Конспект урока, 4 класс, «Святые земли русской».
Оценка 4.9

Конспект урока, 4 класс, «Святые земли русской».

Оценка 4.9
docx
13.09.2020
Конспект урока, 4 класс, «Святые земли русской».
урок.docx

Открытый урок по музыке, 4 класс.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока: «Святые земли русской».

Дата проведения: 14.11.2019.

Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи:     1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

                        2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

                        3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Методы и приёмы работы:     - методы стимулирования и мотивации;

                                                           - метод музицирования;

                                                           - метод соучастия;

                                                           - метод «пластическое интонирование»;

                                                           - метод погружения;

                                                           - метод контроля и самоконтроля;

                                                           - метод имитационного моделирования;

                                                           - приём «Музыкальное приветствие»;

                                                           - приём визуализации;

                                                           - работа со справочной литературой.

Опорные слова:  икона, былина, святость, стихира, тропарь.

Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

                                                 - В. Васнецов «Богатыри»;

                                                 - икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво –

                                                   рец».

Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Вла –

                                                           димира;

                                                       - портрет А.П. Бородина;

                                                       -  В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;

                                                       - рисунки детей на темы: «Русь православная»,

                                                           «Великий колокольный звон»;

                                                       - музыкальный центр;

                                                       - фортепиано;

                                                       - камертон.

Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из

                                                     Мурома»;

                                                  -  А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

                                                     (фрагмент);

                                                   - Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

                                                   - «Тропарь».

 

                                                           Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

v По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»

v Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

 

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

 

Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

 

2.     Вступление.

 

            Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.:       Какой была Древняя Русь?

            Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В.:       Без чего  (какого атрибута) невозможно представить себе храм?

Без чего  (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди?        Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар;  трезвон – каждодневное, обычное звучание;  благовест – церковный праздник.)                

                        Хорошо на колокольне

                        Позвонить в колокола.

                        Чтобы праздник был раздольней,

                        Чтоб душа запеть смогла!

                                        (Священник Владимир Шамонин «Радость»).

  • Набат;
  • Трезвон;
  • Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.

 (Без икон).

3.     Основная часть.

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

 

святые: А.Невский, Сергий Радонежский , княгиня Ольга и князь Владимир…что сделали они для Русской земли?

 

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые.

 

Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность.

 

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошел по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, ее пример сыграл не последнюю роль.

 

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», – сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

                        Земле Русская, граде святый!

                        Украшай свой дом,

                        В нём же Божественный

                        Великий сонм святых прослави.

 

 

Почему это песнопение так называется?

Ученики: Оно написано в стихотворной форме.

Учитель:  Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?

Ученики: Третья

 

Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»

Демонстрация иконы

 

·        Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника). 

В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

 

Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (изображение) Александр Невский, (изображение) Сергий Радонежский, (изображение) княгиня Ольга, (изображение) князь Владимир.

На экране икона Ильи Муромского Чудотворца (приложение 1)

Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?

Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.

Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (Илья Муромец)

Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.

Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.

            Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.

 

Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

            Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

 

            Учитель: О каком чуде идет речь?

/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/

Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

Ребята, куда отправился Илья Муромец?

Ученики: Защищать Русскую землю.

Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?

/Ответы учеников/

Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?

гусли(изображение)

 

Былинный напев(игра на фо-но).

           

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

 

            Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

 

Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (изображение). Попробуем дать описание его внешности.

/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./

Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)

            А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях  в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

v А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.

Ø Показ портрета А.П. Бородина.

Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

 

 

В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, услышанном нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

 

Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (изображение).

4. Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?

Ученики: Понравился.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов.

/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./

5. Подведение итогов урока

Учитель: Откройте учебники на странице 29.

Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (изображение).

Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?

Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.

Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?

Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.

Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?

Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.

Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»

 

4.     Заключительная часть (рефлексия).

В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

            2)  По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

            3)  Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

 

            В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

            Спасибо!


 

Открытый урок по музыке, 4 класс

Открытый урок по музыке, 4 класс

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

А.Невский, Сергий Радонежский , княгиня

А.Невский, Сергий Радонежский , княгиня

Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых

Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты

Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты

Показ портрета А.П. Бородина.

Показ портрета А.П. Бородина.

Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила» 1

Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020