Урок «Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов»
Класс 6
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством сибирских поэтов (И.Д. Рождественский, К. Л. Лисовский, З.Я. Яхнин).
Задачи:
1. Воспитательная - воспитывать средствами литературы любовь к малой родине; воспитывать бережное отношение к своему краю.
2. Обучающая – показать учащимся своеобразие раскрытия темы неразрывной связи сибиряка и природы родных мест;
3. Развивающие- развивать читательский интерес учащихся, умения анализировать, обобщать; способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности.
Оборудование:
Демонстрация портретов поэтов (И.Д. Рождественского, К. Л. Лисовского, З.Я. Яхнина) с помощью проектора и экрана или интерактивной доски. Иллюстрации и фотографии с изображением сибирской природы.
Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство…
З.Я. Яхнин
Ход урока
Стихотворения о природе – ценнейшая часть нашей литературы. Их называют “пейзажная лирика”.
Что такое лирика?
Какие особенности лирического произведения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нём главное не события, а чувства и переживания)
Давайте вспомним, что такое пейзажная лирика? (Это описание природы в стихотворениях)
Описывая природу, поэт старается создать картину, а мы мысленно представляем эту картину, слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой или лёгкая грусть. Всё можно выразить словом, но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать, понимать.
Перед вами строчки разных стихотворений. Давайте прочтём их и попробуем понять, что хотели выразить сибирские поэты, рисуя северную природу.
1 этап
Чтение учителем фрагментов стихотворений
1.
В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился —
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...
2.
Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.
3.
Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.
Какое настроение создается у слушателей?
Что рисуется в воображении?
Что общего в изображении этих цветов?
Это строчки из стихотворений сибирских поэтов Зория Яковлевича Яхнина и Игнатия Дмитриевича Рождественского.
Давайте прочитаем их целиком и подумаем, какое настроение пытаются передать поэты своим читателям.
Чтение стихотворения учителем
И.Д. Рождественский «Полярный мак», «Цветы тундры»
З.Я. Яхнин «Цветы подо льдом»
(Поэты восхищаются стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними..)
Как авторам удаётся передать свои чувства и переживания читателю? ( Они передают их с помощью образов, ритма, рифмы, языковых средств.)
С помощью, каких тропов поэты передают своё восхищение этими смелыми цветами? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.) (Учащиеся вспоминают определения понятий тропов и ищут примеры в текстах стихотворений.)
Давайте попробуем найти в текстах стихотворений сибирских поэтов эти тропы. (Ученики делятся на 3 группы (по количеству стихотворений) и ищут в текстах языковые средства).
А какими были эти поэты? Давайте вспомним, что мы уже знаем об И.Д. Рождественском?
Заранее подготовленные сообщения учеников.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ИГНАТИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1910 –1969)
Игнатий Рождественский родился в Москве, но Сибирь стала его второй родиной, и он по-настоящему любил ее. Любое время года, любая широта, любой уголок ее просторов были близки ему как что-то личное и дорогое. Это была деятельная любовь: он не только воспевал Сибирь, но был тружеником на этой земле. И. Рождественский начинал свой путь как школьный учитель. Он преподавал в разных местах края, в том числе – в Игарке как раз в то время, когда там учился будущий писатель – В. П. Астафьев, и позднее Виктор Петрович тепло вспомнит о нем. И Рождественский издал свою первую книгу – «Северное сияние» в 1936 году. Одновременно с этим он работал корреспондентом разных газет, и это позволило ему изъездить Сибирь, как говорят, вдоль и поперек. Особенно близок был ему Север, недаром и дано было название первой книги. Мороз, метели, снега и рядом с этим всегда тепло человеческого сердца. Открытая доброта и щедрость северян, наверное, потому и стали для него поэтической темой, что были родственны его собственной душе. Он пишет о природе, но она слита с чувствами и желаниями людей: иногда это прямое иносказание, иногда какие-то черты сходства – и всегда восхищенное слово о родной земле и ее людях.
А что мы знаем о З.Я. Яхнине?
ЯХНИН ЗОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1930-1997)
В стихах Зория Яхнина гражданственные мотивы неотделимы от личных переживаний. По рождению он коренной москвич, там окончил институт культуры и приехал в Красноярск в 1954 году. Молодой, очень красивый, тонкий, он словно олицетворял собой культуру, которой служил. Это не помешало ему сменить столичный костюм на штормовку и рюкзак, чтоб вполне воспринять и почувствовать жизнь Сибири. Он много ездит по краю и, как все, проникается особой любовью к Северу – к охотникам, оленеводам, жителям стойбищ и чумов. Об этом есть выразительные стихи уже в первом сборнике «Из лирического дневника»(1959). Это название словно бы предопределило его дальнейший путь. Он всегда говорит о близком ему и сокровенном, нередко исповедуется в стихах, сетует на несовершенство человека вообще и на свое собственное. В самих названиях его сборников заключен поэтический образ движения во времени и пространстве: «Восточным ветрам навстречу», «Дорога к радуге», «Три дороги», «Позднее признание в любви» и другие.
2 этап
Давайте вспомним стихотворение З. Я. Яхнина «Карликовая березка»
(Ученик читает наизусть стихотворение, рассматривает свои иллюстрации с прошлого года).
3 этап
Теперь давайте посмотрим, как изобразил берёзку другой сибирский поэт - Казимир Лисовский. Но перед чтением давайте вспомним, что мы знаем о нем?
ЛИСОВСКИЙ КАЗИМИР ЛЕОНИДОВИЧ (1919-1980)
Казимир Лисовский – поэт-журналист. Его стихи в большинстве своем – это репортажи и зарисовки разных мест Сибири, которую он знал очень хорошо. По его стихам можно составить карту дальних маршрутов от Саян до Ледовитого океана. И дальше – на восток, захватывая Ангару, Байкал и еще множество малых рек и взгорий.
Родился он вдали от Сибири – на Украине, в Винницкой области, но юность его связана с Красноярском, куда семья приехала в 1933 году. Затем, спустя несколько лет, он переехал в Новосибирск, и вся его деятельность журналиста и поэта осталась неотделимой от Сибири. У него есть стихи, посвященные ее деревьям и цветам, ее рекам и таежным тропам. Он постоянно утверждал, что молва о неприветливых сибирских местах – молва ложная, рожденная незнанием этих мест. Сам он видел в них красоту и нежность, а главное – могучие силы богатой и прекрасной земли. Его стихотворные репортажи напоминают о времени энтузиазма, с каким люди 50-70 годов прошлого века открывали для себя Сибирь. Об этих людях, преобразовывавших ее своим трудом, он пишет как о лучших людях всей страны. Особую страницу в его творчестве могут составить стихи, посвященные народам Севера. Их гостеприимство и их тепло – лучшая защита от стужи. Герои Казимира Лисовского – мужественные люди, первопроходцы, строители и вечные романтики трудных дорог.
Чтение стихотворения К. Л. Лисовского «Березка»
Какое создается настроение?
Есть ли среди ваших работ (с прошлого года) те, которые соответствуют настроению и содержанию стихотворения?
Чем отличается эта берёзка от тех, которые растут в средних широтах? (Она не похожа на своих сестёр в средних широтах ни своим внешним обликом, ни погодными условиями, в которых она вынуждена расти.)
А что же тогда заинтересовало поэта в этой не похожей ни на кого берёзке? Зачитайте строчки из стихотворения. (“Но как глубоко, упорно … вплелись её нити-корни в серого мха пласты”, “…попробуй её сломать!”, “…она за себя … сумеет … постоять!”)
О чём говорят все эти строки? (Поэт говорит о мужестве и непокорном нраве берёзки, вступающей в спор с тундрой и продолжающей жить вопреки всему.)
Какие тропы использует поэт при описании берёзки?
(сравнение (“былинкой малой стоит”), метафора (“вплелись её нити-корни в серого мха пласты”), эпитеты (“крохотная, сквозная…”), олицетворения (“…вступая в спор…”, “она за себя на свете сумеет… постоять”) и т.д.)
Подведение итогов:
Что же особенного в изображении природы сибирскими поэтами? (Она всегда находится в состоянии борьбы с погодными условиями сурового Севера, растения стремятся выжить, выстоять, не покориться враждебной стихии).
Викторина
1. Кто написал стихотворение "Цветы тундры"?
2. Какая река упоминается в стихотворении К.Л. Лисовского "Берёзка"?
3. "Я им (?),этим растениям".
4. Какой троп использован в следующих строчках: "Хмурым утром я видел однажды …"?
5. О каком острове говорится в стихотворении З.Я. Яхнина "Цветы подо льдом"?
6. Какой троп использован в следующих строчках: "На сером граните зеленая накипь"?
7. Какой троп использован в следующих строчках "Она над рекой ... былинкой малой стоит"?
8. "Эх, пурга! Ну чего ты наделала с белоствольной красавицей русской?" Кто автор этих строчек?
Давайте, своими рукотворными работами дополним нашу коллекцию вашего творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.