Технологическая карта урока математики
Класс: 1 «Е»
УМК « Школа России»
Тема: «Задача»
Цели: обобщение и систематизация знаний по теме «Задача»;отработка вычислительных навыков;знакомство с составными задачами.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Предметные: выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал; выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие); распознавать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник
Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально, учебник, рабочая тетрадь, учебное наглядные пособия «состав числа 10», составные части задачи, учебно-методическое пособие.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент.
|
– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать. –
Покажем нашим гостям, как мы умеем работать? – Хорошо всегда считаем? –
Все заданья выполняем?
– На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум точить”. (Слайд 1) Для чего мы приходим в школу? – Как вы понимаете эти слова?– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум. Конец «рефлексия» физминутка «Пингвины» |
Слушают учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей
вместе (Да,
да, да!) (Да, да, да!) (Нет,
нет, нет!)
(Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.) |
Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
II. Актуализация знаний.
|
Мы попали в гости к т. Сове, она любит рассказывать нам обо все, вместе с нами учиться решать задачи и «точить ум» будут Мудрая черепаха и муравей Вопросник.
1. Устный счет. На доске представлены задачи в стихах. (ответы на задачи записываем в рабочие тетради) – Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5) 1. Дама сдавала в
багаж 2. Вот восемь
зайчат по дорожке идут, 3. Шесть щенков в
футбол играли, 4. Дядя ежик в сад
зашел,
– А сейчас
проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.) (Слайд
6)
2. Повторение состава числа 10. (карточки – проверка в паре)
– Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему? (1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3. 2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)
– В гости к нам пришли и наши друзья Катя, Вова и Петя. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8) –
Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята? 5 и 5; – Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?
3. Пальчиковая гимнастика (состав числа 10)
4. Повторить геометрический материал (на доске нарисованы фигуры) - Какие линии вы видите? - На какие группы их можно разделить? - Сколько здесь незамкнутых ломаных линий? - Как измерить длину ломаной?
- Сколько здесь многоугольников? - Назовите и покажите их? |
Высказывают своё мнение, делают предположения. Находят закономерность, объясняют её.
Отвечают на вопросы
Объясняют выбор действия.
Рассуждают и отвечают на вопросы
6 предметов
10 зайчишек
5 щенков
7 груш
(5, 6, 7, 10)
–
по форме 5 и 5;
(Первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1)
(Ломаные) Замкнутые и не замкнутые) (многоугольники). (две) (нужно измерить длину каждого отрезка и сложить получившиеся результаты) (три) Доска |
Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения.
Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему
- Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
III. Самоопределение к деятельности
|
- Что мы повторили в ходе устных упражнений? - Какое упражнение помогло повторить то, что нам известно о геометрических фигурах?
|
Знание геометрических фигур; состав числа 10 |
|
IV. Физминутка
|
Посмотрите на полянке мы увидели красивые цветы. --- Как они называются? На каждом лепестке пример, если ответ получается число чётное хлопаем в ладоши, если нечётное - топаем. Продолжим наш отдых на полянке: Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. |
Выполнение упражнений детьми |
|
V. Формулирование темы урока.
|
1. Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.) – Послушайте и сравните два текста. (Слайд 10) “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?” “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?” – Чем похожи и чем отличаются эти текста? –
Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а в
какой – в азбуке, или другой книге по чтению?
– Как в математике называется этот текст?
2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: Задача. Знакомство с составной задачей (Слайд 11) Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче.
|
(Похожи содержанием, отличаются вопросами.) (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.) (Задача.) |
Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
VI. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях. |
К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Как вы думаете, а что могло случиться? Какое сейчас время года на дворе? (зима, самое страшное зимой для зверей – голод, вот и заячьей семье нужно помочь) Задача Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, а маленьких на 2 больше. Сколько всего морковок принесла мама зайчиха? Составляем план решения задачи. Краткая запись. - О ком задача? (записываем) – о зайчихе, которая принесла большую и маленькую морковь. - Сколько было больших морковок? - Что сказано о маленьких морковках? - Как это показать в условии задачи? - Прочитаем вопрос задачи. Сколько вопросов? Чтобы ответить на второй вопрос мы должны в условии задачи поставить большую квадратную скобочку. И знак вопроса. Запись решения задачи по действиям (можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?) Такие задачи в которых нельзя сразу ответить на главный вопрос и решить одним действием, называются составными. (составные задачи бывают в два, три и более действий). Мы будем решать такие задачи на протяжении всей начальной школы. Физминутка «Части задачи» (покажите условие, вопрос, решение, ответ)
|
(пять)
(неизвестно, на две больше)
(два)
«Крыша дома, дом, кирпичики, знаки больше, меньше, равно, ответ задачи» |
|
VII. Закрепление изученного материала.
|
– Катя, Вова и Петя составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята. Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12)
1. Кто правильно составил текст задачи? Петя: Сколько
карандашей у Димы?
1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. –
Внимательно ли ты слушал товарища?
Итог: –
Из каких двух частей состоит текст задачи? (Слайд 13) –
Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не
является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая
незабудка.
2. Составление задачи по картинке. (Слайд 14) – Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи. Итак, задание: составить задачи по картинке. – Молодцы, вы
придумали очень хорошие задачи. Заяц + морковь – Петя и Вова вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем. (Слайд 15) “У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов?” –
Докажите, что это задача.
3. Найди схему к этой задаче. У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов? – Петя просит вас разбить схемы на две группы. Как бы вы их разбили? (Слайды 16, 17) В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами. – Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?” Тоже сделал и Ежик. (Слайд 18) У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика? –
Задание: выбери правильное решение.
4. Выбери правильное выражение Вова:
7 – 3 = 3
|
( Из условия и вопроса.) (То, что известно в задаче.) (То,
что надо найти.)
(Чтобы
ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.)
Чтение задач по слайдам (1-й ученик. У Димы 6 синих шариков и 4 красных. Сколько всего шаров у Димы? 2-й ученик. Мама купила 10 шаров. 4 из них красные, а остальные – синие. Сколько синих шаров купила мама? 3-й ученик. У клоуна 4 красных шарика и 6 синих. На сколько больше синих шариков у клоуна, чем красных?)
(Схемы, где целое и схемы, где ищем часть; взаимно обратные (3), одна лишняя.)
(Чтение задачи.)
Высказывания ребят
Обоснуй свой выбор |
Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |
VIII. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
|
1. Закончи предложение. –
Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
2. Задачи-ловушки. Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным. (Слайд 20) - “На березе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?” (Яблоки не могут расти на березе.) - “Во двор прилетели 5 орлов и 4 коршуна. Сколько птиц гуляет по двору?” (Орлы и коршуны по дворам не летают.) - “Добираясь к нам в гости наши друзья Петя, Катя и Вова проехали 3 км. Сколько км проехал каждый?” (Переносим на жизненную ситуацию, три ученика взявшись за руки проходят три шага. Сколько шагов прошел каждый из них?)
|
Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы. |
Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий.
Регулятивные УУД: принимают учебную задачу.
Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.
Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой. |
Рефлексия. |
3. Рефлексия. (Слайд 21) Использование «Светофора» –
Кто помнит, какой эпиграф у нас сегодня на уроке? Что он обозначает? - Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
|
Самооценка учащихся |
Регулятивные УУД: -оценивать свою работу - оцениваем работу соседа в паре |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.