Тема выступления «Методы и приемы организации работы по повышению мотивации учебной деятельности школьников, по формированию у них интереса к предмету технология». 2020год.
Учитель технологии, изо и черчения: Чалабян Татьяна Владимировна.
МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ», Родионово-Несветайский район, Ростовская область.
С внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта перед учителями встал вопрос: как обучать и воспитывать личность, чтобы это идеально соответствовало новым требованиям, и ребенку было интересно на уроке? Новые стандарты образования требуют, чтобы ученик занимал активную позицию на уроке. Вместе с тем в условиях реализации учебного предмета «технология» в неделимых классах предполагает изучение материала обобщенно: и девочки и мальчики учатся вместе готовить, вышивать, работать по дереву, … Учитывая возрастные особенности учащихся, можно сказать, что не все из школьников проявляют активный интерес к тому или иному разделу предмета. Тогда возникает главный вопрос: как сформировать мотивацию учебной деятельности школьников для реализации учебного предмета «Технология»?
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? «Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Если деятельность имеет мотив, то она будет осуществлена в полном объеме. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Мотивы должны быть не только внешними, то есть стимулирование оценкой, поощрение перед классом и т.д, но и внутренними. То есть у ученика должны быть сформированы свои взгляды, для чего он выполняет данную работы. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности
При формировании мотивации следует учитывать возрастные и психологические особенности школьников.. Личностно-ориентированный подход позволит сформировать благоприятную атмосферу на уроках технологии. Другим фактором формирования положительной мотивации служит содержание учебного материала.
Немаловажен стиль общения учителя и учащихся. Учитель должен выступать в роли сотрудника, помощника для реализации идей учащихся.
При организации урока должна быть своевременная смена деятельности.
Каждому учащемуся необходимо знать, что его труд ему посилен. При неудачах учитель должен помогать ученикам исправить работу, акцентируя внимание на ее ценности и уникальности.
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.
На уроках технологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания успешности урока, я использую в своей работе различные приемы.
Прием "Удивляй!"
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример1. Тема: "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий". Кулинария. (6 класс) Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под Новый год глава семейства покидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно! Пример 2.Конструирование и моделирование (7 класс) Тема: "Поясное изделие. Юбка". Учитель: У древних людей была одна юбка: "и в пир, и в мир и в добрые люди". По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую. Пример 3. Кулинария. Тема: "Блюда из яиц". (5 класс) Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.
Прием "Отсроченная загадка".
Пример. Тема: " Блюда из молока". ( 6 кл.)
Загадку( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!
Прием "Лови ошибку".
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.
Прием " Практичность теории".
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Пример 1 Тема: "Ткани из искусственных волокон". (6 кл.)Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Пример 2: Тема: " Витамины".(7класс). - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Успешность школьного урока большое значение имеет проблемное обучение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.
Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:
1.Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;
2. Умение учителя создавать проблемную ситуацию;
3.Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;
4.Специальная подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов;
Чтобы "включить" познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.
Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.
Например: Урок технологии в 7 классе. Тема: "Снятие мерок". В сказке "Гулливер", лилипутки, измерив пальцы спящего Гулливера, определили размер его одежды. Возможно ли такое?
Ученики должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряд.
Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.
Например: Факт 1:Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих. Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…Как связаны эти 2 факта?(Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)
Применение ИКТ на уроках технологии.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал презентаций. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.
Решение технологических задач.
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.
Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.
Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.
В своей работе использую следующие типы задач:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)
б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача :Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами можно проверить свежесть яйца?
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача. Рассмотрим образец ткани.
Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
д)Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.
-Как это можно объяснить?
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером,
перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в течение дня.
ВЫВОД: технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к технологии.
Применение творческих заданий на уроках технологии.
Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1. составление кроссвордов;
2. сочинение сказок или стихотворений, о каком - либо объекте;
3.выполнение рисунков;
4.изготовление аппликаций из различных видов ткани
5. составление рассказа с технологическими ошибками;
6. составление тестов, опорных схем и конспектов;
7. сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов
8.выполнение практических заданий, мини проектов.
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.
Таким образом, мотивация - залог успеха усвоения учебного предмета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.