литературой – поэт, поэма, поэзия
Этика. – учение о морали и нормах поведения человека
Этикет – правила поведения, принятые в обществе.
Этикетка – наклейка
Экология – наука о защите окружающей среды. Решает вопросы. Что нужно сделать, чтобы всё живое не исчезло на нашей планете.
Эколог – профессия человека, занимающегося решением этих вопросов.
Мэр – глава городской власти. У нас в городе мэром города является- Степанов И в нашем городе « Фантазёрске» тоже есть мэр- Богодухова Ангелина.
в) Выборочное чтение
-Найдите и прочитайте однокоренные слова. Выделите в данных словах корень
Справились с заданием. Молодцы.
Идем дальше
3. Чтение загадок
Ребята, посмотрите на ребус. Прчитайте
Река- на доске
Игра «Протяни мосток» соответствие схемы- слову
-Ребята, посмотрите на ребус. Прочитайте.
Какое слово зашифровано?
На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
-Прочитайте загадки, слова – отгадки соедините с соответствующей схемой.
а) Самостоятельное чтение 1 ряд -1 загадка
2ряд -2 загадка
3 ряд- 3 загадка
б) Чтение вслух
( На доске рисунок реки . На одном берегу появляются слова отгадки, а на другом прикреплены схемы этих слов)
Ребята, к какому слову можно поставить вопрос «Кто это?» ( заяц, потому что это одушевленный предмет)
А какой вопрос можно поставить к двум другим словам? ( Что это?)
Почему ( Это неодушевленные предметы)
-Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие-на вопрос Что?
Молодцы сегодня были.
Букву Э освободили,
Будем дальше мы стараться
Знаний много набираться.
-А теперь мы будем знакомится с текстом, в этом нам поможет новая буква.
9 слайд – Сладков
Чтение рассказа-загадки Н. Сладкова «Бегающие кусты» (Раздать кружочки)
На уроках чтения мы знакомились с произведениями Сладкова и ещё не раз встретимся.
Его наблюдательность, понимание природы, талант помогают читателям открывать чудеса, которые находятся рядом с нами.
4 Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название текста.
– Разве так бывает?
– Рассмотрите иллюстрацию. - Знаете ли вы, что это за кустик?
- Кто автор этого текста?
-Хотите разгадать тайну кустов?
а) Самостоятельное чтение текста
Сей час мы будем читать текст самостоятельно вполголоса.
-Поднимите у кого синий кружок. Вы читаете текст под первым заголовом. Поднимите красные кружочки. Вы читаете текст до конца.
Найдите ответ на вопрос: Почему кусты назвали бегающими?
б) Чтение цепочкой
-Почему мы не удивляемся когда видим как передвигаются животные?
-А если бы вы увидели бегущее дерево. Вы бы удивились?
-А может ли такое быть?
Почему автор употребляет слово пошагало, а не пошло, говоря о дереве, а о травинке- что она запрыгала?
-Согласны ли вы, что эта картина невероятная?
Я приготовила для вас отгадку.
10слайд – перекати-поле
V. Итог урока. Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились на уроке?
-Что было на уроке трудным для вас?
VI Домашняя работа
Прочитать текст на стр. 145
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.