Структура урока технологии
Оценка 4.7

Структура урока технологии

Оценка 4.7
docx
07.04.2020
Структура урока технологии
Структура урока технологии.docx

 

СТРУКТУРА  УРОКА

ТЕХНОЛОГИИ

План - конспект занятия по

«Технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

О структуре урока технологии

 

        Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Крутиков, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что разрывает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно — подведением итогов;

Такой позиции придерживается кафедра трудового обучения Ульяновского ИПКПРО в рекомендациях учителям по планированию уроков технологии. Эта структурная схема предлагается и студентам старших курсов на занятиях по «Теории и методике обучения технологии и предпринимательству в Ульяновском госпедуниверситете, которая ими используется при подготовке к лабораторно- практическим занятиям, а также разработке практической части квалификационной работ.  

          Опираясь на рекомендуемую схему занятия (см.: Приложение), учитель технологии разрабатывает его план-конспект. Чтобы сделать методическую разработку более гибкой (т.е. такой, по которой можно было бы работать и в общеобразовательном классе, и в классе коррекции и т.д.), мы рекомендуем каждый ее структурный элемент прописывать не в тексте плана, а в виде отдельных «приложений», в которых и учитываются особенности методики преподавания. Тогда, например, после структурного элемента занятия «Проверка выполнения домашнего-задания»: учитель' указывает номер «приложения», на соответствующем листе расписывает содержание заданий для «сильного», «среднего» или «слабого» класса или групп учащихся. Учитывая это обстоятельство, таких «приложений» иногда набирается достаточно много (до 10 и более). Но подобный подход дает возможность оперативно вносить изменения в содержание отдельных элементов плана-конспекта, не затрагивая других.

       На наш взгляд, составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у. учителя в процессе работы.

 

Алгоритм составления плана-конспекта занятия по «Технологии»

Тема

Модуль

Раздел

 

 

 

I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

 

1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных.

1.2.Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3.Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания
количественных характеристик изучаемых объектов и явлений

1.4.Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5.Способствовать   формированию представления о...

1.6.Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
Раскрыть причины...

Выяснить последствия...

1.8. Способствовать пониманию закономерности...
Создать условия для выявления взаимосвязи между...

Способствовать пониманию зависимости между...

 

Варианты конструирования развивающих целей:

 

2.1.Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2.Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3.Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4.Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6.Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

 

Варианты конструирования воспитательных целей:

 

3.1.Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических,   экологических, экономических и других качеств личности.

3.2.Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

 

 

 

Варианты конструирования профориентационных целей:

 

4.1.Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

4.2.Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

4.3.Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

4.4.Воспитывать уважение к работающему человеку. Методическое оснащение урока:


1. Материально-техническая база:

 

-  кабинет (мастерская)трудового обучения;

-  станки, машины

-  инструменты, приспособления;

-  материалы

 

2. Дидактическое обеспечение:

 

-  учебник (учебное пособие);

-  рабочая тетрадь;

-  сборник заданий;

-  дополнительная литература (словари, справочники);

-  плакаты;

-  учебно-техническая документация (УТД):

 

технологические карты (ТК);

инструкционные карты (ИК);

инструкционно - технологические карты (ИТК);

информационные карты (ИК);

 

-  образцы объектов труда;

-  образцы поузловой .обработки изделий;

-  материалы для контроля знаний учащихся: карточки - задания,

тесты,

кроссворды

 

 

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа:

Тип урока:

Ход урока

1. Организационный момент

 

-  приветствие;

-  проверка явки учащихся

-  заполнение учителем классного журнала

-  проверка готовности учащихся к уроку;

-  настрой учащихся на работу;

-  доведение, до учащихся плана урока.

 

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (Приложение — содержание, методы, средства.

3. Актуализация знаний, учащихся (Приложение, содержание, методы, средства.

4. Безопасная работа (Приложение, содержание, методы, средства.

5. Закрепление  знаний  учащихся (Приложение - содержание, методы, средства.

6. Физкультминутка.

7.  

Практическая работа (название):

 

7.1.Вводный инструктаж учителя:

 

-  сообщение названия практической работы;

-  разъяснение задач практической работы;

-  ознакомление с объектом труда (образцом);

-  ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

-  ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

-  предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

-  инструктаж по технике безопасности.

 

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

-  проверка организованности начала работы учащихся;

-  проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий /стол, инструменты, приспособления);

-  соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

-  проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

-  инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

-  инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

-  концентрация внимания учащихся наиболее эффективных приемах выполнения операций;

-  контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

-  рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

-  анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

-  разбор типичных ошибок учащихся;

-  вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

-  повторное объяснение учителем способов устранения ошибок,

 

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего, задания, (приложение, содержание, методы, средства.

 

9. Уборка рабочих мест.

 

10. Подведение итогов урока учителем:

-  сообщение учителя о достижении целей урока;

-  объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

-  сообщение о теме следующего урока;

-  задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

 

Литература

Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии. Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы, международной, научно-практической конференции; МПГУ. — М.: Изд-во «Эслан», 2003 С. 117-119. Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО / Науч. ред. Т.Н. Шамова. - М, 1989. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. Муравьев ЕМ., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Москва Издательство БГПУ им. Акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2002., Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист, 2003. —N9 1 .С. 30-39.

Г.Р. Варданян

 учитель по «Технологии»

 ГБОУ СОШ № 1373 г. Москвы


СТРУКТУРА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

СТРУКТУРА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

О структуре урока технологии

О структуре урока технологии

I . Дидактическое обоснование урока

I . Дидактическое обоснование урока

Варианты конструирования профориентационных целей: 4

Варианты конструирования профориентационных целей: 4

Методы обучения: Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Методы обучения: Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Усвоение новых знаний: - проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации; - инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией

Усвоение новых знаний: - проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации; - инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020