Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пушкино»
Утверждено
приказом директора школы
№ -ОД от « »августа 2019 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Общество и общение»
для 9 «Б» класса
Учитель: Вантеева О.А.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Направление: социальное
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общество и общение» разработана на базе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.13. 2012 года); - Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014); - Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5
Основная особенность курса внеурочной деятельности по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс внеурочной деятельности «Общество и общение» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения. Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Объем часов, отпущенных календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №5 г. Пушкино на данные внеурочные занятия 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
• личностные:
- овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости;
• метапредметные:
- логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
Содержание курса
Содержание курса
№ раздела |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание раздела |
Основные виды деятельности обучающихся |
1 |
Понятие «этикет» |
3 |
Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета. «Портрет культурного человека»
|
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии. Коллективная проектная деятельность |
2 |
История этикета
|
6 |
Зарождение этикета в древности. Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов. Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Этикет в античном обществе. «Этикет разных эпох» |
Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации материала |
3 |
Виды и принципы современного этикета
|
3 |
Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета как основа общих норм этикета. «Нужен ли нам этикет?» публичное выступление
|
Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий) |
4 |
Понятие имиджа |
3 |
Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа «Имидж современного школьника» |
Индивидуальная проектная деятельность |
5 |
Этикет внешнего вида
|
3 |
Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. «Я выбираю свой стиль» |
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии. Коллективная проектная деятельность |
6 |
Речевой этикет |
4 |
Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия. |
«Мой речевой этикет» тестирование , работа над групповым проектом
|
7 |
Этикетные нормы поведения среди сверстников |
3 |
Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в Группе. «Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. |
«Я среди сверстников» анкетирование . |
8 |
Трудные случаи этикета поведения |
4 |
Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре. |
«Конфликтный ли ты?» тестирование
|
9 |
Этикет публичной дискуссии |
5 |
Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющий на данный момент однозначного решения.Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика. Правила проведения дебатов. Возможные проблемы для дебатов. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к тезисам. |
«Нужна ли школьная форма» «Всегда ли правы взрослые» «Подавляет ли коллектив индивидуальность» дебаты |
Учебно- тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
1 |
Что такое этикет |
2 |
Функции и значение этикета. |
3 |
Культурный человек –это… |
4 |
Зарождение этикета в древности |
5 |
Этикет античности |
6 |
Этикет эпохи Средневековья |
7 |
Этикет эпохи Возрождения |
8 |
Восточный и западный этикет: сходства и различия |
9 |
Становление этикетных норм в России |
10 |
Виды современного этикета |
11 |
Принципы современного этикета |
12 |
Этикет поведения в общественных местах |
13 |
Понятие имиджа |
14 |
Формирование имиджа |
15 |
Имидж современного школьника |
16 |
Законы моды и этикет |
17 |
Мода и индивидуальный стиль |
18 |
Основные стили одежды |
19 |
Трудные случаи русского речевого этикета |
20 |
Языковой паспорт человека, его формирование |
21 |
Недопустимость общественного сквернословия |
22 |
Этикет письменного общения |
23 |
Этикет поведения в школьном коллективе |
24 |
Этикет дружеских отношений |
25 |
Что такое настоящий друг |
26 |
Этикет семейного общения |
27 |
Привлечение внимания и поддержание отношений |
28 |
Мы поссорились |
29 |
Умей уступать |
30 |
Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы |
31 |
Правила проведения дебатов |
32-34 |
Подготовка и проведение дебатов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.