Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС.
Оценка 5

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС.

Оценка 5
Педсоветы
docx
искусство
СCУЗ, ВУЗ
09.09.2020
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС.
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффек¬тивное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка.
Развитие творческих способностей Чалабян Т.В..docx

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС».

Руководитель РМО ИЗО Чалабян Т.В.

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»,                                                                               Родионово-Несветайского района

 

"Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут

в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой."
В.А. Сухомлинский

 

Творчество – это проявление индивидуальности, личности человека в какой-либо деятельности.  Для художника творчество в первую очередь выражается в проявлении увлечённости к работе, самостоятельности и стремлении к новизне. Это может проявляться в оригинальном композиционном решении рисунка, поиске средств и техник для его выполнения.  В педагогике творчество для ученика – это проявление его повышенной активности к окружающему миру и его познание. Педагог влияет на творческий процесс учащегося, расширяя его возможности и помогая понять перспективу его развития, формирует художественное мышление и активизирует его творческую деятельность. На уроках рисования педагог старается обогатить знания учащегося в искусстве, раскрывая его  творческие способности.

Творческая деятельность по-разному проявляется у каждого. Для того, кто не активен – это не интересно, он механически выполняет что-то. Для тех, кто пробует, интересуется, наблюдает и познает, пытается применить и выразить на основе сознательных наблюдений – это и есть творческий процесс. К творческой деятельности человека побуждает необходимость в эстетическом развитии. Процесс развития творческих способностей у учащегося – это управляемый процесс, формирующий личность. В большой степени развить творческие способности можно у человека эмоционального и чувственного, т.к. все, что он изображает  всегда связано с оценкой,  при этом именно эти проявления особенно важны. Источником служит необходимость учащегося в получении вдохновения от окружающего мира, т.е. красота природы, людей  и их поступков.

Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержа­ния, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учеб­ник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определён­ных смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение миро­воззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающе­го её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.

Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искус­ства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохрани­лись наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда лю­ди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися.

Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учите­ля стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, по­теря предметных умений ведёт к легковесности и бездей­ственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, — это важнейшая методологическая харак­теристика и установка новых Стандартов основного общего образования.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий уча­щихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельно­сти учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её эта­пы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

На уроке изобразительного искусства учитель имеет воз­можность создавать для этого педагогические условия, кото­рые не могут дать никакие другие школьные предметы.

Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соот­ветствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагают­ся в учебниках, не доверяет исследовательским, по­исковым возможностям учеников: в этом случае у них полу­чаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному разви­тию!

Немного существует учебных предметов, где ученик обла­дает такой свободой реального воплощения своих размыш­лений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной зна­чимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуника­тивных умений учащихся, формирующихся на основе реф­лексии смыслов и путей собственной деятельности и деятель­ности своих товарищей.

Вопросы развития коммуникативных способностей уча­щихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процес­се обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои пози­ции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь уча­щиеся стараются понять авторскую позицию художника и от­ражение в произведении исторической эпохи. Развитию ком­муникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.        

Как сделать УРОКИ изобразительного искусства интерес­ными и содержательными, одновременно доставляющими уча­щимся радость общения с искусством, пробуждающими творческую и познавательную активность ребёнка, формиру­ющими духовно-нравственные качества личности, понимание красоты предметного мира как ценности? Как научить млад­шего подростка воспринимать предмет-образ в единстве фор­мы и содержания, а в собственном декоративном творчестве «высказываться», используя образный язык данного вида твор­чества? Как сделать каждый урок настоящим открытием для ученика, ведя его по художественно-образному пути познания, приобщая его к памяти, к духовной культуре человечества, которая запечатлена в произведениях декоративно-прикладно­го искусства разных времён и народов? Вот основной круг вопросов, над которыми педагог должен работать.

Урок искусства — это особый тип урока, не уклады­вающийся ни в какие догматические схемы, имеющий под­вижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс взаимодействия педагога с детьми, в котором в полной мере реализуется ху­дожественно-педагогическое мастерство учителя и неповто­римая индивидуальность ученика.

     Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффек­тивное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка.

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творче­скую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, ап­пликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно - творческие способности и интересы учащихся. Изобрази­тельное искусство - предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способ­ствовать развитию его творческих способностей.

В новых образовательных стандартах второго поколения особое внима­ние обращено на личностный рост учащегося. Личностный характер прояв­ляется в том, что ребенок реализует свое собственное "Я" через самостоя­тельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание сво­ей работы. Главным условием развития творческих способностей учащегося является удовольствие от умственной деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. На уроках изобразительного ис­кусства это проявляется в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использова­нием средств изобразительного языка). Творческая папка, в которой собраны и хранятся результаты творческой деятельности учащегося может стать допол­нительным баллом при поступлении в высшие учебные заведения  художе­ственной  направленности.

Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

 Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И наша задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. 

 Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.

Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.

Эффективное общение с учащимися обеспечивает благоприятную эмо­циональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности. Считаю очень важным внедрять на уроках технологии оздоровления детей различными средствами: создание комфортного психологического климата на уроке, моменты релаксации, динамические паузы, проявление толерантности, артистизм. Психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения») позволяет определить самочувствие учащихся на уроке.

Уроки искусства и внеклассные занятия содержат в себе огромный твор­ческий потенциал и вместе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же надо стараться  дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Уроки  ИЗО  привлекательны, наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительно­сти, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творче­ского общения. Периодическая организация выставок даёт детям возмож­ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Заня­тия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Процесс детского изобразительного творчества приобретает характер ди­зайнерской деятельности. Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художе­ственного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее вырази­тельного средства для создания конкретного образа. Очень важно давать де­тям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие за­мыслы. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

На занятиях ИЗО ребята осваивают  различные  художественные  материалы  (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладевают  такими  инструментами  как  кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

Для успешной реализации задач и развития творческих способностей максимально использовать интерес, предоставлять им право выбора. Использовать  элементы арттерапии, что позволит с помо­щью изобразительного искусства учить детей выражать свои чувства и фор­мировать у них позитивное мировосприятие.

Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию образного и творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и  коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов.

Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало  внедрения в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.  Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать чётко придерживаться ограничения.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха.

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

Метапредметный подход утверждает, что смысл орга­низации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

Под руководством учителя, который обучает инструмен­тарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуаль­ных качеств учится искать и находить своё решение за­даний по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории фор­мирования человечности в человеке.

Урок искусства для каждого ребёнка  должен стать ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок, который  должен быть каждый  раз новым,  не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости.   Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

                                                                                                                                               

Важным аспектом в формирование  у учащихся художественных способностей  является. Также  и подготовка  педагога, его приверженность искусству, владение навыками и знаниями предмета, проявление активной позиции в интересах изобразительного искусства и творческой деятельности в целом. Важно развивать у учащихся пространственное  мышление, расширять кругозор, учить думать, переживать, чувствовать. Все эти эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу и, соответственно, изображать это в своих рисунках. Именно с преподавателем по изобразительному искусству учащийся может развить свои способности, кругозор, уровень знаний.

 

 

 


 


 

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с

Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искус­ства

Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искус­ства

К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь уча­щиеся стараются понять авторскую позицию художника и от­ражение в произведении исторической эпохи

К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь уча­щиеся стараются понять авторскую позицию художника и от­ражение в произведении исторической эпохи

Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий

Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий

Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художе­ственного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее…

Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художе­ственного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее…

Метапредметный подход утверждает, что смысл орга­низации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем,…

Метапредметный подход утверждает, что смысл орга­низации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем,…

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020