Открытый урок по музыке, 4 класс.
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
Тема урока: «Святые земли русской».
Дата проведения: 14.11.2019.
Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.
Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.
Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;
2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;
3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).
Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации;
- метод музицирования;
- метод соучастия;
- метод «пластическое интонирование»;
- метод погружения;
- метод контроля и самоконтроля;
- метод имитационного моделирования;
- приём «Музыкальное приветствие»;
- приём визуализации;
- работа со справочной литературой.
Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь.
Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;
- В. Васнецов «Богатыри»;
- икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво –
рец».
Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Вла –
димира;
- портрет А.П. Бородина;
- В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;
- рисунки детей на темы: «Русь православная»,
«Великий колокольный звон»;
- музыкальный центр;
- фортепиано;
- камертон.
Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из
Мурома»;
- А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,
(фрагмент);
- Стихира «Земле Русская, граде святый!»;
- «Тропарь».
Ход урока.
1. Организационный момент.
v По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
v Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.
Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!
(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).
…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…
Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
2. Вступление.
Попробуем перенестись в глубокую древность.
В.: Какой была Древняя Русь?
Много ли в ней было городов, деревень?
И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.
В.: Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм?
Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).
А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола.
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла!
(Священник Владимир Шамонин «Радость»).
(Без икон).
3. Основная часть.
Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?
Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.
святые: А.Невский, Сергий Радонежский , княгиня Ольга и князь Владимир…что сделали они для Русской земли?
Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые.
Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.
Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошел по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, ее пример сыграл не последнюю роль.
По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», – сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.
В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.
Земле Русская, граде святый!
Украшай свой дом,
В нём же Божественный
Великий сонм святых прослави.
Почему это песнопение так называется?
Ученики: Оно написано в стихотворной форме.
Учитель: Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?
Ученики: Третья
Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»
Демонстрация иконы
· Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).
В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.
Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (изображение) Александр Невский, (изображение) Сергий Радонежский, (изображение) княгиня Ольга, (изображение) князь Владимир.
На экране икона Ильи Муромского Чудотворца (приложение 1)
Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?
Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.
Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (Илья Муромец)
Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.
Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.
Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.
Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.
Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.
Учитель: О каком чуде идет речь?
/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/
Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.
Ребята, куда отправился Илья Муромец?
Ученики: Защищать Русскую землю.
Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?
/Ответы учеников/
Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?
гусли(изображение)
Былинный напев(игра на фо-но).
Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.
Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.
Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (изображение). Попробуем дать описание его внешности.
/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./
Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)
А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.
В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).
v А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.
Ø Показ портрета А.П. Бородина.
Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.
В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, услышанном нами ранее: что у них общего, а что их отличает?
Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (изображение).
4. Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?
Ученики: Понравился.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов.
/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./
5. Подведение итогов урока
Учитель: Откройте учебники на странице 29.
Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (изображение).
Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?
Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.
Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?
Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.
Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?
Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.
Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»
4. Заключительная часть (рефлексия).
В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).
2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).
3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).
В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.
Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.