«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в соответствии с ФГОС».
Руководитель РМО ИЗО Чалабян Т.В.
МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ», Родионово-Несветайского района
"Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут
в этом
мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой."
В.А. Сухомлинский
Творчество – это проявление индивидуальности, личности человека в какой-либо деятельности. Для художника творчество в первую очередь выражается в проявлении увлечённости к работе, самостоятельности и стремлении к новизне. Это может проявляться в оригинальном композиционном решении рисунка, поиске средств и техник для его выполнения. В педагогике творчество для ученика – это проявление его повышенной активности к окружающему миру и его познание. Педагог влияет на творческий процесс учащегося, расширяя его возможности и помогая понять перспективу его развития, формирует художественное мышление и активизирует его творческую деятельность. На уроках рисования педагог старается обогатить знания учащегося в искусстве, раскрывая его творческие способности.
Творческая деятельность по-разному проявляется у каждого. Для того, кто не активен – это не интересно, он механически выполняет что-то. Для тех, кто пробует, интересуется, наблюдает и познает, пытается применить и выразить на основе сознательных наблюдений – это и есть творческий процесс. К творческой деятельности человека побуждает необходимость в эстетическом развитии. Процесс развития творческих способностей у учащегося – это управляемый процесс, формирующий личность. В большой степени развить творческие способности можно у человека эмоционального и чувственного, т.к. все, что он изображает всегда связано с оценкой, при этом именно эти проявления особенно важны. Источником служит необходимость учащегося в получении вдохновения от окружающего мира, т.е. красота природы, людей и их поступков.
Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учебник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определённых смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение мировоззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.
Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искусства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохранились наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда люди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися.
Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учителя стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, потеря предметных умений ведёт к легковесности и бездейственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, — это важнейшая методологическая характеристика и установка новых Стандартов основного общего образования.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её этапы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.
На уроке изобразительного искусства учитель имеет возможность создавать для этого педагогические условия, которые не могут дать никакие другие школьные предметы.
Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагаются в учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников: в этом случае у них получаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию!
Немного существует учебных предметов, где ученик обладает такой свободой реального воплощения своих размышлений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной значимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуникативных умений учащихся, формирующихся на основе рефлексии смыслов и путей собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процессе обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь учащиеся стараются понять авторскую позицию художника и отражение в произведении исторической эпохи. Развитию коммуникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.
Как сделать УРОКИ изобразительного искусства интересными и содержательными, одновременно доставляющими учащимся радость общения с искусством, пробуждающими творческую и познавательную активность ребёнка, формирующими духовно-нравственные качества личности, понимание красоты предметного мира как ценности? Как научить младшего подростка воспринимать предмет-образ в единстве формы и содержания, а в собственном декоративном творчестве «высказываться», используя образный язык данного вида творчества? Как сделать каждый урок настоящим открытием для ученика, ведя его по художественно-образному пути познания, приобщая его к памяти, к духовной культуре человечества, которая запечатлена в произведениях декоративно-прикладного искусства разных времён и народов? Вот основной круг вопросов, над которыми педагог должен работать.
Урок искусства — это особый тип урока, не укладывающийся ни в какие догматические схемы, имеющий подвижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс взаимодействия педагога с детьми, в котором в полной мере реализуется художественно-педагогическое мастерство учителя и неповторимая индивидуальность ученика.
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка.
Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно - творческие способности и интересы учащихся. Изобразительное искусство - предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способствовать развитию его творческих способностей.
В новых образовательных стандартах второго поколения особое внимание обращено на личностный рост учащегося. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное "Я" через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы. Главным условием развития творческих способностей учащегося является удовольствие от умственной деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. На уроках изобразительного искусства это проявляется в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Творческая папка, в которой собраны и хранятся результаты творческой деятельности учащегося может стать дополнительным баллом при поступлении в высшие учебные заведения художественной направленности.
Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.
Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И наша задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.
Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.
Эффективное общение с учащимися обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности. Считаю очень важным внедрять на уроках технологии оздоровления детей различными средствами: создание комфортного психологического климата на уроке, моменты релаксации, динамические паузы, проявление толерантности, артистизм. Психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения») позволяет определить самочувствие учащихся на уроке.
Уроки искусства и внеклассные занятия содержат в себе огромный творческий потенциал и вместе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же надо стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Уроки ИЗО привлекательны, наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.
Процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художественного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства для создания конкретного образа. Очень важно давать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
На занятиях ИЗО ребята осваивают различные художественные материалы (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладевают такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
Для успешной реализации задач и развития творческих способностей максимально использовать интерес, предоставлять им право выбора. Использовать элементы арттерапии, что позволит с помощью изобразительного искусства учить детей выражать свои чувства и формировать у них позитивное мировосприятие.
Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию образного и творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов.
Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало внедрения в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства. Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать чётко придерживаться ограничения.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха.
Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.
Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.
Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуальных качеств учится искать и находить своё решение заданий по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории формирования человечности в человеке.
Урок искусства для каждого ребёнка должен стать ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок, который должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Важным аспектом в формирование у учащихся художественных способностей является. Также и подготовка педагога, его приверженность искусству, владение навыками и знаниями предмета, проявление активной позиции в интересах изобразительного искусства и творческой деятельности в целом. Важно развивать у учащихся пространственное мышление, расширять кругозор, учить думать, переживать, чувствовать. Все эти эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу и, соответственно, изображать это в своих рисунках. Именно с преподавателем по изобразительному искусству учащийся может развить свои способности, кругозор, уровень знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.