Козлова Светлана Викторовна,
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 37, г. Ачинск
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОУ
«Приключения Буратино в стране чудес»
Программное содержание
Образовательные цели:
• Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
• Совершенствовать навык чтения слогов слов и предложений
• Закреплять навыки фонетического разбора слова
• Закреплять понятие буква-звук
• Учить подбирать к картинке соответствующее слово
• Продолжать учить работать со схемой предложения
Развивающие цели:
• Создавать проблемную ситуацию
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные цели:
• Мотивировать (стимулировать позитивную мотивацию детей)
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки
• Рефлексия (самоанализ)
Оборудование: Магнитофон с записью голоса героев (Дуремара, Карабаса Барабаса, Кота Базилио, лисы Алисы); буквы; герои сказки с заданием; схема болота; цветные фишки; предметные картинки; игра «Собери слово» на карточках; игра «Буквы» на карточках; магнитофон с записью (музыка из мультфильма «Буратино. Волшебная дверь»).
Ход занятия:
1. Оргмомент. (Мотивация)
Дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель: Ребята я очень рада видеть Вас!
Воспитатель: СОБРАЛИСЬ ВСЕ ДЕТИ В КРУГ.
Я - ТВОЙ ДРУГ, И ТЫ - МОЙ ДРУГ!
ДРУЖНО ЗА РУКИ ВОЗЬМЁМСЯ
И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЁМСЯ
Воспитатель: А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки!
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ожидает необычное путешествие. Я приглашаю вас страну чудес (Звучит музыка из мульт. Буратино)
Буратино: Привет, ребята! Вы меня узнали?
Дети: ДА. Ты Буратино!
Воспитатель: Буратино, а как ты тут оказался?
Буратино: Я проходил мимо вашего садика и услышал, что вы собираетесь в страну чудес и подумал, что вы сможете мне помочь в моей беде.
Воспитатель: А что случилось?
Буратино: Как вы уже знаете, Папа Карло подарил мне Азбуку, чтобы я пошел в школу. А Кот Базилио и лиса Алиса у меня отобрали Азбуку и спрятали в сундук. А ключ от сундука выбросили в болото. А черепахе Тортилле строго настрого запретили мне помогать. Ребята, помогите, пожалуйста, мне найти золотой ключик.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино найти золотой ключик?
Дети: Да!
Воспитатель: Вспомните, кто в стране чудес ещё охотился за ключиком?
Дети: Дуремар, Карабас Барабас, лиса Алиса и кот Базилио.
Буратино: Точно-точно, Дуремар, синьор Карабас Барабас могут доставить неприятностей. А лиса Алиса и кот Базилио те ещё хитрецы.
Воспитатель: Вы готовы к трудностям и препятствием, которые встретятся у нас на пути?
Дети: Да. Тогда мы можем отправляться в путь?
Дети: Да! (звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза)
Воспитатель: Вот мы и попали в страну чудес. Только вот что я хочу вам напомнить, что на нашем пути могут встретиться разные препятствия. Но если мы проявим воображение и смекалку, то нам ничего не страшно.
Буратино: Сомневаюсь, что я всё это сумею!
Воспитатель: Сомневаться в себе не надо заранее, нужно только проявить труд и старание! А мы тебе в этом поможем. Правда, ребята?
Дети: Да!
Буратино: Вот здорово! Тогда отправляемся в путь.
(Буратино с детьми двигаются под музыку).
Воспитатель: Ребята, а вот и первое испытание.
Карабас Барабас: (звучит аудиозапись): А, попался, несносный мальчишка! Я приготовил для вас сложные задания, и я надеюсь, что вы с ними не справитесь. Ключик точно будет мой!
Буратино: Я пропал. Что же делать?
Воспитатель: Буратино, ребята тебе помогут.
Задание №1
Буратино: Ребята, что вы видите?
Дети: Слоги.
Буратино: Что можно составить из слогов? (из слогов можно составить слова) Ребята, посмотрите, на Мольберте расположены слоги, из этих слогов надо составить слова (дети составляют из слогов слова) Составили? А теперь посмотрите, соответствуют ли слова к картинкам?
Дети: Нет.
Буратино: Тогда найдите нужную картинку и положите с ней рядом слово. А теперь соответствует картинка и слово?
Дети: Да! (болото, ключик, азбука)
Буратино: Молодцы, ребята!
Буратино: Ну что, Карабас Барабас, видел, какие у меня друзья. Не видать тебе ключика. Он наш.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выручили Буратино. Справились с заданиями. Ну а теперь отправляемся дальше. Нам надо искать золотой ключик.
(Буратино с детьми двигаются под музыку)
Буратино: Ребята, а вот и следующее препятствие.
Кот Базилио: (звучит аудиозапись): А, опять этот Буратино! Всё ищешь золотой ключик. Мне Карабас Барабас всё рассказал о золотом ключике. С его заданиями вы справились, а мои-то будут посложней. Ключик точно будет мой.
Буратино: Теперь я точно не найду ключик.
Воспитатель: Не волнуйся, Буратино. Мы попробуем выполнить задания, которые приготовил кот Базилио.
Задание №2
«Зашифрованное слово»
Воспитатель: Цифры по порядку быстро расставляйте! Полученное слово вслух вы прочитайте.
(На мольберте карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово).
(Ключик: дверь, крыса)
Буратино: Ой, ребята, кот Базилио приготовил для нас ещё одно испытание. Ой, как интересно и сложно. Разве можно с этим справиться?
Воспитатель: Не переживай, Буратино, ребята справятся.
Задание №3
Буратино: Давайте вспомним, какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими) (парные: глухие и звонкие )
-Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным)
Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Звукобуквенный анализ определяйте
Фишки с толком подбирайте.
(На полотне расположены слова. Ребёнок определяет в слове звукобуквенную характеристику и фонетический разбор слов, выбирает фишки соответствующего цвета и размещает их на полотне (Ключик: театр, Мальвина, Артемон )
Воспитатель: Что же, мы и здесь проявили отличные знания. Идём дальше.
Буратино: Ура! И с этим заданием мы справились! Молодцы, ребята!
Воспитатель: Мне кажется, что пора отдохнуть. Буратино, ты такой весёлый, может поиграешь с детьми?
(Буратино проводит динамическую паузу)
Буратино: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я вам напоминаю, что если гласная, то руки верх, согласная - вниз, слово обнимаем себя, а если непонятные звуки, хлопаем. Будьте внимательны !!!!
Воспитатель: Отдохнули? А сейчас пора идти дальше. Чтоб найти золотой ключик.
(Буратино с детьми двигаются под музыку)
Воспитатель: А вот и следующее препятствие
Лиса Алиса: (звучит аудиозапись) Ой, мой миленький Буратино, приготовила тебе новое задание, с которым ты, надеюсь, не справишься, и ключик будет мой.
Буратино: Как же здесь разобраться? Мы пропали.
Воспитатель: Не переживай, Буратино, ребята тебе помогут!
Задание №5
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на мольберте написаны предложения, но перед тем как выполнить это задание, мы должны вспомнить, с какой буквы пишутся предложения.
Дети: С заглавной буквой и в конце предложения ставится точка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь будьте внимательны! (Буратино идёт в школу. Папа Карло купил Азбуку).
Воспитатель: Что же, вы и здесь проявили отличные знания. Идём дальше.
Буратино: Ура! И с этим заданием мы справились! Молодцы, ребята!
(Буратино с детьми двигаются под музыку)
Буратино: Ребята, а вот мы и дошли до того болота, где спрятали лиса Алиса и кот Базилио мой золотой ключик.
Дуремар (звучит аудиозапись): Ага, куда это ты собрался? Слышал я, что лиса Алиса и кот Базилио спрятали ключик в боте. Ключик будет мой, если не выполнишь мои задания!
Буратино: Как же здесь разобраться? Мы пропали!
Воспитатель: Буратино, ребята тебе помогут. Надо быть очень внимательными, и задание будет выполнено.
Задание № 6 «Зашифрованные Буквы»
Буратино: В этом задании надо распутать буквы. Но прежде чем нам выполнять это задание, вспомним, что такое буква. Дети (букву мы видим и пишем). На этом плакате запутались буквы, распутайте их. Дети подходят по одному и указкой показывают буквы. Ребята, все буквы мы распутали?
Дети: Да. (КЛЮЧ).
Буратино: Ура! Ключик найден. Молодцы, ребята!
Воспитатель: Буратино, а вот и сундук, теперь мы можем его открыть?
Буратино: Да! Но что-то он не хочет открываться?
Воспитатель: Буратино, наверное, надо произнести волшебные слова?
Буратино: А ну да РЕКС БЕКС ФЕКС (Буратино произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка).
Буратино: Вот здорово! У нас получилось!
Буратино: А вот и моя азбука. Спасибо Вам, ребята, за то, что вы мне помогли отыскать золотой ключик и найти мою азбуку. Я опять смогу пойти в школу. А сейчас мне пора бежать домой к папе Карло. До свидания, ребята, до новых встреч!
Воспитатель: Ребята! Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну чудес, и нам пора возвращаться обратно в детский сад, давайте возьмёмся за руки и закроем глаза. (Звучит волшебная музыка). Вот мы и очутились в нашем детском саду.
Воспитатель: Ой, ребята, а что это за сундучок тут стоит? Давайте посмотрим, что там лежит? (открывает сундучок) Ой, ребята, а тут письмо от Буратино.
Дорогие ребята! В знак благодарности за то, что вы мне помогли найти мою азбуку, я вам приготовил золотые монетки.
Рефлексия (самоанализ)
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше занятие к концу! Вы сегодня все старались, и я хочу у Вас спросить. Ребята, какое занятие у нас сегодня было? Чем мы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось на занятии? (ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.