Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса

Оценка 4.6
docx
07.04.2022
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса
Занимательная биология 5 класс.docx

Аннотация.

 

  Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта  второго поколения основного общего образования, программы по внеурочной работе.

 

Сроки реализации рабочей программы: 2021-2022 учебный год.

 

Особенности преподавания предмета в данном классе.

 

В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

 Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; прово­дить наблюдения за культурными растениями.

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школь­нику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

-  Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспе­риментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

 - Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

 

Общая характеристика учебного курса.

 

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

 Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

 

Учебно-тематический план

п/п

 

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Интересный мир биологии

25

13

12

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

0

3

3

Познаем себя

7

0

7

 

Итого:

35

14

21

 

Место курса в учебном плане.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.

Количество тем регионального содержания – 12;

Количество лабораторных работ – 3;

Количество экскурсий -2;

Количество бесед – 35;

Количество тестов – 1.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Биологическое образование призвано обеспечить:

· ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

· развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

· овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

· формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Планируемые результаты.

 

Обучающиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий;

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

 - наиболее типичных представителей животного и растительного мира Ямало-Ненецкого АО

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- какую пользу приносят представители животного мира;

- съедобные и ядовитые растения своей местности;

- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

-    выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-    применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

-    ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

-    доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-    предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-    наблюдать предметы и явления природы;

-    оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-    подготовить доклад, презентацию;

-    ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

Личностные результаты обучения:

·       знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·       сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

·       формирование личностных представлений о целостности природы,

·       формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

·       учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·       знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

·       формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

·       владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

·       формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;

·       формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

§     выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;

§     соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;

§     классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

§     роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

§     различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

§     сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

§     выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

§     овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

§     знание основных правил поведения в природе;

§     анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

§     знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

§     соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

§     освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

 5. В эстетической сфере:

§     овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Содержание курса.

 

1.        Интересный мир биологии (25ч)

·         По страницам Красной книги.

·         Биологическая викторина.

·         Легенды о цветах.

·         Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

·         Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

·         Викторина «Час цветов».

·         Виртуальная экскурсия в археологический музей.

·         Экологический турнир «В содружестве с природой».

·         Викторина о птицах.

·         Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

·         Самые «печальные» страницы из жизни животных.

·         Взаимоотношения животных.

·         Способы защиты животных.

·         Самые быстрые, ловкие, сильные.

·         Кое – что о внешнем виде животных.

·         Великаны и лилипуты животного мира.

·         Человек и биосфера.

·         Организм и среда обитания.

·         Культурные растения.

·         Комнатные растения.

·         Лекарственные растения.

·         Съедобные и ядовитые растения.

·         Флора и фауна водоёмов.

·         Флора и фауна  леса.

·         Флора и фауна луга.

2.        Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (3ч)

·         Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

·         Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

·         Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

 

3.        Познаем себя (7 ч)

·         Определение норм рационального питания.

·         Определение темперамента.

·         Оказание первой медицинской помощи.

·         Приготовление фитонапитков.

·         Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

·         Круглый стол « Экология моей местности»

·         Круглый стол «Я и биология».

 

 


Материально-техническое обеспечение учебного курса.

 

Печатные пособия.

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника

2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».

Наборы картинок в соответствии с тематикой.

 

Натуральные объекты.

Гербарии

Основные группы растений

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

 

Приборы.

Раздаточные

Микроскоп

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лупа ручная

 

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы».

 

 

Технические средства обучения.

1.        Компьютер.

2.        Проектор.

3.        Настенная  доска.


 

4.        

Аннотация. Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями

Аннотация. Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями

Воспитательные: - Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе

Воспитательные: - Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе

Количество тем регионального содержания – 12;

Количество тем регионального содержания – 12;

Обучающиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически…

Обучающиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически…

В ценностно-ориентационной сфере: § знание основных правил поведения в природе; § анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

В ценностно-ориентационной сфере: § знание основных правил поведения в природе; § анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

Съедобные и ядовитые растения. ·

Съедобные и ядовитые растения. ·

Материально-техническое обеспечение учебного курса

Материально-техническое обеспечение учебного курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022