1.2. Длина отрезка. Единицы измерения длины.
В соответствии с тематическим планированием, на данный урок отводится один час учебного времени.
К данному уроку в качестве фрагмента домашнего задания детям предлагается прочитать материалы информационного блока на с. 19–22, выполнить данные там задания и подготовиться к ответу на вопросы учебника, отмеченные сине-зелёными точками. При этом, как было сказано выше, даётся задание сформулировать и свои вопросы.
Урок
1. Выполняем этап работы с информацией (5–7 мин.).
Ориентирован на преимущественное формирование познавательных универсальных учебных действий (умения формулировать вопросы к тексту, самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст).
Ставим и обсуждаем вопросы параграфа. При этом обсуждаются как основные вопросы, связанные с измерением длины, изучавшиеся в начальной школе, так и те измерительные приборы, которыми они будут пользоваться (линейка и циркуль).
При этом обсуждаются и те вопросы, которые сформулированы детьми дома при самоподготовке. Устанавливаем цели урока.
2. Выполняем этап первичного закрепления (20 мин.).
Ориентирован на формирование:
познавательных УУД (формирование умений:
– по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
– по использованию доказательной математической речи;
– по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами);
регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты).
Обсуждаем, что это за этап, устанавливаем цели работы на данном этапе, составляем план работы, определяем время.
а) Выполняем фронтально №1, 2, 3; с. 22. При этом в №1 обсуждаются вопросы о том, что длины отрезков можно сравнить, предварительно измерив их, а можно проделать эту же работу с помощью циркуля. Разница будет состоять в том, что в первом случае ответ будет носить не только качественную, но и количественную характеристику.
б) Предлагаем обратиться к домашней работе и сформулировать к одному из выбранных номеров вопросы на измерение или сравнение отрезков. Например, берём №19 со с.18. Выясняем, какие отрезки есть на получившемся чертеже и формулируем задания вида «Сравни длины отрезков…» Задания должны формулировать и выполнять сами дети, задавая их друг другу и контролируя процесс выполнения.
в) Задания №4, 5 со с. 23 и №6–12 со с. 24 распределяются по группам (парно-групповая работа) или, в некоторых случаях, для индивидуальной работы. По истечении отведённого для этого времени результаты работы выносятся для обсуждения в классе. Подводится итог работы, происходит самооценка, связанная с определением того, что ясно и получается, и того, что не ясно и не получается.
3. Выполняем этап самостоятельной работы (15 мин).
Ориентирован на формирование:
познавательных УУД (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);
регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);
коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).
Вариант работы выбирается из предложенных в учебнике или сборнике самостоятельных работ (авторы С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.Н. Гераськин) по усмотрению учителя после рефлексии детей, проведённой на предыдущем этапе. Варианты самостоятельной работы не равноценны: первый – проще (необходимый уровень), второй – сложнее (повышенный уровень). Учитель выбирает тот вариант, который, по его мнению, соответствует уровню класса, или раздаёт варианты дифференцировано, посильно отдельным детям. При этом можно некоторым детям в качестве самостоятельной работы выдать отдельные задания (по усмотрению учителя). По истечении времени, отведённого для выполнения работы, её результаты выносятся для обсуждения в классе: в явном виде демонстрируются верные ответы и сравниваются с теми, что получены детьми. Ошибки выявляются и уясняются в парной работе детей: даётся задание каждой паре сидящих рядом просмотреть совместно свои работы, обсудить результаты, сравнивая их с представленными. Затем выбранный представитель от пары предъявляет результаты проделанной работы для всего класса. При этом обсуждаются и результаты индивидуальной работы, если она была. Отметки на этом этапе выставляются только по желанию учащихся. После этого побуждаем детей к оценке достигнутых результатов.
ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРАГРАФА 1.2.
Вариант I. б) 2 м 30 см = 23 дм.
Вариант II. б) 142 см < 1 м 40 дм; 140 см < 14 000 мм.
4. Формулируем домашнее задание (5 мин.) по различным уровням сложности в зависимости от результатов самостоятельной работы. При этом можно использовать как раздел параграфа «Задания для домашней работы», так и значительную часть заданий из раздела «Тренировочные упражнения».
В качестве фрагмента домашнего задания даются материалы информационного блока на с. 26–29.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.