Конспект урока русского языка 4 класс
Тема: «Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных».
Цели урока: развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.
Развивать речь, память, мышление
Ход урока.
Слайд 2
1. Орг. момент.
-Вы любите загадки?
Слайд 3
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки.
-Правильно, зима! Наступила зима и наплела свои кружева из снежинок. А мы с вами напишем кружева из букв.
2. Минутка чистописания.
Слайд 4
хжх хжх хжх
–Тема нашего урока для вас пока тоже загадка! Вы её узнаете, когда выполните задания.
3. Спишите предложение в тетрадь, разберите его по членам и дайте характеристику.
В воздухе закружили белые снежинки.
-Каждая команда разбирает слово по составу и называет орфограмму в этом слове.
1-ая команда работает над словом с предлогом в воздухе;
2-ая команда - над словом закружили;
3-я команда – над словом снежинки.
Дети в группах выполняют работу, один человек от каждой команды выступает.
Слайд 5
- в воздухе – окончание е, орфограмма – безударная гласная в окончании имени существительного;
- закружили – окончание и, корень – круж, приставка – за, суффиксы и, л, орфограмма – безударная гласная в приставке.
- снежинки – окончание и, корень - снеж, суффикс – инк, орфограмма – безударная гласная в корне.
-Какая орфограмма встретилась во всех частях слова?
- Безударная гласная?
- Кто догадался, какова тема урока?
- Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных.
Слайд 6
- Сегодня мы будем тренироваться в безошибочно написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных. Но прежде, давайте вспомним, что нужно знать и помнить, чтобы писать слова без ошибок?
- Нужно знать правила!
- Проверка любой орфограммы имеет свой чёткий алгоритм.
1-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в окончании.
2-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в приставке.
3-я команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в корне.
Учитель ставит на парту схему части слова. Дети в группах собирают алгоритм на заданную орфограмму. Зачитывают получившиеся алгоритмы. Они появляются на экране.
Слайд 7
Приставка |
Корень |
Окончание |
Ставлю ударение |
Ставлю ударение |
Ставлю ударение
|
Нахожу безударный гласный |
Нахожу безударный гласный
|
Нахожу безударный гласный
|
Если приставка… |
Если корень… |
Если окончание…. |
Вспоминаю правописание. |
Подбираю проверочное слово, вспоминаю правописание, смотрю в словарь. |
Определяю часть речи. |
|
|
Определяю склонение, падеж, подбираю слово-помощник. |
Физ. минутка
Слайд 8
- Теперь, используя эти алгоритмы, вы вставите пропущенные безударные гласные в тексте и сможете побывать в зимнем лесу!
Дети получают листочки с пропущенными орфограммами и вставляют буквы.
- Прочитайте текст про себя. Прочитайте текст вслух.
После метели лес прибывал в мире безмолвия. Он был красивый и удивительный. Ель стояла в хвойной кольчуге. Маленькие ёлочки занесло снегом. На макушке сосны появилась снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем светлые косы. На лесной полянке у тропинки след лисицы. В поисках добычи пробежала куница. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом продолжалась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.
Слайд 9
Каждая команда вставляет все безударные гласные, а выписывает слова только на свою орфограмму.
- 1-ая команда объяснит орфограмму в приставках.
Ученик из первой команды объясняет правописание слов
безмолвия, занесло, появилась, разгребли.
- 2-ая команда объясняет орфограмму в корне. Слова
удивительный, кольчуге, верхушке, посеребрила, пробороздил, черника.
3-я команда объясняет орфограмму в окончании. Слова
в мире, инеем, на полянке, под сугробом, брусники.
Все буквы вставлены. Давайте ещё раз прочитаем этот текст. Вот мы в зимнем лесу. Скажите, к какому типу относится этот текст?
- Это текст повествование с элементами описания. Назовите тему текста? (Зимний лес) Назовите основную мысль текста? (Жизнь в зимнем лесу)
- Придумайте название к этому тексту.
Лучшее название записать с комментированием в тетрадь.
- Красивую картину словами нарисовал автор этого текста?
- Какие средства выразительности речи он использовал?
- Он использовал метафоры.
- Назовите их. (В хвойной кольчуге, снежная шапка)
- Ещё чем пользовался автор?
- Он использовал эпитет (светлые косы), олицетворение (посеребрила инеем)
- Как вы думаете, какую ещё работу можно выполнить по этому тексту?
- Найти самим слова на безударную гласную в приставке, корне и окончании имён существительных.
Дети находят и записывают по 3-4 слова на указанную им орфограмму, выделяя часть слова и ставя ударение.
1-ая команда выписывает слова с безударной гласной в корне, 2-ая команда – с безударной гласной в окончании, 3-я команда – с безударной гласной в приставке.
Дети выполняют работу в группе, проверяют друг друга.
-Какое упражнение было легче: вставить пропущенную букву или найти слова с орфограммой в тексте? Почему?
-Какое упражнение могло быть ещё труднее?
- Подобрать слова с указанной орфограммой.
- Подберите и запишите 4 слова с орфограммой в окончании - 1-ая команда, с орфограммой в приставке - 2-ая команда, с орфограммой в корне - 3-я команда.
Прочитайте слова, которые вы написали и объясните по алгоритму.
- Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?
- Для грамотного письма нужно знать алгоритм действий и чётко ему следовать.
А теперь проверим, как вы работаете самостоятельно, запишем на листочках диктант.
Слайд 10
К снежной шубке, по лесной поляне, на вершине сосны, в удивительном наряде, по белоснежной скатерти, макушки сосны, к опушке леса, в зимнем убранстве, деревья в серебре, ветка ели, в белой шапке.
Придумайте несколько красивых предложений о зиме.
Слайд 11
Наш урок подходит к концу. Сформулируйте тему нашего урока. Что вы можете рассказать о правописании безударной гласной в разных частях слова?
Выставление оценок.
Слайд 12
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.