Информационно-технологическая карта урока
Раздел тематического планирования |
Технологии изготовления предмета труда |
Проверено Завуч по УВР Абжакова Л.Н. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подраздел |
«Коллаж» - новый вид искусства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Пилявская Т.Ю. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 8 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
История создания техники «Коллаж». Материалы, инструменты, оборудование и приспособления. Оборудование рабочего стола. Правила безопасной работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
8.2.4.1 иметь сведения о различных материалах, используемых в технике «коллаж»; 8.2.4.2 знать свойства материалов, применяемых в работе; 8.2.4.3 овладеть техникой аппликации из различных материалов: кожи, ткани, скорлупы, опила, песка; 8.2.4.4 знать инструменты, приспособления, используемые в коллаже; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обуче-ния, которые достигаются на данном уроке |
Познакомить учащихся с новым видом ДПИ, техникой «Коллаж». Научить подбирать материалы, инструменты, оборудование, приспособления при выполнении техники «коллаж». Познакомить учащихся о декоративных особенностях и разнообразии видов коллажа, применение различных видов техники коллажа при изготовлении изделия. Научить подбирать рисунок, основу, материал по конкретному изделию. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекцион-но-развивающие цели |
Развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер и точность при создании коллажа, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность. Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций. Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике. Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание художественных терминов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательные цели |
Воспитывать художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости. Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи. Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наглядные пособия |
Картины в технике «коллаж», иллюстрации, раздаточный материал, инструкционные карты, карточки-задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудова-ние |
Различный природный и бросовый материал, бумага, ткань, нитки, рисунки, карандаши, копировальная бумага, ножницы, шило, кусачки, пассатижи, пинцет, клей, лак, проволока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный (повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарная работа |
Коллаж, композиция, основа, фон, стилизация, набросок, пейзаж |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формативное оценивание |
После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, создание благоприятной учебной атмосферы Применяются следующие приёмы: «Здороваемся глазами», фронтальный (формативный) опрос, метод «Вопрос-ответ», «Мозговой штурм», «Обратная связь», «Рассуждаем вместе», «Ромашка», «Аплодисменты», «Три хлопка», таблица «Знания и навыки в работе с коллажем», рефлексия - «Словесное пожелание» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Дифференцирован-ный подход к ученикам Ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Психолого-педагогичес-кий настрой |
· Подготовка учащихся к занятию · Подготовка рабочих мест · Сообщение темы и цели занятия Метод "Здороваемся глазами" Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте друг другу частичку своего настроения. |
Ученики 1-2, 3 тип. группы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение новых сведений
|
«Коллаж» - новый вид искусства История создания техники «Коллаж». Материалы, инструменты, оборудование и приспособления. Оборудование рабочего стола. Правила безопасной работы.
Слово учителя
Метод «Мозговой штурм» Давайте вспомним: Что такое аппликация? Аппликация – художественное произведение, выполненное путём наклеивания, пришивания различных материалов к основанию из однородного или другого материала. По используемым материалам на какие группы можно разбить аппликацию? · Из бумаги · Из ткани, ниток · Из природных материалов (листьев, цветов, семян, соломки, крупы, пуха, перьев, др.) · Из кожи · В технике коллаж (использование различных материалов) · Из нетрадиционных (бросовых) материалов (картона, пластиковых упаковок, бисера, проволоки, др.)
Выведение темы урока Давайте подумаем – о чём мы сегодня будем с вами разговаривать? Тема урока: «История создания техники «Коллаж». Материалы, инструменты, оборудование и приспособления. Оборудование рабочего стола. Правила безопасной работы». Коллаж – (от франц. слова «соllаqе» - наклеивание) – технический приём в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающих от неё по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим способом. По сути, коллаж – это художественная аппликация. Искусство создания работ в технике коллажа развивалось очень давно, приёмы коллажа можно встретить в создании икон. В изобразительное искусство коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани, т.д.
становятся необыкновенно выразительными. Пикассо любил игру, и создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Первая работа Пикассо, сделанная в новой технике – «Натюрморт с плетеным стулом». Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие художнику, считают шедевром. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные из металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок и др. материалов, большей частью шокировали публику. Тем не менее, искусство коллажа продолжало развиваться, и ему отдали дань многие художники. Так, коллаж занимает заметное место в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Художник придумал разновидность коллажа – декупаж, столь популярный в наше время. Этот приём означает использование главным образом 2-х действий: вырезания (или кроения) и составления картин из полученных деталей. Комбинируя вырезанные из цветной бумаги различные бумаги, Матисс создавал произведения, отличающиеся простыми и вместе с тем гармоничными формами, они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника - картина «Морские животные», созданная в память о южных морях. Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения. Матиссу удалось передать и таинственной глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба. В 1930-е гг. интерес к коллажу пошел на убыль, но уже в 1950-е вспыхнул с новой силой (в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт). Коллажами того времени отражают его дух, эмоции, настроение и художественные вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль». Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, - куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, - Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж – эта целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины. Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно несовместимое.
Использовать можно все, что попало под руку и понравилось глазу. Коллаж можно обогатить лепниной из теста, нитками, вырезками из бумаги, тканью, и др. Суть коллажа состоит в наклеивании самых разных по цвету и фактуре кусочков материала на определенную поверхность. По сути, коллаж, это художественная аппликация. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами – тушью, акварелью и т.д. Надо отличать коллаж от близких по своей сути и технике, но всё же других средств изображения – аппликации, инкрустации и родственной технике ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпанованные на одной плоскости. Коллажи бывают объёмные (выступают за пределы рамки) и плоские (помещают под стекло). Все работы обрамляются рамкой. Объёмный коллаж напоминает барельеф. Для создания используется материал, который нельзя сплющить или распластать (коряги, раковины, сухие плоды, искусственные цветы и др.). Обычно объёмный коллаж не покрывают стеклом, так как материал может выступать за пределы рамки. Плоский коллаж помещают под стекло, как картину. Коллаж классифицируется по материалам, техникам, композициям и приёмам выполнения. По стилю коллажи подразделяются на: · Вегетативные Формо-линейные · Декоративные Пейзажные
для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж.
тивном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требует от автора новых интересных идей, красивых сочетаний, цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.
Определяют следующие виды «коллажа»:
Виды основ коллажей
ВЫВОД: · Коллаж отрицает понятие целого, так как оно является фрагментом и состоит из фрагментов. В связи с этим сложно дать однозначное, точное определение этому виду искусства. · Коллаж – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, природный материал и др.). они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. · Коллаж – это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создаётся изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто другое. МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Вводный инструктаж В работе в технике «коллаж» используют много режущих инструментов: кусачки, шило, пассатижи, ножи, ножницы, спицы.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУМЕНТАМИ И ПРИСПОСОБЕНИЯМИ
ПТБ работы ножницами 1. Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно! 2. Хранить ножницы нужно в определённом месте. 3. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд в закрытом виде. 4. Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя. 5. Следи, чтобы пальцы левой руки не поранить. 6. При вырезании детали поворачивай бумаги. 7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 8. Не работай ножницами с ослабленным креплением. 9. Работать ножницами только на своём рабочем месте.
ПТБ работы шилом 1. Предохранительное кольцо должно быть плотно укреплено на ручке. 2. Шило держать так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня. 3. Работать только на подкладной доске. 4. Прокалывать надо осторожно, не применяя лишних усилий.
Правила работы ножом 1. Для работы используется нож только с закругленным концом. 2. При резании бумаги, картона ножом использовать фальцлинейку. 3. Нож надо держать без усилий, но крепко, чтобы во время работы рука не соскользнула на лезвие.
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО СТОЛА Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящика, то инструменты хранить в коробочке, а листы кальки с рисунками – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперед, не сутулится, не склонять низко голову.
1. Необходимо подготовить стол – прикрепить рабочую доску, разложить инструмент, приспособления, материалы. 2. Необходимо заранее подобрать и рассортировать материал. 3. Острые инструменты обязательно должны быть в чехлах или коробках. 4. Рабочее место должно быть хорошо освещено. 5. Ножницы, шило, пинцеты, линейки, тюбики с клеем удобно ставить в тяжелую ёмкость с широким горлышком. 6. Коробочки для мелких деталей, выкроек, фурнитуры для удобства можно подписать, это облегчит поиск нужного. 7. Тряпочка, чтобы вытереть руки от клея и протереть стол. 8. Необходимо перед работой надеть фартук. 9. Обязательно должна быть коробка для мусора.
|
Образцы изделий в технике «коллаж»
Иллюстрации
Видеоро-лик, слайды
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Повторение Беседа
|
Метод «Вопрос – ответ» Фронтальный опрос
1. Что такое аппликация? Аппликация – художественное произведение, выполненное путём наклеивания, пришивания различных материалов к основанию из однородного или другого материала. 2. По используемым материалам на какие группы можно разбить аппликацию? Из бумаги, ткани, ниток, природных материалов (листьев, цветов, семян, соломки, крупы, пуха, перьев, др.), кожи, в технике коллаж (использование различных материалов), из нетрадиционных (бросовых) материалов (картона, пластиковых упаковок, бисера, проволоки, др.) 3. Что такое техника «Коллаж»? Коллаж – (от франц. слова «соllаqе» - наклеивание) –наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающих от неё по цвету и фактуре. 4. Как называют изделие, выполненное в технике «коллаж»? Изделие, выполненное в технике «коллаж», также называют коллажем. 5. Какой материал используется в технике коллаж? Используются различные материалы: пуговицы, кусочки ткани, бумага, мех, стекло, кожа, нетрадиционный материал, др. 6. Когда началось развитие техники коллаж? Это искусство развивалось уже давно, но активно началось развитие в 1913 году. 7. С чего начинается создание картины в технике коллаж? С продумывания сюжета картины, подбора материалов и инструментов. 8. Что можно использовать для фона картины? Для фона можно использовать различную ткань, бумагу. 9. Каким способом прикрепляют детали к основе? Можно приклеить клеем отдельные детали или закрепить проволокой. 10. Какие инструменты используют в работе? Для работы в технике коллаж потребуются различные инструменты: ножницы, шило, пинцет, пассатижи, кусачки, термопистолет, нож. 11. Какие коллажи бывают по форме? Коллажи бывают объёмные (выступают за пределы рамки) и плоские (помещают под стекло). Все работы обрамляются рамкой. 12. По стилю коллажи подразделяются на? Вегетативные, декоративные, формо-линейные, пейзажные. 13. Назови виды основ коллажей. Коллаж на холсте, коллаж на батике, коллаж на ткани, коллаж на бумаге.
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно, 3 группы – с помощью учителя
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Практичес- кая работа |
Определение дескрипторов 1.Учить детей различать техники изготовления коллажей, самостоятельно определять замысел, сочетая разнообразный материал и способы и формы его воплощения, технически грамотно сочетать и применять материалы. 2.Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества. 3.Развивать воображение, поддерживая проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. 4. Создать условия для творческой самореализации
Метод «Обратная связь» Ориентировка в задании 1. Анализ образца Посмотрите на образец: 1. В какой технике выполнено изделие? Изделие выполнено в технике коллаж. 2. Какой материал требуется для выполнения работы? Используются различные материалы: пуговицы, кусочки ткани, бумага, мех, стекло, кожа, нетрадиционный материал, др. 3. Какие инструменты необходимы в работе? Для работы в технике коллаж потребуются различные инструменты: ножницы, шило, пинцет, пассатижи, кусачки, термопистолет, нож. 4. Правила безопасной работы с ножницами, шилом, ножом. Ход выполнения работы (технологическая карта) Прежде чем начать работу, давайте определим порядок выполнения.
- выполнить задание
Во время выполнения практической работы учитель внимательно следит за действиями учащихся, поправляет их, помогает по необходимости.
Работа по карточкам-заданиям
1-2 типологическая группа КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Напиши Стили коллажей
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Подпиши Названия инструментов
3 типологическая группа КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Укажи стрелкой Название каждого инструмента, приспособления и материала
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ Подпиши В какой технике выполнены эти работы?
|
Анализ образца изделия (по типол. группе)
Проверка знаний ПТБ
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно, 3 группы – с помощью учителя
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Индивидуальная работа |
Метод «Ромашка» Словесный отчёт о работе
1. С какой техникой вы познакомились? 2. Что вы выполняли? 3. Что вызвало у тебя затруднения в работе? 4. Понравилось ли тебе эта техника?
По окончании работы: · демонстрация учащимися своих заданий · самооценка метод «Апплодисменты» · взаимооценка метод «Три хлопка» · заполнение таблицы «Знания и навыки работы с коллажем»
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно, 3 группы – с помощью учителя
Заполне-ние таблицы
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт-минутка |
«Упражнения» (на выбор)
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
|
Все учащиеся выполняют упражне-ния на релакса-цию |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов занятия |
Анализ деятельности учащихся
Беседа:
Анализ выполненной работы учащимися:
вопросы, словесного отчёта Оценка работы:
Критерии оценивания: · продуктивность деятельности Уровни оценивания: · низкий · средний · высокий Домашнее задание
Рефлексия Метод «Словесное пожелание» Учитель хвалит учащихся за хорошее выполнение задания, и таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении задания. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
|
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно, 3 группы – с помощью учителя
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Уборка рабочих мест и помещения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.