Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
docx
29.06.2020
Конспект урока
Урок «Образ березы в стихотворениях С. Есенина, А. Фета, З. Яхнина» .docx

Урок «Образ  березы в стихотворениях С. Есенина, А. Фета, З. Яхнина» (2 часа)

Класс 5

Тема урока: Образ березы в стихотворениях С. Есенина, А. Фета, З. Яхнина.

Цель урока: показать своеобразие образов березы в творчестве поэтов.

 Задачи:

1. Обучающая - помочь ученикам глубже понять стихотворения С. Есенина, А. Фета, З. Яхнина;

2. Развивающие - развить воображение учащихся, устную речь;

3. Воспитательная - воспитать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, портреты поэтов, музыка, картины природы, на которых изображены березы

Ход урока

 

I. Вступительный этап

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем анализировать стихотворения разных авторов, посвященных березе.

Что вы помните о С. Есенине, А. Фете, З. Яхнине?

Ученики дома готовили сообщения о С.Есенине и А.Фете (даты биографии, особенности тематики и др.).

II Этап художественного восприятия

Презентация. Где вырос и родился А.Фет, С. Есенин.

- Ребята, какой вы увидели природу?

III Этап художественного восприятия

Ребята, давайте прочитаем стихотворение А. Фета  «Печальная береза» и стихотворение С.Есенина «Береза» (Приложение)

IV Этап анализа

Какова  тема стихотворений?

- мир человека и мир природы;

-  взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном художественном образе березы и чувств лирического героя.

Какое настроение, чувства вызвали у вас эти стихотворения?

Слово, какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности с миром природы?

– притяжательное местоимение «мой».

А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?

Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых.

Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

– Она предстает перед нами легкой, изящной, ослепляющей своей белизной.

Очень важно, что именно благодаря этим эпитетам начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет особенную смысловую нагрузку.

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые помогают созданию образа.

У Фета – «разубрана», у Есенина – «принакрылась».

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать синоним – «принарядилась».

Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда

Весь траурен наряд.

Отличаются ли настроении лирического героя, когда он видит березу?

У Фета - печальная, ее не радует зимний наряд.

У Есенина - красавица, легкая, изящная.

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

Сравнения:

У Фета – «как гроздья винограда»

У Есенина – «точно серебром», «белой бахромой»

Эпитеты:

У Фета – «Печальная береза», «Их траурный наряд».

У Есенина – «Белая береза», «На пушистых ветках», «Снежною каймой», «Белой бахромой», «В сонной тишине», «В золотом огне», «Новым серебром».

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя созвучно с настроением зимней березы.

А теперь давайте прочитаем стихотворение Зория Яхнина «Карликовая березка».

V Этап художественного восприятия

Чтение стихотворения  «Карликовая березка» (Приложение)

 VI Этап анализа

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Совпадает или отличается настроение лирического героя, его образ березы?

 С помощью, каких выразительных средств поэт пытается передать свое отношение к березке?

Как поэт пытается передать стремление северной природы покорить березку?

 С помощью повтора глаголов и глаголов синонимов. В словаре С.И. Ожегова слова коверкала, поникла, померкла  обозначают: коверкала (портила, уродовала),  поникла (опустилась, пригнулась), померкла (постепенно утрачивала яркость, блеск). В этих словах создаётся ощущение близкой гибели берёзки, потери последних жизненных сил. Для чего в конце стихотворения поэт обращается к пурге?

 В конце стихотворения автор обращается к пурге: «Эх, пурга! Ну чего ты наделала//С белоствольной красавицей русской?»  Чтобы показать, что именно пурга виновата в гибели березки. Если бы не пурга, то березка бы осталась все той же красавицей.

Яхнин в своем стихотворении показал природу севера, боль, которую ощущает человек при виде такой картины.

В одном из своих интервью поэт сказал: «Я себя никогда поэтом не называл, боюсь этого слова. Это образ существования на земле…Поэтому я называю себя стихотворцем, а поэт ли я, пусть судят об этом читатели. Пусть они решат. Когда меня не будет…»

Как вы относитесь к этой строгой самооценке?

Итог:

Что объединяет эти три стихотворения? (художественный образ березы).

А в чем различие?

Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Эти стихотворения относятся к разным эпохам; выражает разное настроение лирических героев. Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

А сейчас ребята мы будем писать свои стихотворения о березе, рисовать, делать аппликации, лепить, создавая образы природы или березы, как мы увидели ее в трех стихотворениях разных поэтов. Если не успеем до конца урока, то доделаете дома. Также можно будет сделать презентацию или видеоролик. Для этого можно разделиться на группы. На следующем уроке вы будете показывать, что сделали, и мы всем классом будем решать, у кого получилась самая лучшая работа. (Можно позвать учителей, родителей)

 


 

Урок «Образ березы в стихотворениях

Урок «Образ березы в стихотворениях

Она раскрывается на конкретном художественном образе березы и чувств лирического героя

Она раскрывается на конкретном художественном образе березы и чувств лирического героя

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину

С помощью, каких выразительных средств поэт пытается передать свое отношение к березке?

С помощью, каких выразительных средств поэт пытается передать свое отношение к березке?

Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства

Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2020