Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
04.01.2023
Конспект урока
Тема: «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты». Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Конспект урока.Тема «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты».doc

Тема: «Что изучает физика. Физические явления.

Наблюдения и опыты».

 

Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

 Задачи:

·         Образовательные:

·         сформировать у учащихся представления о физике как науке;

·         ознакомить учащихся с понятиями физическое тело, вещество, материя, явление;

·         научить различать физические явления;

·         пояснить связь физики с другими науками и техникой;

·          ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений

·         Развивающие:

·         способствовать развитию логического мышления через формирование понятий: физическое тело, вещество, явление;

·         развивать зрительные восприятия через просмотр видеофрагментов;

·         развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.

·         Воспитательные:

·         воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, слышать, делать выводы;

·         воспитывать интерес к предмету физика.

Тип урока: урок изучения нового материала

Обеспечение урока: шарик, презентация, металлический желоб, электрический звонок, источник тока, лампочка, магнит, металлические опилки, маятник, стакан с водой, бумага.

 

План урока:

 

1.     Организационный момент (2 мин.).

2.     Мотивация учебной деятельности (3 мин.).

3.     Изучение нового материала (18 мин.).

4.     Физкультминутка (2 мин.).

5.     Формирование умений и навыков (3 мин.).

6.     Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин.)

7.     Рефлексия (2 мин.)

8.                  Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями (3 мин.).

9.     Домашнее задание (2 мин.).

 

1. Организационный момент

 

         Здравствуйте, дети! Я преподаю очень интересный предмет. Как он называется, вы сможете узнать, отгадав мои загадки (из первых букв отгадок складывается слово «физика»).

1.            Наведет стеклянный глаз, щелкнул раз – и помнит нас. (фотоаппарат)

2.            Тебе дано, а люди пользуются. (имя)

3.            С виду - клин, развернешь – блин. (зонт)

4.            Барыня – княгиня, весь мир нарядила, а сама нагая. (игла)

5.            Без рук, без ног, под лавку – скок. (клубок)

6.            Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. (антенна)

2. Мотивация учебной деятельности

           Приходя домой, включая компьютер, слушая музыку через плеер, разговаривая по мобильному телефону с друзьями, готовя пищу на электрической плите, вы навряд ли задумывались над тем, откуда это все появилось.
           Ведь раньше люди готовили пищу на костре, жгли лучину, освещая свое жилище, ездили на лошадях, запряженных в телегу. Обо всем об этом люди только мечтали и все свои мечты пытались осуществить в сказках.

3. Изучение нового материала

          Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика.

– Откуда же появилось это слово «физика»?
          В сочинениях одного величайшего ученого Древней Греции Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры и появилось слово физика. Греческое слово фюзис – природа. В русский язык ввел в XVIII веке М.В. Ломоносов.

          Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать некоторые термины.

– В окружающем нас мире находятся различные тела, которые изучает физика. Эти тела называются физическими.

– Примеры физических тел.

·              Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля.

·                 Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (притяжение мелких металлических предметов к магниту).

 

– Что общего и чем отличаются тела

Учащиеся отвечают на вопрос.
Предполагают, что тела имеют разную форму, сделаны из одного материала.

– Все тела состоят из вещества.

Определение : Вещество – это то из чего состоит тело.

Сейчас поиграем в ФИЗИЧЕСКИЙ ПИНГ-ПОНГ.
Я называю тело, вы говорите – вещество и наоборот.

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело,  вода – вещество.

 В природе происходят различные изменения (гром, молния, извержение вулканов, смена дня и ночи, пожелтение листьев осенью и т.п.), которые называются явлениями природы.

       Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п.

          А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика?

Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы.
– Все явления можно разделить на группы

В тетрадях записывают виды физических явлений и их особенности.

         Учитель демонстрируя слайды 23-28 и рассказывает о различных видах явлений.

 

         Учитель демонстрирует опыты различных физических явлений.

Звонок, колебания маятника, загорание электрической лампочки, прилипание листа бумаги к перевернутому стакану с водой, действие магнита на металлические опилки на листе бумаги, скатывание металлического шарика по металлическому желобу.

  

·       Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?

(из наблюдений, опытов, экспериментов).

           Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.

           Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты –специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (слайд 33)

 

4. Физкультминутка

 

5. Формирование умений и навыков

 

– А теперь опять поиграем

ИГРА «Найди свой домик»

На доске висят домики с названием: ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО,ЯВЛЕНИЕ. Рядом с домиками на дереве сидят различные птицы, на которых написаны слова, обозначающие тело, вещество, явление. Задача учащегося поместить свою птицу в домике.

– Сейчас мы с вами пойдем в осенний лес, будем собирать осенний букет. У каждого этот букет будет свой. Чтобы легче было его собирать, мы разделимся на три команды.

ИГРА «Собери осенний букет»: Листья деревьев развешены по классу. Учащиеся встают и, обходя класс, срывают свои листья. Каждая команда будет собирать листья деревьев, на которых написано то, что относится к:
1 команда – к физическому телу
2 команда – к веществу
3 команда – к явлению

Учитель проверяет правильность собранных букетов.

 

6. Контроль знаний (дифференцированный подход)

 

Карточка №1.

 

1.     Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».

Физическое тело

Самолет, медь, авторучка, радуга, фарфор, вода, автомобиль, эхо, мёд, золото, книга.

Вещество

2.     Распределите ниже приведенные слова в  таблицу (указав буквенный номер ответа):

а) шар катится,                                                   е) свинец плавится,       

б) холодает,                                                        ж) слышны раскаты грома,

в) снег тает,                                                        з) звезды мерцают,

г) вода кипит,                                                     и) наступает рассвет,

      д) сон,                                                                  к) эхо.

 

Механические

Тепловые

Звуковые

 

 

 

 

3.     Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину учебника. Запишите данные в таблицу.

 

Измеряемая величина

см

дм

Ширина

 

 

толщина

 

 

высота

 

 

 

Карточка №2.

 

1.     Подчеркните слова, которые обозначают физические тела: книга, нож, сталь, алюминий, самолет, птицы, воск, фарфор, радуга, чашка, свинец, дождь.

2.     Назовите по три вещества, из которых могут быть изготовлены изображенные на рисунке тела:

                                  

А) 1………………… 2……………….. 3……………………… 

Б) 1………………… 2……………….. 3……………………… 

 

3. Выполните действия:                

    1 дм 4 см +6 дм 2 см =………..,

45 см + 2 дм =……….,

85 дм + 35 см = ………..,

96 см – 5 дм 6 см =………..,

32 дм - 12 см = ………

 

Карточка №3.

 

1.  Подчеркните слова, которые обозначают вещества: тетрадь, бумага, мел, ручка, чернила, окно, стекло, бензин, вода, лед, снег.

2.   Распределите по группам – «т» – тело, «в» – вещество, «я» – явление следующие слова: радуга (…), самолет (…), велосипед (…), глина (…), древесина (…), работа электростанции (…), мяч(…), уголь(…), гром (…).

3.   Сравните  (< , =, >)

3 м …. 3 см;              4 дм …40 см;            500 см… 50 дм;

9 м … 900 см;          60 дм … 6 м;                  80 м …80 см.

 

Карточка №4.

 

1.       Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».

Физическое тело

Метель, автобус, светофор, золото, молния, лед, сахар, тень, дерево, парта, железо.

Вещество

2.  Распределите ниже приведенные слова в  таблицу (указав буквенный номер ответа):

а) гроза,                                          е) притяжение двух магнитов,

б) летит голубь,                             ж) сверкает молния,

в) шелестит листва,                       з) горит электрическая лампа,

г) радуга,                                         и) маятник часов колеблется,   

     д) облака двигаются,                       к) притяжение металлических 

                                                                         иголок к ножницам.

Электрические

Световые

Магнитные

 

 

 

 

 3. Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину дневника. Запишите данные в таблицу.

Измеряемая величина

см

м

Ширина

 

 

толщина

 

 

высота

 

 

 

Карточка №5.

 

1.     Прочитайте текст.

Прогулка по зимнему парку.

    Наш парк зимой так красив! Вокруг пушистый снег. Мороз. Снег скрипит. Я слышу свой шаг.

    На краю парка пруд. Он замерз. Рыбки долбят толстый лед. Им нужна прорубь. А вдруг там живет сказочная щука?

Выпишите название физических тел, веществ, явлений о которых говорится в тексте.

Тела: …………………………………………………..………………

Вещества: ……………………………………………………………..

Явления: ……………………………………………………………….

2.  Сравните  (< , =, >)

    35 мм …. 3 см;                14 дм …40 м;           450 см… 45 дм;

     8 м … 900 см;                 160 дм … 16 м;           80 м …80 дм.

 

7. Рефлексия

Сегодня  я узнал…             Меня удивило…….

Было интересно…             Было трудно…

Я понял, что…                   Я научился…

8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями

9. Домашнее задание

Учебник: Кабардин О.Ф. , Физика 7класс. – М.: Просвещение –2014г.

 § 1, вопросы (устно); выполни экспериментальное задание 1.1. (стр.8);

творческое задание: составь презентацию по  теме:

1) «Физические явления в природе».

     2) «Физические явления в быту»


Тема: «Что изучает физика. Физические явления

Тема: «Что изучает физика. Физические явления

Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин

Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин

Факт их существования не зависит от нашего сознания

Факт их существования не зависит от нашего сознания

Только в средние века такие ученые как:

Только в средние века такие ученые как:

Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину учебника

Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину учебника

Вещество 2. Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа): а) гроза, е) притяжение двух магнитов, б) летит голубь, ж) сверкает молния, в)…

Вещество 2. Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа): а) гроза, е) притяжение двух магнитов, б) летит голубь, ж) сверкает молния, в)…

Учебник : Кабардин О.Ф. , Физика 7класс

Учебник : Кабардин О.Ф. , Физика 7класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.