СТРУКТУРА УРОКА
ТЕХНОЛОГИИ
План - конспект занятия по
«Технологии»
О структуре урока технологии
Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Крутиков, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что разрывает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно — подведением итогов;
Такой позиции придерживается кафедра трудового обучения Ульяновского ИПКПРО в рекомендациях учителям по планированию уроков технологии. Эта структурная схема предлагается и студентам старших курсов на занятиях по «Теории и методике обучения технологии и предпринимательству в Ульяновском госпедуниверситете, которая ими используется при подготовке к лабораторно- практическим занятиям, а также разработке практической части квалификационной работ.
Опираясь на рекомендуемую схему занятия (см.: Приложение), учитель технологии разрабатывает его план-конспект. Чтобы сделать методическую разработку более гибкой (т.е. такой, по которой можно было бы работать и в общеобразовательном классе, и в классе коррекции и т.д.), мы рекомендуем каждый ее структурный элемент прописывать не в тексте плана, а в виде отдельных «приложений», в которых и учитываются особенности методики преподавания. Тогда, например, после структурного элемента занятия «Проверка выполнения домашнего-задания»: учитель' указывает номер «приложения», на соответствующем листе расписывает содержание заданий для «сильного», «среднего» или «слабого» класса или групп учащихся. Учитывая это обстоятельство, таких «приложений» иногда набирается достаточно много (до 10 и более). Но подобный подход дает возможность оперативно вносить изменения в содержание отдельных элементов плана-конспекта, не затрагивая других.
На наш взгляд, составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у. учителя в процессе работы.
Алгоритм составления плана-конспекта занятия по «Технологии»
Тема
Модуль
Раздел
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
1. Варианты конструирования образовательных целей:
1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных.
1.2.Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3.Способствовать
запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания
количественных характеристик изучаемых объектов и явлений
1.4.Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5.Способствовать формированию представления о...
1.6.Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7.
Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
Раскрыть причины...
Выяснить последствия...
1.8.
Способствовать пониманию закономерности...
Создать условия для выявления взаимосвязи между...
Способствовать пониманию зависимости между...
Варианты конструирования развивающих целей:
2.1.Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2.Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
2.3.Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4.Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6.Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Варианты конструирования воспитательных целей:
3.1.Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2.Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Варианты конструирования профориентационных целей:
4.1.Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2.Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3.Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.4.Воспитывать уважение к работающему человеку. Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет (мастерская)трудового обучения;
- станки, машины
- инструменты, приспособления;
- материалы
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
- сборник заданий;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- плакаты;
- учебно-техническая документация (УТД):
• технологические карты (ТК);
• инструкционные карты (ИК);
• инструкционно - технологические карты (ИТК);
• информационные карты (ИК);
- образцы объектов труда;
- образцы поузловой .обработки изделий;
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки - задания,
• тесты,
• кроссворды
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Словарная работа:
Тип урока:
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- проверка явки учащихся
- заполнение учителем классного журнала
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение, до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (Приложение — содержание, методы, средства.
3. Актуализация знаний, учащихся (Приложение, содержание, методы, средства.
4. Безопасная работа (Приложение, содержание, методы, средства.
5. Закрепление знаний учащихся (Приложение - содержание, методы, средства.
6. Физкультминутка.
7.
Практическая работа (название):
7.1.Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий /стол, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок,
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего, задания, (приложение, содержание, методы, средства.
9. Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем:
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- сообщение о теме следующего урока;
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Литература
Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии. Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы, международной, научно-практической конференции; МПГУ. — М.: Изд-во «Эслан», 2003 С. 117-119. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО / Науч. ред. Т.Н. Шамова. - М, 1989. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. Муравьев ЕМ., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Москва Издательство БГПУ им. Акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2002., Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист, 2003. —N9 1 .С. 30-39.
Г.Р. Варданян
учитель по «Технологии»
ГБОУ СОШ № 1373 г. Москвы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.